Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Новости издательства

24.06.2015

Светлана Красовская: «В современном учебнике литературы обязательно должны присутствовать современные художественные тексты»

Учитель: хранитель или творец литературного канона? Ученик: обязанность усвоения знания или право понимания и личной интерпретации? Эти и другие вопросы были обращены к участникам круглого стола, который прошел 24 июля в рамках XVIII Фулбрайтовской международной гуманитарной летней школы для учителей русского языка и литературы в МГУ им. М.В. Ломоносова.

Главной темой дня стала национальная классика в школе, борьба за литературный канон в России 2000-х годов. В рамках круглого стола, посвященному этому актуальному вопросу, заведующая редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение» Светлана Красовская рассказала о важности роли учителя и учебника литературы в формировании школьного канона, а также о том, почему современная литература должна быть его неотъемлемой частью.

«Учитель может быть не только хранителем школьного литературного канона, но и его творцом. Так было всегда, с этого, собственно, и началась история отечественного школьного литературного канона, - рассказала Светлана Красовская. – Позднее он закрепился в официальных государственных программах, подготовленных соответствующим министерством, в основе своей сложился в реальной практике преподавания».

В ряду прочих вопросов, широко обсуждалась проблема школьного литературного канона как мощного инструмента воспитания, формирования национальной идентичности, а вместе с ней и проблема учебника по литературе. Что из классики является непоколебимым фундаментом канона? Должна ли в школе изучаться современная литература и зачем? В каком объеме и соотношении должны изучаться классическая и современная литература? Вариативность содержания программы – зло или благо?

Светлана Красовская полагает, что литературный канон обязан быть; он существует всегда и является одним из оснований для формирования национальной идентичности, но при этом он живой, не застывший, как можно подумать, а исторически меняющийся. Притом, что ядро его и объём в целом остаётся неизменным, на периферии предполагается постоянная ротация текстов, обусловливающая его обновление и развитие. Поэтому в современном учебнике по литературе обязательно должны присутствовать современные художественные тексты – какие-то из них (таких, как правило, единицы) впоследствии войдут в ядро канона и останутся в нём, другие – уйдут, сменившись новыми, более актуальными, более совершенными, талантливыми. Поэтому и учебники должны быть во множественном числе и время от времени обновляться.

«Мотивация школьников к чтению, в том числе классических текстов, очень часто начинается с приобщения их к литературе, близкой им по реалиям, возрасту, психологии, - отметила Светлана Красовская. - Воздух классики – это разреженный воздух гор. Им нужно научиться дышать, и опыт этот даётся ценой медленного и постепенного восхождения от привычного смешанного непрозрачного воздуха современности к прозрачной ясности прошлого. Незаменимый проводник на этом маршруте – учитель».

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх