Завершился обучающий семинар для педагогов среднего общего и дополнительного образования «Профильное и углубленное изучение математики на ступенях основного общего и среднего общего образования». В течение пяти дней представители школ, лицеев и гимназий из более чем 20-ти регионов страны обменивались опытом и знакомились с новыми образовательными технологиями.

Программа семинара была подготовлена Образовательным центром «Сириус» совместно с издательством «Просвещение», а также руководителями январской математической смены Назаром Хангельдыевичем Агахановым и Максимом Яковлевичем Пратусевичем. Так как значительная часть участников семинара работают в профильных физико-математических классах, большое внимание в программе семинара было уделено рассмотрению учебно-методических комплексов для углубленного изучения математики, которые представили:

Александр Александрович Прокофьев, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, зав. кафедрой "Высшая математика №1" НИУ МИЭТ (г.Москва), учитель математики высшей категории, автор УМК «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (Углубленный уровень) в 10-11 классах» (соавтор М.И. Шабунин).

Максим Яковлевич Пратусевич, директор Президентского физико-математического лицея №239 (г. Санкт-Петербург), кандидат физико-математических наук, победитель конкурса "Лучший директор России" 2012 года, почетный работник общего образования Российской Федерации, автор УМК «Алгебра и начала математического анализа (углубленный уровень) в 10-11 классах», соавт. К.М.Столбов, А.Н.Головин.

Ограниченное время семинара не позволяет охватить все многообразие сложных тем курса математики, поэтому руководители семинара ставили задачу на отдельных темах показать наиболее эффективные методические приемы и интересные подходы к решению некоторых классов сложных задач, оставляя слушателям возможность выбора из множества идей тех, которые наиболее применимы в их классах и школах.

В процессе освоения программы повышения квалификации педагоги познакомились с опытом работы в профильных классах и подготовки учащихся к олимпиадам преподавателей январской математической смены:

  • Победитель конкурса "Учитель года России" 2012 г. Вадим Николаевич Соломин (Президентский ФМЛ №239, г.Санкт-Петербург) рассказал об использовании монотонности функции в разных задачах.
  • Победитель конкурса лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» Егор Константинович Филатов (Президентский ФМЛ №239, г.Санкт-Петербург), провел практикум «Планиметрические задачи на построение», показав применение прикладных программ.
  • Член жюри и методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по математике, тренер сборной России на Международную олимпиаду школьников по математике Кирилл Андреевич Сухов, (Президентский ФМЛ №239, г.Санкт-Петербург), поделился опытом подготовки учащихся к решению олимпиадных задач самого высокого уровня.
  • Подходы к решению задач о последовательностях раскрыл Александр Савельевич Штерн, кандидат физико-математических наук, доцент Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, председатель Региональной ПМК Всероссийской олимпиады школьников по математике и методической комиссии олимпиады им. Г.П.Кукина, заместитель директора АНО ДО "Перспектива" по научно-методической работе.
  • Елена Анатольевна Труфанова, учитель математики лицея №23 г. Калининграда, руководитель Центра дополнительного математического образования, рассказала о методике решения задач с параметрами и задачах с физическим содержанием, ее лекции получили наибольшее количество положительных отзывов слушателей семинара.
  • Сергей Геннадьевич Волченков, доцент Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова, кандидат технических наук, член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, систематизировал типы и приемы решения задач о графах на кружках и олимпиадах.
  • Олег Юрьевич Дмитриев, член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, шестикратный лауреат Всероссийского конкурса учителей математики и физики фонда «Династия» (преподаватель Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского), систематизировал идеи использования преобразования площадей в задачах, рассказал о ежегодном турнире математических боев "Кубок Урала им. С.Г.Корытова",  а так же дал обзор задач.

Данный формат повышения квалификации позволил педагогам увидеть, как организуется работа с детьми на практике. Кроме того, слушатели имели возможность обсудить с преподавателем используемые методические приемы.

Программа прошедшего семинара включала два мастер класса:  Фантазии на тему: «Мотив дополнения» Вадима Николаевича Соломина и «Геометрия масс» Игоря Владимировича Черняева (Президентский ФМЛ №239, г.Санкт-Петербург),  соисполнителя раздела "Математика" проекта "Российская Электронная Школа" Министерства образования и науки РФ.

Запись онлайн транслируемых лекций и мастер-классов можно посмотреть по ссылке.

Посетив ОЦ «Сириус», слушатели познакомились не только с организацией образовательного процесса по олимпиадной математике, но и с другим важным направлением работы центра - инновационными практиками организации проектной и исследовательской работы школьников в лабораториях и мастерских Научного парка «Сириус».

Завершил семинар круглый стол, на котором участники семинара поделились своими впечатлениями о содержании семинара, идеями, возникшими у них на занятиях семинара, рассказали о своем опыте работы:

Татьяна Владимировна Ковалева (МБОУ СОШ №3 п.Ванино Хабаровского края) рассказала об организации деятельности МБОУ СОШ №3 п.Ванино по профориентации и профессиональному самоопределению обучающихся в рамках проекта «Школа-Предприятие-Вуз».

Сергей Константинович Кожухов, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики, физико-математического факультета Орловского государственного университета им. И.С.Тургенева в продолжении темы одной из лекций семинара представил свое учебное пособие «Задачи с параметрами».

Алена Александровна Забусова, учитель математики МБНОУ «Городской классический лицей»  г.Кемерово рассказала об опыте организации работы с мотивированными школьниками в профильных классах лицея: летних метапредметных практиках.

Семинар позволил учителям объединиться в группы для совместной работы, примером работы такой группы стала презентация «Создание цепочки задач как элемент творческой деятельности учителя и ученика на уроках математики». Работа над этой идеей объединила педагогов  Академической гимназии №1534 Солдатову Галину Валентиновну, Захарова Александра Юрьевича, Кочагина Вадима Витальевича, Лицея №1535 Кулагина Алексея Николаевича, Лицея №1553 им. В.И.Вернадского г.Москвы Буренко Александру Михайловну, Соколову Ларису Александровну, Гимназии №19 г.Омска  Полуэктову Наталью Павловну и преподавателя образовательной компании «ЕГЭ-студия» Фомичеву Анастасию Валентиновну.

Участники семинара отметили высокий уровень его организации, актуальность проводимых лекций и мастер-классов, высокую квалификацию преподавательского состава, сформулировали темы, которые было бы им интересно изучать на семинарах, проводимых Образовательным фондом «Талант и Успех».

Главным итогом семинара являются не только полученные педагогами знания и практические навыки работы в области олимпиадной, профильной и углубленной математики, но прежде всего решимость использовать опыт, приобретенный в ОЦ «Сириус» в работе с учащимися в условиях родного города и школы, а также желание сохранить установленные контакты с коллегами из других регионов.

Из анкет участников:

 «… мастер-классы и практикумы открыли для меня некоторые интересные, нестандартные методы решения сложных задач...»

«... по организации семинара понравилась возможность не только интенсивно учиться, хотя несомненно это важно. Но и познакомиться с организацией, где мы учимся...»

«Я получил, то за чем приехал сюда в очередной раз: заряд эмоциональный и интеллектуальный. Интересный подход к работе преподавателей интересного лицея еще раз дает мощный стимул для работы с детьми в таком же формате: иногда чуток формально, иногда шутя, иногда даже играя. Подбор тем лекций, практикумов и мастер-классов показался вполне удачным и разнообразным, познавательным и полезным. Надеюсь увиденное, услышанное, записанное проработанное далее глубоко воплотиться в нечто полезное на моих занятиях. Замечательный экскурсовод. Отличная поездка в горы. Интересные учителя-коллеги со всей страны…»