Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Новости издательства

06.08.2014

А. Соловейчик: «Авторский контент воспринимается глубже и он интереснее, чем совокупность разрозненных элементов из разных источников».

По итогам Круглого стола, состоявшегося 29 июня в МИА «Россия сегодня», вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение» Артем Симонович Соловейчик дал интервью журналистам ресурса Education-events.ru, в котором рассказал о методологических основах создания контента электронных учебников, авторских методиках, применяемых в цифровых продуктах издательства и о взаимодействии с производителями цифрового оборудования.

- Поделитесь, пожалуйста, мыслями об использовании отдельных электронных образовательных блоков при подготовке к учебным занятиям в зависимости от конкретной группы учащихся.

Артем Соловейчик, вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение»:

- Сегодня в высшем и профессиональном образовании запрос со стороны студентов и специалистов зачастую формулируется так: «не говорите мне лишнего, я хочу выучиться конкретной профессии». И чем короче такое обучение – тем лучше. Например, я хочу выучиться на сварщика за 3 месяца. Или для того, чтобы стать юристом, мне нужны знания по определенной теме в одном учебном заведении, а другие знания и навыки интересно взять в другом.

Получается, что со стороны рынка развивается запрос на блочную систему – формирование образовательных блоков по конкретным темам.

И те, кто предлагает пятилетние программы обучения, проигрывают маленьким компаниям. Такие компании не могут разрабатывать длительные курсы из-за ограниченности ресурсов. И для продвижения собственных краткосрочных образовательных продуктов придумывают интересные ходы. Налицо две совпадающие тенденции – со стороны заказчиков и разработчиков.

Поэтому даже крупные издательства стараются в настоящий момент готовить образовательные блоки, которые связаны между собой содержательно и в то же время являются самодостаточными. Такие блоки могут затрагивать различные дисциплины: философию, психологию, юриспруденцию, физику, химию и т.д.

Система знаний складывается из:

  • Специализированных образовательных блоков (биты знаний).
  • Базы общих знаний и большого количества веб-ресурсов, куда можно обратиться при изучении блока, если неясны какие-то основы.
  • Некой надстройки – например, синхронистической таблицы, в которой можно увидеть, как отдельный образовательный блок вписан в общую систему знаний и куда двигаться дальше при изучении той или иной темы.

Чем такой современный подход хорош для рынка? Разработчики и издатели могут продавать биты знаний. И потребителю проще и психологически легче купить образовательные программы и курсы, например на 3 месяца, а не на 5 лет.

Если мы говорим о школе, то существует крайняя точка зрения, что выбор таких образовательных блоков для изучения нужно предоставлять самому ребенку. Он сможет сам выбрать свою образовательную траекторию. В качестве примера подобного подхода можно привести Школу Тубельского. Другая точка зрения предполагает, что ребенок в школе еще не готов к грамотному самопределению в отношении собственного образования: он пока не знает, к чему предрасположен, что может хотеть узнать и чему научиться.

Если говорить об учителях – то каждому издательству хотелось бы максимально закрыть потребность учителя в образовательных ресурсах, чтобы он не шел к другому издателю и разработчику. Но Интернет предоставляет сегодня все возможности для активного учителя. И педагог может создать собственный учебник, урок или курс на основе материалов из Интернета.

При этом любому человеку важно взаимодействие и возможность увидеть авторскую точку зрения на тот или иной контент. Авторский подход позволяет более личностно преподносить тему или предмет ученикам.

Ведь дело не в том, чтобы «впихнуть» в ученика все имеющиеся знания, а в том, чтобы дать знания очень личностно. Если мы, как издатели, не имеем такого автора, который может личностно и интересно для учителей преподнести методический материал, то уже не важно, какие у нас есть отдельные образовательные блоки.

Нет задачи по созданию из разных блоков общих знаний по теме. Но есть цель – научить ребенка учиться, чтобы он мог потом сам взять то, что ему нужно. И сейчас появились «перевернутые классы», помогающие высвободить время в классе для обсуждения материала, уже пройденного учениками дома самостоятельно.

Большое количество новых возможностей приводи к тому, что встают вопросы, которых не было перед нами раньше.

И мы ищем новые подходы. Объявили о проекте по созданию не электронной, а мотивирующей образовательной среды (МОС), которая поможет мотивировать учителя на создание разработок и ресурсов и ученика на поиск интересных знаний. Мы хотим поставить в деятельностную позицию всех субъектов образовательного процесса.

 

- Как издательства относятся к наработкам и созданию образовательных блоков самими учителями? Насколько вы готовы их использовать наравне с разработками экспертов и методистов?

Артем Соловейчик: - Полагаю, в эту сторону мы и будем двигаться. Уже около шести лет развивается проект «Урок Просвещения» по созданию методических разработок уроков, внеклассных мероприятий и занятий в системе дополнительного образования по учебникам и учебным пособиям, выпущенным издательством «Просвещение». И за эти шесть лет накоплено много таких методических учительских проектов.

Также за последние 15-20 лет у нас собран огромный материал из разработок профессоров, писателей, методистов и ученых.

Сайт нашего издательства каждый месяц посещает порядка 5 млн уникальных пользователей. И на основе реального общения с учителями мы можем видеть релевантный срез ситуации в стране. 80% трафика на сайте направлено именно на те материалы, которые создают сами учителя, а не на разработки экспертов. И это такой факт, с которым надо понять, как взаимодействовать.

Я задал вопрос учителям: «Чем именно вас привлекает раздел учительских разработок?» Ответ: «Я не беру урок целиком, но использую некоторые элементы из разработок коллег. Например, я всю жизнь преподавала Маяковского, но никогда не брала определенную цитату из его поэмы. А теперь из опыта коллеги вижу, что такая цитата будет сейчас очень актуальна. В потоке разработок для учителей есть масса деталей и возможностей, из которых можно выбрать и сформировать новое представление о своем предмете и том, с чем выйти к ученикам. Познакомившись с разработками коллег – выхожу заряженным. А в случае экспертных наработок… порой не могу запомнить, что же я должна в итоге сказать и с чем выйти».

Вот и видна разница: учителя создают «живой» материал. Но как вписать такой живой материал в образовательное пространство, как его систематизировать? Мы пока не знаем.

 

- Если говорить о необходимости взаимодействия с производителями цифрового оборудования (планшетов и т.п.) при подготовке электронных ресурсов и учебников, как развивается такое сотрудничество? Артем Соловейчик: - Конечно, каждому издательству было бы гораздо удобнее иметь определенные планшет/устройство/ платформу, для которых мы бы готовили наши учебники. Многих рисков можно в этом случае избежать и быть уверенными, что наши материалы ученики и преподаватели увидят именно в том виде, в каком мы их задумали.

Можно договориться с производителями и продавать планшеты с уже предустановленным образовательным контентом – например, с электронными учебниками от «Просвещения» по всем предметам.

Но такой вариант сейчас нереален.

Во-первых, совокупная цена планшета и контента в этом случае не соответствует цене бумажных копий учебников.

А во-вторых, конечным потребителям удобнее иметь один планшет, но с электронными учебниками и материалами от разных производителей.

И мы неизбежно приходим к необходимости создания мультиплатформенных образовательных ресурсов. К решению этой задачи есть разные подходы. Создание электронной образовательной среды – один из них.

Но, повторю, наш многолетний опыт показывает: авторский контент воспринимается глубже и он интереснее, чем совокупность разрозненных элементов из разных источников.

Когда мы создавали издательский дом «Первое сентября» и публиковали наши журналы в 90-х годах – мы были теми, кто нес учителям новый контент из Минобрнауки. Когда появился Интернет, выяснилось, что наша новая роль – быть теми, кто умеет исследовать Интернет и с авторской точки зрения представить собранный контент. И это оказалось и интереснее, и еще более востребовано, чем простое заполнение лакун в знаниях.

Как уже упоминалось на Круглом столе, технологии развиваются очень быстро, и многие вопросы, которые мы сейчас друг другу задаем, могут сняться возможностями технологий через 5 лет. Например, будет неважно, на чем ты просматриваешь или проигрываешь контент – он сам адаптируется под нужное устройство, или можно будет получать и изучать учебники в любое удобное учащемуся время. 

- Насколько, по вашим впечатлениям, к двустороннему общению издательств и IT-компаний подключено Минобрнауки РФ?

Артем Соловейчик: - Сейчас все стороны открыты к диалогу. Ни по одному другому проекту Министерство, на мой взгляд, не было в такой демократичной позиции, как сейчас по проекту с внедрением и разработкой электронных учебников.

http://education-events.ru/2014/08/06/expert-comments-about-e-textbooks-in-schools/

 

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх