Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Новости издательства

03.10.2007

Александр Кондаков в программе Радио России
«От первого лица»

Проблемы образования и воспитания человека-гражданина, который будет любить свою страну и работать для ее пользы, не только вечные, но и как никогда актуальны для современной России

Проблемы образования, проблемы воспитания человека-гражданина, патриота, который будет любить свою страну и работать для ее пользы, не только вечные, но, как уверен Александр Михайлович Кондаков, член-корреспондент Российской академии образования, генеральный директор издательства "Просвещение", как никогда актуальны для современной России.

Автор программы планировала разговор об экспертизе школьных учебников. Но вначале беседа затронула иной вопрос. Хорошо или плохо, что в сегодняшней России есть всего один человек, на которого нация смотрит с надеждой? Кто-то усматривает в этом негативные моменты, кто-то - радуется, а гость нынешнего эфира высказал мысль, что у нас начинает работать американская модель...

Кондаков: Не только американская; гораздо важнее то, что у нас в государстве начинается формирование общегражданской, общеполитической культуры. И уж если мы говорим об экспертизе учебников - наверное, к этому и вернемся, - то нужно проводить экспертизу в том числе и на то, насколько они соответствуют общественным установкам формирования ценностей у подрастающего поколения.

Я, например, считаю, что главная задача на сегодняшний день - это формирование гражданской идентичности, вообще понимание, что существует гражданская идентичность россиянина. То есть его отношение к институтам общества, гражданским правам и гражданским обязанностям. Это патриотизм, ответственность за судьбы своей малой родины, своего города, села, но страны в целом, ответственность за процессы, которые происходят и в глобальном масштабе, - на сегодняшний день это тоже очень актуально.

Понимаете, в чем дело? Очень часто мы слышим, - за последние двадцать лет мы, к сожалению, привыкли к этому, - что не ругать власть неприлично. И откровенно говоря, наверное, это одна из наиболее важных проблем, которую должна преодолевать система образования. Мы же превратились в общество без доверия. Мы не доверяем власти, дети не доверяют взрослым, мы не доверяем врачам, общественным институтам. И дети, растущие в обществе без доверия, наверное, одна из главных проблем, которые у нас есть. Мы заранее рассматриваем любое событие в обществе, государстве с позиций негатива. У нас президент определяет основные направления развития государства, высказывает свою позицию. Но ведь мы голосовали за президента! Почему в нашей стране считается, что если ты проголосовал за лидера государства, то ты имеешь право его критиковать или ругать?

Да, критиковать, высказывать свою позицию можешь, но не огульно, а мотивированно. Мы же очень часто сталкиваемся с тем, что человек не высказывает своей гражданской позиции, не приходит на участок для голосования, а потом позволяет себе ругать власть. Так где ж ты был в тот момент, где твоя гражданская ответственность, если ты ругаешь всех и вся, не проголосовав (грубо говоря, против всех: а вот я такой!) Вот это вызывает во мне наибольшее отторжение. Мы требуем, чтобы общество было свободным, но ведь свобода предполагает величайшую ответственность за все, что человек делает, как он поступает и как себя ведет. Почему, например, мы не считаем, что не платить налоги неприлично?

- Не считаем. И не платим...

Кондаков: Не платим, совершенно верно. Почему-то считается, что если появляются деньги, то часть их обязательно нужно куда-то уводить в сторону. Противные мысли почему-то считаются неприличными. И поэтому если возвращаться к экспертизе учебников, в частности, учебников истории, обществознания, родной литературы, родного языка, то есть тех, которые формируют гражданскую позицию, чувство патриотизма в подрастающем поколении, формируют гражданина, то я, к сожалению, должен сказать: несмотря на все усилия Министерства образования и науки Российской Федерации по наведению порядка в экспертизе учебников, я не могу утверждать, что удовлетворен тем, как это происходит. Потому что вкусовщина, оценка каких-то фактов, психолого-педагогические изыски почему-то затмевают главное, что скрывается за страницами современного учебника: это будущая успешность гражданина России. И в этом отношении, думаю, здесь очень много задач еще предстоит решить органам экспертизы...

Подробнее http://www.radiorus.ru/news.html?rid=2532&id=224124

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх