Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень


Глава V. ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

§ 28. Индивид, индивидуальность, личность

Вспомните:

 

  как соотносятся в человеке биологическое и социальное? В чем проявляется врожденная предрасположенность к развитию человеческих качеств? Что такое социальная роль? Какие социальные нормы действуют в обществе?

      Данный параграф открывает главу, посвященную личности, ее взаимодействию с ближайшим окружением, общению с окружающим социумом.
      В научных спорах о личности можно выделить три основных подхода к ее трактовке. Условно эти подходы можно обозначить как: 1) антропологический; 2) социологический; 3) персоналистический.
      Для антропологического подхода к личности характерно представление о ней как о носителе общечеловеческих свойств. Личность рассматривается как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого Homo sapiens, и уподобляется понятию индивида. В свое время антропологический подход к человеку нашел свое классическое выражение в трудах Л. Фейербаха (1804—1872 гг.), который рассматривал его прежде всего как продукт природы и уделял сравнительно небольшое внимание значению социальных отношений в формировании личности.
      С позиций социологического подхода личность рассматривается преимущественно как объект и продукт социальных отношений. В работах французских ученых — социолога Э. Дюркгейма (1858—1917 гг.), этнолога и философа Л. Леви-Брюля (1857—1939 гг.), психолога Ж. Пиаже (1896—1980 гг.) и др. — разрабатывался принцип социальной обусловленности психики, выдвинутый в свое время еще А. Сен-Симоном (1760—1825 гг.).
      Эволюция самого понятия личности от первоначального обозначения маски, затем актера и, наконец, его роли дала толчок для развития представлений о личности как системе ролевого поведения под влиянием социальных ожиданий. Это нашло свое выражение, в частности, в так называемой ролевой теории личности, разрабатываемой американскими психосоциологами Т. Парсонсом (1902—1979 гг.), Д. Г. Мидом (1863—1931 гг.) и др.
      В какой-то мере в качестве противовеса двум названным подходам существуют попытки понять и объяснить личность как абсолютно самостоятельную и индивидуально-неповторимую целостность.
      Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма, усматривающего сущность личности в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Заброшенный в современный индустриальный мир вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяя свое «Я» в массе. Эти идеи развивались в работах М. Хайдеггера (1889—1976 гг.), Ж. П. Сартра (1905—1980 гг.), К. Ясперса (1883—1969 гг.) и др. крупнейших представителей экзистенциализма.
      Все сказанное выше не исключает возможности и правомерности различных подходов к изучению и характеристике личности.
      Современная социальная психология рассматривает изучение личности как актуальную научную проблему. Ученые спорят о сущности личности и ее структуре.

КОГО МОЖНО СЧИТАТЬ ЛИЧНОСТЬЮ

      Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в науке.
      Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.
      При всем разнообразии толкований понятия «личность» авторы их согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: овладеть речью, разнообразными моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

      Еще в 1937 гг. исследователь Г. Олпорт насчитал 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии.

      В связи со сказанным правомерными являются вопросы: а может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник?
      Однозначного ответа на эти вопросы не существует, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения. Однако большинство ученых склонны признавать за всеми людьми право называться личностью; хотя иногда — с определенными оговорками. Ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды происходит развитие и оформление его качеств в целостную систему.
      Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений по сравнению с нормой до значительных разрушений личности при заболеваниях разной тяжести. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием «патологическая», или «аномальная», личность.
      Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки обращены против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъекта деятельности, ориентироваться в пространстве и во времени и т. п. В этом случае можно говорить о деградации личности.
      Зрелая личность характеризуется целостностью и иерархичностью. Целостность означает, что человек в разных условиях ведет себя предсказуемо. А под иерархичностью понимается способность человека управлять своими биологическими потребностями. Иными словами, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных условий, а на основе системы ценностей, которая складывается годами.
      Еще одна характеристика зрелой личности состоит в том, что человек всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой он занимается. Личность способна сама определять для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы их выполнения. Иногда она даже не ждет вознаграждения за свою работу, если эта работа приносит ей удовлетворение. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой преследования (например, со стороны властей) и потери многих жизненных благ. В качестве примера стоит напомнить общественно-политическую деятельность академика А. Д. Сахарова (1921—1989 гг.).
      Проявляется личностная зрелость и в ее взаимоотношениях с другими людьми. Для зрелой личности характерно воздействие на рост и развитие других людей. Причем влияние это необязательно носит непосредственный характер. По-настоящему зрелые личности влияют не только на своих современников, но и на потомков. Имена таких личностей составляют гордость всего человечества. Таких людей называют властителями дум, честью нации, гордостью народа. Вы сами можете назвать таких людей прошлого или настоящего.

ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

      Но, может быть, для определения зрелой личности можно ограничиться термином «индивидуальность»? В большинстве словарей и учебников по психологии индивидуальность определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности.
      Однако и это определение порождает ряд вопросов. Например, можно ли отнести к свойствам индивидуальности особенности проявления ее способностей или протекания психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, чувств, воли, мышления)?
      При рождении индивидуальность человека ограничивается только свойствами его организма (цвет волос, тембр голоса, рисунок кожи на пальцах и др.), но по мере того, как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на все более высокие уровни. Приобретение нового опыта, выполнение иных социальных ролей влекут за собой дальнейшее изменение индивидуальности.
      Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Так, два человека, имеющие два одинаковых набора свойств (что маловероятно даже для однояйцевых близнецов), все равно будут не похожи по поведению, поскольку связи между свойствами будут разные.
      Тем не менее в науке существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

      Графически соотношение понятий «личность» и «индивидуальность» можно изобразить как два круга, частично наложенные друг на друга таким образом, чтобы они не совпадали полностью, но имели какую-то общую площадь. Совпадающая площадь — это те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности. Оставшаяся площадь круга, символизирующего личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. «Остаток» индивидуальности представляют биохимические, общесоматические (этим термином обозначают разного рода явления в организме, связанные с телом, в противоположность психике) свойства, характеризующие человека как биологический организм. К индивидуальным признакам, не относящимся к личности, принадлежат физическая конституция (строение тела), тип нервной системы, темперамент, природные задатки.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

      Если проанализировать историю изучения личности, то можно обнаружить, что почти все ученые, пытавшиеся вникнуть в суть этого сложного психического образования и понять механизм его функционирования, приходили к мысли о необходимости выделения отдельных элементов в структуре личности и анализа взаимосвязей между ними.
      В Философском энциклопедическом словаре «структура» определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
      Таким образом, чтобы провести структурный анализ какого-то сложного объекта, надо: 1) выделить элементы, из которых он состоит; 2) изучить характер связи между этими элементами; 3) выявить механизм целостности структуры, позволяющей ей сохранять целостность при изменении среды. При выделении элементов важно учитывать, что они должны содержать в себе основные характеристики целого, а не быть просто его частями; их количество должно быть достаточным для полного описания личности, но не чрезмерным.
      Структура личности — специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.
      Существует ряд вариантов построения и описания структуры личности. Один из таких вариантов многоуровневой модели личности строится на соотношении социального и биологического (схема 1). При этом первый уровень представлен теми компонентами личности, которые определяются биологическими свойствами: темпераментом, особенностями, связанными с полом и возрастом. Второй уровень включает в себя личностные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления и др.). Он обусловлен и биологическими, и социальными факторами. Третий уровень, обусловленный преимущественно социальными факторами, состоит из привычек, умений, навыков и знаний личности. Наконец, четвертый уровень имеет исключительно социальную обусловленность и представлен такими характеристиками личности, как убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания.

      Схема 1

      Другой вариант модели представлен в схеме 2. Эта модель выделяет три уровня рассмотрения и проявления личности.

      Схема 2

      Оригинальную схему структуры личности предложил основоположник психоанализа З. Фрейд (1856—1939 гг.).
      Его структурная модель включает в себя три структурных компонента: Ид, Эго и супер-Эго.
      Ид (в переводе с латинского «оно»), по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название «принцип удовольствия». Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической манере, невзирая на последствия для других и вопреки самосохранению. Поскольку Ид не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в достижении своей цели. Этот факт может представлять опасность для индивидуума и для общества.
      Эго (от лат. «я») — это часть психики, ответственная за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. В борьбе за выживание (против как внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид) Эго должно осуществлять постоянное различение между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире.
      Эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до момента, когда будет найдена возможность достигать разрядки подходящим способом. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии Ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Например, удовлетворение сексуальной потребности откладывается до тех пор, пока не появятся подходящий объект и обстоятельства. А когда объект и условия идеальны, поведение подчиняется принципу удовольствия. Принцип реальности вносит в поведение человека меру разумности. Таким образом, Эго является «исполнительным органом» личности: областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.
      Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм, разумно совместимых с теми, которые приняты в его окружении. Все это приобретается посредством формирования супер-Эго (от лат. «сверх-Я»).
      Фрейд разделил супер-Эго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект супер-Эго — это Эго-идеал. Он формируется из того, что окружающие одобряют или высоко ценят в человеке; он ведет индивидуума к выбору для себя высоких стандартов, которым следует соответствовать. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими академическими достижениями.
      Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Супер-Эго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистическими. Супер-Эго отвечает за мораль, нравственность и религию, принимаемые личностью, и формируется в результате идентификации с обоими родителями.
      Несмотря на разнообразие подходов к структуре личности, все они отражают ее целостность и интегративность, так как включают биологические, социальные и психические компоненты.
      В структуре личности можно выделить как относительно устойчивые черты, так и динамично меняющиеся. Многие свойства личности устойчивы по своей природе. На протяжении жизни практически не меняются ее темперамент, особенности психики.
      Устойчивость личности проявляется в таких чертах, как направленность, жизненные установки и убеждения. Изменчивость личности может проявляться как в изменчивости моделей поведения, так и в смене настроений, эмоций, жизненного опыта. Иногда изменчивость носит характер беспринципного следования чужой воле, утраты своего «Я». От такой изменчивости шаг до полной утраты личности. Примером существа, лишенного личностных свойств, служит герой новеллы Р. Брэдбери «Марсианские хроники». Он полностью лишен личностной определенности и самостоятельности, постоянно меняется в зависимости от желаний того человека, в сферу влияния которого он попадает.
      Противоположный герой предстает в книге известного психолога А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность». О личности в ней сказано: характеристика «этого высшего единства человека, изменчивого, как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство... Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений он, как личность, остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым».
 Основные понятия: индивид, индивидуальность, личность.
 Термины: экзистенциализм, Ид, Эго, супер-Эго.

Проверьте себя

      1) Какие признаки характеризуют понятие «личность»? 2) В чем проявляется зрелость личности? 3) Как соотносятся понятия «индивид» и «индивидуальность»? 4) Из каких элементов состоит структура личности?

Подумайте, обсудите, сделайте

      1. Можно ли считать личностью младенца-императора Ивана Антоновича (вспомните из курса истории его драматическую судьбу)? Свой ответ аргументируйте.
      2*. Нарисуйте схему своей личности в виде «древа личности». Устно объясните, почему те или иные личностные характеристики вы поместили в каждой из частей схемы.
      Примите к сведению, что почва — прародительский генофонд, т. е. генетическое наследство, в которое уходит корнями древо.
      Корни могут вбирать в себя генотипические свойства матери или отца или понемногу от каждого из них, как и от других родственников, на которых чем-то похож в своем поведении и проявлениях человек.
      Ствол — формирующиеся в процессе развития психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных, базовых особенностей с окружением. Стволовая часть символически означает характер, эмоции, интеллект, коммуникативный стиль (способ общения с другими людьми).
      Крона «древа личности» охватывает сферу интересов, социальной активности, моральных качеств. Ее в значительной степени формирует окружение, среда. Но и высшие уровни личности, впитывая культурно-исторические ценности, избирательно тянутся к одним явлениям жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности и отталкиваются от других.
      3. Писатель Ю. Трифонов (1925—1981 гг.) в рассказе «Другая жизнь» говорит о своем герое: «Неудачи из года в год добивали его, вышибали из него силу, он гнулся, слабел, но какой-то стержень внутри его оставался нетронутым — наподобие тоненького стального прута, — пружинил, но не ломался. И это было его бедой. Он не хотел меняться в своей сердцевине, и это значило, что, хотя он мучился и много терпел от неудач, терял веру в себя, увлекался нелепейшими безумствами, заставлявшими думать, что у него помутился разум, приходил в отчаянье и терзал всем этим свое бедное сердце, он все же не хотел ломать то, что было внутри его, такое стальное, не видимое никому».
      Можно ли утверждать, что герой сохранил свою личность? Аргументируйте свое мнение, опираясь на материал параграфа.
      4. Проведите в своем классе небольшое социологическое исследование. Предложите одноклассникам составить список из 10 зрелых личностей. При этом спросите, кого одноклассники считают зрелыми личностями. Обратите внимание, есть ли в предложенном перечне личностей наши современники. В какой сфере деятельности преимущественно проявляют себя эти личности? На основе полученных данных составьте рейтинг и проанализируйте результаты.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из работы современного российского социолога В. А. Ядова.

Личность как предмет изучения

      Если естественные науки, имея предметом изучения человека, анализируют его свойства как биологического и нередко биосоциального организма, то личность как социальное качество человека является предметом исследования социальных наук: философии, социологии и психологии.
      Философия имеет дело с коренными мировоззренческими предпосылками изучения личности и человека, с решением таких фундаментальных (методологических) проблем, как определение места человека в системе мироздания, его сущности, т. е. ведущих свойств, остающихся неизменными в многообразных связях и отношениях его с внешним миром...
      Социология исследует личность со стороны ее... свойств в качестве определенного социального типа, основные черты которого есть продукт принадлежности к определенному месту в социальной структуре и детерминированы этим положением. Для социолога личность есть интеграция социально заданных функций, ролей, вывернутый вовнутрь «социум».
      ...В отличие от социологии общая психология исследует в личности прежде всего и главным образом ее субъективное начало, ее внутреннюю природу, обусловленную, конечно, социальными условиями, которые сами по себе предметом изучения здесь не являются. Напротив, психолога интересует выявление опосредующей роли внутренних психических свойств и процессов в восприятии воздействий внешней социальной среды, изучение регулятивных функций в поведении личности именно этих внутренних ее свойств и качеств: характера, темперамента, задатков и способностей, мотивации...
      Предмет социальной психологии — исследование... типологии социального субъекта как индивида, изучение исторически и социально конкретно обусловленных типов социальной деятельности, взятых на уровне внутренней психической структуры: мотивации, ценностных ориентаций, социальных установок и других... образований.
 Вопросы и задания: 1) Укажите, что является предметом при изучении человека в естественных науках. 2) Чем различается изучение человека в естественных и социальных науках? 3) Что изучают в личности философия? психология? социальная психология? 4) Чем вы можете объяснить межпредметный интерес к проблемам личности?

§ 29. Возраст и становление личности

Вспомните:

 

  что такое возраст? В чем состоят особенности подросткового возраста? Какие виды деятельности играют решающую роль в каждый период жизни человека? Что представляет собой «пирамида потребностей» по А. Маслоу?

      Чаще всего возраст любого объекта определяется как длительность его существования. Применительно к человеку возраст связывают не только с длительностью существования (исчисляемого с момента рождения), но и с рядом последовательных фаз становления, развития личности.
      Известный российский психолог Л. С. Выготский (1832—1920 гг.) определял возраст как относительно замкнутый период развития, имеющий собственное содержание и динамику. С его точки зрения, хронологический возраст и психологический возраст — два разных, несовпадающих понятия.
      Человек проживает свою жизнь во времени. Однако это время представляет собой достаточно сложное образование. С одной стороны, личное время жизни состоит из взаимосвязи событий прошлого, настоящего и будущего. Протекание жизненных событий отражает объективное проявление временны́х отношений (биологических и социальных). Этот ход времени фиксируют часы, месяцы, годы. Этот возраст зафиксирован в официальных документах человека. Помимо этого, для каждого человека важную роль играет субъективное отражение времени в масштабе значимых событий жизни человека. Такое время называется психологическим временем личности. Это сложное образование, имеющее собственную структуру. В него входят ситуативное время, биографическое время и историческое время.
      Что представляет собой каждый из элементов психологического времени? Ситуативное время отражает восприятие и переживание коротких временных интервалов. Кому не приходилось замечать, что когда человеку хорошо, то время летит, зато в других случаях — тянется?
      Биографическое время охватывает жизнь индивида в целом. Оно включает как значимые, так и в равной мере несущественные события. Это время фиксирует все, что происходит с человеком на протяжении жизни. Обычно, отвечая на вопрос: «Сколько вам лет?» — люди указывают именно биографическое, или паспортное, время.
      Кроме того, в сферу представлений человека о времени включаются также события, которые были до его жизни, и те, которые будут после его смерти. Этот масштаб времени называется историческим временем личности. Иногда выделяют еще и социальное время личности, которое связано с освоением отдельным индивидом практической деятельности, социального опыта. Именно это время фиксирует значимые этапы социализации.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

      Каким образом взаимосвязаны психическое развитие личности и ее основная деятельность? Впервые исторический принцип в изучение различных периодов возрастного развития в психологии ввел Л. С. Выготский. Он доказал, что единицей анализа в развитии психики ребенка выступает действие. Позже А. Н. Леонтьев (1903—1979 гг.) показал, что критерием периодизации психического развития является не любая, а ведущая деятельность, содержание и форма которой зависят от конкретно-исторических условий развития ребенка. Этим термином принято называть деятельность, с которой на данном этапе развития связано возникновение важнейших психических новообразований.

      Вундеркинды
      Дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности. В обыденной речи такие дети называются вундеркиндами (от немецких слов wunder — чудо, kind — ребенок).

      В начале 70-х гг. прошлого века была разработана концепция периодизации возрастного развития, основанная на идее последовательной смены форм ведущей деятельности. На основе анализа всех видов ведущей деятельности ребенка от рождения до юношеского возраста включительно были выделены две большие группы. Первая группа состоит из тех видов деятельности, внутри которых в системе «ребенок — общественный взрослый» (условно тот взрослый, который помогает ребенку осваивать тот или иной вид деятельности) происходит усвоение способов, мотивов и норм отношений между людьми. К этой группе относятся непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра и интимно-личностное общение подростков. Вторую группу составили те виды деятельности, которые осваиваются в системе «ребенок — общественный предмет» (в этом случае имеются в виду те предметы, которые окружают человека в его жизни). Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны. Виды деятельности этой группы существенно отличаются друг от друга. Например, игра с различными предметами ребенка раннего возраста отличается от учебной деятельности младшего школьника, а учебная деятельность первоклассника отличается от самостоятельной учебно-познавательной деятельности старших подростков. Но в то же время эти виды деятельности выступают элементами человеческой культуры. Ребенок постепенно осваивает все более сложные способы действий с самыми различными предметами культуры, в результате чего формируется более полная ориентация ребенка в предметном мире и его интеллект. Таким образом, не только происходит развитие способов действий с разными предметами и в различных социальных ситуациях, но и формируется индивидуальный стиль деятельности, опыт и характер человека.
      Если все виды ведущей деятельности детей расположить в той последовательности, в которой они становятся ведущими в разные периоды возрастного развития от рождения до взрослости, то получится следующий ряд:

1. Непосредственно-эмоциональное общение
0—1 год
I группа

2. Предметно-манипулятивная деятельность
1—3 года
II группа

3. Ролевая игра
3—7 лет
I группа

4. Учебная деятельность
7—10 лет
II группа

5. Интимно-личностное общение
11—14 лет
I группа

6. Учебно-професиональная деятельность
14—17 лет
II группа

      Схема показывает, что в детском развитии последовательно сменяются периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми (на их основе развивается сфера мотивов и потребностей личности), и периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами (на их основе формируется интеллектуально-познавательный потенциал детей). Последовательно усложняющиеся виды деятельности из одной группы обязательно сменяются видами деятельности, принадлежащими к другой группе. Вслед за периодами, когда происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, закономерно следуют периоды, когда преимущественно формируются операционно-технические возможности детей, и наоборот.
      Таким образом, процесс развития личности происходит как постепенное усложнение мотивационно-потребностной сферы и постепенное усложнение различных видов предметной деятельности, которые должен освоить человек в процессе своего становления.
      Иная периодизация развития личности основана на предположении, что деятельность индивида ориентирована на поиск способов и средств для удовлетворения потребности быть личностью. Источником развития человека выступает противоречие между потребностью быть личностью, утвердить себя и активностью, направленной на решение групповых задач и принятие групповых норм и правил. Развитие личности человека по этой теории можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и полноценное включение в нее. В случае, если человек входит в новую для себя, но относительно стабильную социальную общность, он проходит три фазы своего становления в ней как личность. Первая фаза — адаптации предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Индивид объективно попадает в условия, где надо «быть таким, как все», чтобы быть принятым данной общностью. Вторая фаза — индивидуализации порождается противоречием между тем, что индивид стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии. При этом поведение индивида направлено на поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Третья фаза — интеграции личности в обществе порождена противоречиями между стремлением быть личностью и одобрением лишь тех индивидуальных особенностей человека, которые соответствуют ценностям конкретной общности и способствуют успеху совместной деятельности. Если противоречие между индивидом и группой не устранено, возникает дезинтеграция, сопровождаемая либо «выталкиванием» личности из данной общности, либо ее изоляцией.
      Представленное выше понимание процесса развития личности может быть дополнено периодизацией на основе уровня развития группы, в которую она оказывается включена. На этой основе выделяют возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0—3 года), детсадовское детство (3—7 лет), младший школьный возраст (7—11 лет), средний школьный возраст (11—15 лет), старший школьный возраст (15—18 лет).

ВОЗРАСТ И СТАНОВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА

      Ряд специалистов при рассмотрении вопроса о периодизации возрастного развития связывают его с этапами становления внутреннего мира личности. Ими выделяется то специфическое «пространство», внутри которого родившийся ребенок только и может стать человеком. Это пространство исследователи называют «живой общностью» ребенка с матерью, их совместным со-бытием. Внутри совместного бытия (со-бытия) происходит развитие индивидуальных способностей ребенка, в том числе чисто человеческая, высшая способность — способность к рефлексии. Она проявляется в том, что человек анализирует и оценивает свои чувства, мысли, действия. Без этого свойства невозможно становление зрелой личности. В отличие от представленных выше периодизаций становление личности не ограничивается детством и отрочеством.
      Основываясь на этих положениях, выделяются следующие ступени развития внутреннего мира личности.
      Ступень «оживления» (от рождения до одного года), на которой возникает специфическая форма существования индивида в его единстве с жизнью матери, что и есть само со-бытие. Признаком осуществления «оживления» является «комплекс оживления», с которого, собственно, и начинается личностное общение и отношение. На этом уровне ребенок начинает различать воспринимаемый окружающий мир и свои собственные самоощущения. Младенец при виде матери меняет свое поведение, проявляет явные признаки удовольствия.
      Ступень «одушевления» (от одного года до 6 лет), в начале которой стоят два важнейших события — освоение прямохождения и речи. Благодаря прямохождению ребенок впервые попадает в единую с взрослым пространственную систему координат. Он видит и воспринимает мир в том же ракурсе. Речь позволяет ребенку осознать себя самого в известной формуле «Я сам». В этом возрасте ребенок впервые освобождается от «совместности» с взрослым; зарождается его самостоятельность.
      Ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет), характеризуемая формированием содержательных представлений о себе (самооценка, «образ-Я» и пр.). Ей соответствует становление собственно личности. Вам уже известно о путях и ступенях самопознания.
      Ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет), на которой начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, неся персональную ответственность за собственные поступки и взгляды.
      Ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более). Это этап зрелости. В эти годы человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам этот мир.
      По мнению многих зарубежных авторов, умственное развитие личности тесно связано с нравственным развитием. Это мнение отражено в ряде концепций, в которых внимание сосредоточено на периодизации развития нравственного сознания личности. Так, в одной из наиболее известных концепций нравственное развитие рассматривается как эволюция от эгоистических мотивов поведения к мотивам поведения, продиктованным совестью и представлениями о справедливости.
      Ряд исследователей рассматривали вопрос, что можно считать высшим уровнем развития личности. Безусловно, между возрастом и личностным развитием существует связь, но эта связь не прямая и не однозначная. Один из лидеров американской гуманистической психологии К. Роджерс связывал формирование «Я-концепции» с развитием потребности в самоуважении. Реализация этой потребности часто вступает в противоречие с требованиями, которые предъявляют к личности окружающие, вследствие чего человек начинает чувствовать разлад между идеальным представлением о себе и своим реальным «Я», что приводит к возникновению отчуждения человека от своей подлинной сущности. По мнению К. Роджерса, личность будет гармонично развиваться лишь в том случае, если ее реальное «Я» будет соразмерно и соответственно его собственным мыслям, чувствам, переживаниям и поведению, которые не надо скрывать от окружающих.
      К гуманистически ориентированным теориям развития личности можно отнести и широко известную на Западе теорию развития личности, получившую название теории интенциональности. В ее основе лежит идея развития интенций (намерений, целей), заложенных в личности. Интенциональность проявляется в способности личности ставить жизненно значимые цели и самостоятельно делать выбор. На основе этих положений разработана периодизация развития личности, в которой выделены пять фаз жизненного цикла.
      Первая фаза длится до 15 лет и характеризуется отсутствием самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Цели, как правило, задаются извне и принимаются личностью как безусловные и очевидные.
      Вторая фаза длится до 25 лет. В этот период происходит осознание человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни.
      Третья фаза — от 25 до 45 лет — считается фазой зрелости. В этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируются профессиональная деятельность и семейные отношения.
      На четвертой фазе (45—65 лет) человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи.
      И наконец, на последней, пятой фазе (65—70—75 лет) прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни.
      Еще одно описание этапов развития личности представлено как личностный выбор, который осуществляется при переживании кризиса возрастного развития. В результате этого кризиса появляется новообразование. Это новообразование связано с решением некоторого потенциального противоречия и формируется как выбор из двух возможностей, одна из которых будет вести к прогрессу личности, а другая — к ее регрессу (см. табл.).

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Этап

Какой выбор осуществляется

I

Доверие к миру — недоверие к нему

II

Становление автономии — сомнение в себе, сопровождающееся чувством стыда

III

Инициатива — чувство стыда

IV

Ориентация на работу — возникновение чувства неполноценности

V

Идентификация — спутанность ролей

VI

Поиск близости — изоляция

VII

Чувство сохранения рода, интерес к воспитанию детей — ориентация лишь на себя

VIII

Достижение цельности личности — отчаяние от страха смерти и невозможности прожить жизнь заново

      И отличие от уже известного вам понимания возрастного кризиса как неотъемлемой характеристики переходного возраста от детства к отрочеству представленная таблица показывает, что кризис возраста возможен и в другие периоды жизни. Преодоление кризиса и выход из него — важная сторона становления личности.
      Таким образом, подводя итог рассмотренным теориям возрастной периодизации, отметим, что паспортный и психологический возрасты человека могут не совпадать. Так, ответственные и самостоятельные люди обычно опережают по своему психологическому возрасту инфантильных сверстников. Каждый возрастной период неповторим, своеобразен и имеет важное значение в становлении личности. От того, насколько полноценно реализует себя человек определенного возраста, зависит жизненный успех и степень удовлетворенности жизнью.
 Основные понятия: периодизация развития личности.
 Термины: персонализация, адаптация, индивидуализация, интеграция, рефлексия, универсализация, интенциальность.

Проверьте себя

      1) Чем различаются биографическое, социальное и историческое время личности? 2) Какие критерии положены в основу периодизации развития личности А. Н. Леонтьевым? 3) Что такое ведущая деятельность? Как она меняется в процессе развития личности? 4) Какую роль в развитии личности играют возрастные кризисы?

Подумайте, обсудите, сделайте

      1. Составьте систематическую таблицу, отражающую многообразие подходов к периодизации развития личности. Устно объясните, чем различается трактовка понятия «периодизации» отдельными авторами.
      2. Существует мнение, что детство — явление историческое, поскольку его продолжительность и содержание на протяжении веков заметно менялись. В первобытном обществе детство было значительно короче, чем в Средние века, тем более — в наши дни. Сформулируйте собственную позицию в спорах о том, когда кончается детство в наше время.
      3. В современной психологии выработаны некоторые приемы и способы диагностики отдельных составляющих психологического возраста. Проведите мысленный эксперимент: «Представьте себе ситуацию, в которой вы неожиданно для себя узнаете, что возраст, зафиксированный в паспорте, свидетельстве о рождении или каких-либо иных документах, неверен, причем неизвестно, в какую сторону произошла ошибка — моложе вы в самом деле или старше».
      Представив себя в подобной ситуации, попытайтесь (ориентируясь на внутреннее ощущение своего возраста) ответить на вопрос: «Сколько вам лет в действительности?»
      Совпадает ли ваш истинный календарный возраст с оценкой, подсказанной внутренним чувством?
      4. Каким образом можно увеличить свой психологический возраст, не меняя календарный?
      5. Какие выводы можно сделать из следующей информации:
      В 2—3 года у ребенка интенсивно развивается устная речь, 5—6 лет — самый «артистичный» возраст, в 5—7 лет ребенок наиболее готов к овладению чтением и т. п. В то же время весь мировой опыт свидетельствует, что в возрасте 12—14 лет уже очень трудно научить прямохождению и речи.
      Предложите свой вывод, сформулируйте его в виде афоризма или подберите подходящую к данному случаю пословицу.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из работы современного психолога Я. Л. Коломинского.

Исторический характер детства

      Современное членение человеческой жизни на эпохи и периоды кажется настолько естественным, что трудно себе представить какой-либо иной вариант. Привычное трио: детство, отрочество и юность — как будто столь же незыблемо, как весна, лето, осень, зима... А на самом деле все здесь не так просто.
      Зададим себе вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых лет (и не лучших ли?) на игры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежно устарел поэтический лозунг: «Играйте же, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано»?
      Специальные исследования и сопоставления показали, что детство как особый, качественно своеобразный период существования живых существ — это продукт эволюции, а человеческое детство еще и результат исторического развития общества. Оказывается, чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства. У низших животных практически вообще нет детства — то примитивное существование, которое им предстоит вести, не требует специальной эпохи прижизненной подготовки от каждого существа. Хватает фонда наследственных приспособительных реакций (инстинктов)...
      Человеческое детство не только продукт эволюции, но и результат исторического развития... Д. Б. Эльконин показал, что детство и его непременный спутник — ролевая игра — связаны с уровнем развития производительных сил общества. Детство самого человечества почти не оставляло места для, так сказать, индивидуального детства каждого члена первобытного сообщества. В ту далекую историческую эпоху дети еще не составляли специальной, относительно изолированной группы, жизнь которой идет по своим законам, как к этому привыкли в наши дни. Простота общественного производства позволяла детям прямо включаться в его процесс в качестве полноправных участников. В обществах, которые стоят на низких этапах развития, дети быстро становятся самостоятельными. Например, исследователь коряков 1 Р. Н. Стебницкий на основе наблюдений, проведенных в 20-е годы нашего столетия, отмечал, что резкого деления на детей и взрослых у них нет. Дети — равноправные, равноуважаемые члены общества. За общей беседой их слова выслушиваются так же внимательно, как и речь взрослого. Вы помните некрасовского мужичка с ноготок: «— А кой тебе годик? — Шестой миновал...» Кстати сказать, едва ли нынешний его сверстник с чувством собственного достоинства гордо заявит: «Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то — отец мой да я...» Этот «взрослый» уровень самосознания у крестьянских детей сравнительно недавнего прошлого связан с тем, что у них, говоря словами А. П. Чехова, в детстве не было детства: они слишком рано вступали в период взрослости, где основная деятельность уже не игра, а труд.
      Именно ведущая деятельность человека определяет стадию его личной истории. Здесь одинаково вредны и перескок через период, и искусственная задержка.
 Вопросы и задания: 1) Что значит выражение «Детство — продукт исторического развития»? 2) Какие причины способствовали раннему взрослению на ранних исторических этапах развития общества? 3) Какие аргументы приводит автор для доказательства исторического характера понятия «детство»? 4) Как меняется ведущая деятельность при переходе от детства к взрослости?

§ 30. Направленность личности

Вспомните:

 

  какую роль играют ценности в жизни человека? Как связаны между собой потребности личности и ее интересы?

      Изучая деятельность человека как форму его активности, вы уже познакомились с основными отличиями этой деятельности от поведения животных. Не последнюю роль во взаимодействии человека с окружающим миром играет структура мотивационной сферы личности.
      В данном параграфе речь пойдет о системе мотивов, их соотношении и влиянии на социальное поведение. Именно строение мотивационной сферы и ведущие мотивы деятельности, которым подчинены все другие, определяют ценностную ориентацию личности и основную линию ее поведения.
      Для социальной психологии и педагогики направленность личности представляет интерес потому, что это свойство личности всегда социально обусловлено и формируется под непосредственным влиянием общества. Недостаточная сформированность мотивационной сферы или ее искажение, возникшее вследствие неблагоприятных условий становления личности, приводит к нарушениям социальных норм и отклоняющемуся поведению.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

      В науке понятия «социальное действие», «социальное взаимодействие» и «социальное поведение» нередко употребляются как синонимы.
      Термин «социальное действие» широко использовался немецким социологом, экономистом и юристом М. Вебером (1864—1920 гг.), который писал: «Действием называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл». Проще говоря, действие — это осмысленное человеческое поведение.
      Социальное действие — это такое действие человека или социальной системы, объектом которого являются другие социальные субъекты.
      Социальное действие, с одной стороны, направлено на удовлетворение потребностей и интересов самого человека, с другой — ориентировано прямо или косвенно на других людей. И в тех случаях, когда действие или поступок затрагивают интересы окружающих, они вызывают какой-либо отклик с их стороны.
      Социальные действия могут быть разделены на два вида: рациональные и иррациональные.
      Рациональное социальное действие — это такое социальное действие, при котором субъект предварительно продумал цель, а также соответствующие ей средства и способы ее достижения.
      Иррациональное социальное действие — это аффективно-импульсивное действие, при котором субъект не дает себе ясного отчета о цели, средствах и способах ее достижения.
      Следует отметить, что в реальной жизни часто встречается смешанный тип — частично рациональный и частично иррациональный. Это бывает в тех случаях, когда из трех компонентов (цель, средства, способы) не продуманы или плохо продуманы один или два компонента. Однако даже иррациональное действие далеко не всегда выступает как полностью бессмысленное, т. е. абсурдное и вредное.
      Выделение названных видов социального действия важно для характеристики поведения любого конкретного человека с точки зрения его социальной значимости. Если известно, что данный человек обычно действует рационально, то, скорее всего, он расчетлив, рассудителен, уравновешен, надежен в делах, его действия в типичных ситуациях предсказуемы. И это существенно облегчает сотрудничество с ним. Если же человек чаще действует иррационально, то это может означать, что он плохо себя контролирует, его увлекают эмоции, подчас неуправляемые, так что он сам не знает, что сделает в ближайшую минуту.
      Действия можно разделить на ответственные и безответственные (волюнтаристские).
      Ответственное действие — это такое инициативное социальное действие, при котором действующий субъект берет на себя ответственность за возможные последствия для других людей и окружающей социальной и природной среды. Данный вид социального действия превращает человека в действительно цивилизованное социальное существо, которое понимает, что свобода, допускающая любую инициативу, но не дополненная ответственностью, ведет к бездумно-претенциозному волюнтаризму.
      Безответственное действие — это инициативное социальное действие, при котором действующий учитывает только свои интересы, игнорируя интересы других людей и не желая брать на себя ответственность за возможные негативные для общества и природы последствия, избирает любые средства, способные привести к цели. Такой человек — волюнтарист, всегда исходящий из принципа: «Я так хочу, и все, а дальше — хоть трава не расти». Так возникает индивидуалистическая мораль, носитель которой думает только о собственной выгоде. Основной принцип такой морали изрек Людовик XV, живший в роскоши среди общего разорения и нищеты: «После нас хоть потоп».
      Характер поведения в социуме во многом определяется ценностной направленностью личности.

СТРУКТУРА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

      Направленность проявляется в целой гамме иерархически представленных мотивов: влечении, желании, стремлении, интересе, склонности, идеале, мировоззрении и убеждении.
      Влечение — это особое состояние, часто отражающее неосознанную потребность индивида в чем-либо или ком-либо.
      Желание представляет собой мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать. Желание, в отличие от влечения, — это вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному, причем осознается не только то, что именно хочет человек, но и то, как этого достичь. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы.
      Стремление тесно связано с эмоциями, которые вызывают у человека удовольствие или неудовольствие в зависимости от того, достигнута или не достигнута цель.
      Наиболее исследована учеными такая форма направленности личности, как интерес. Человека интересует то, что может удовлетворить его потребность. Интересы имеют тенденцию развиваться. Удовлетворение одного интереса обычно ведет к появлению новых.
      Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо потребностью, и опосредованные, при которых потребность прослеживается неявно. Одного человека политика интересует ради конкретной цели получения власти, другой не может объяснить, что именно его привлекает в политике.
      В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Люди с устойчивыми интересами чаще добиваются успеха в деятельности, чем личности с неустойчивыми интересами. Хотя, справедливости ради надо признать, что неустойчивые интересы могут быть эмоционально захватывающими.
      Интересы также бывают широкими и узкими. Узкий интерес может быть направлен на совершенно конкретный объект.
      Иногда интересы называют мелкими. При этом имеется в виду, что люди в основном интересуются удовлетворением естественных потребностей: в еде, в питье, в сне и других чувственных удовольствиях. Таковы, например, интересы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны из повести «Старосветские помещики». Герои Н. В. Гоголя, безусловно, люди добрые, сердечные, но их интересы не выходят за пределы замкнутого мирка забот о дне насущном.
      Если интерес соединяется с волей, он становится склонностью. Интерес к музыке может перерасти в склонность, если человек проявляет волевые усилия в музыкальных занятиях. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей. Поэтому многие великие художники, музыканты проявляли соответствующие склонности еще в детстве. Следует отметить, что, помимо позитивных склонностей, встречаются и вредные, и даже опасные.
      Идеалом применительно к социальному поведению называют образец, представление о наилучшем воплощении цели. Благодаря идеалам человек способен не только отражать окружающий мир, но и изменять его в соответствии с идеалами.
      Идеалы конкретного человека тесно связаны с системой его ценностей.
      Высшей формой направленности личности называют убеждения. Словари определяют убеждения как осознанную потребность личности, побуждающую ее действовать в соответствии с ценностными ориентациями. Основу убеждений составляют глубокие знания, окрашенные сильными чувствами и особым отношением к действительности. Действенная природа убеждений чаще всего проявляется в поведении. Именно убеждения делают поведение целеустремленным и последовательным. История знает немало примеров, когда ради убеждений людям приходилось идти на серьезные жертвы.
      Человек со сложившимися убеждениями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим людям. Убеждения, сложившиеся в целостную, упорядоченную систему, выступают как мировоззрение человека.
      Мировоззрение — система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем. Наличие мировоззрения — существенный показатель зрелости личности. Когда говорят «сложившийся человек», подразумевают прежде всего сформированность мировоззрения. Мировоззрение проявляется во всем — в быту, труде, отношениях людей. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно не только основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности, но и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение. Подробнее о мировоззрении речь впереди, при изучении духовной жизни общества и духовной культуры.
      Итак, направленность личности включает в различном сочетании сложную иерархию мотивов, причем на вершине этой иерархии могут быть разные по содержанию мотивы. Тем не менее психологи сходятся в том, что наиболее глубокой, фундаментальной является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к себе и обществу, другим людям.
      В зависимости от того, что побуждает человека — мотивы личной заинтересованности (их называют также личными, эгоистическими) или мотивы, связанные с интересами других людей (их называют также альтруистическими, коллективистическими, просоциальными), строятся и все другие особенности его личности: интересы, черты характера, стремления и переживания.
      Напомним, что альтруизм — это готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Поэтому альтруистическая направленность личности строится на мотивах, ориентированных на помощь людям, учет их целей, интересов, понимание движущих причин поступков.
      У людей с превалирующей общественной (просоциальной) направленностью преобладают мотивы помощи, поддержки, уважения и любви к людям. Без такой направленности общество не смогло бы существовать как целостное образование, а человек вряд ли смог бы стать тем существом, каким он является.
      Противоположной альтруистической является эгоистическая направленность, при которой действиями человека движут мотивы личной заинтересованности, себялюбия, предпочтение личных интересов интересам других людей, общества.
      Наряду с указанными двумя видами направленности многие исследователи выделяют третий вид направленности личности — так называемую деловую направленность личности, столь же важную, но несводимую к личной и общественной.
      В деловой направленности (ее также называют направленностью на задачу) побудительные мотивы связаны с процессами самой деятельности.
      Такой мотивацией руководствуется художник, который рисует свою картину потому, что его увлекает сам процесс рисования.
      Вот что писал о роли деловых мотивов в жизни вообще и в науке в частности великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870 гг.): «Если бы только польза от науки сделалась целью науки, то она не продвинулась бы ни на шаг вперед и перестала бы приносить пользу. Действительный же ученый занимается наукою для науки и, так сказать, по дороге открывает в ней средства или удаления страданий, или приобретения новых наслаждений, и, конечно, не для себя».
      В чистом виде все эти три вида направленности встречаются нечасто. Правильнее говорить о доминировании тех или иных мотивов поведения человека в определенной ситуации.

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ

      Направленность личности является фундаментом, на котором формируются ее жизненные цели.
      В течение жизни каждому человеку доводится осуществлять разнообразные виды деятельности. Каждая деятельность реализует определенную цель. Но цель отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данный момент жизни. Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Жизненная цель объединяет, интегрирует все частные цели, связанные с отдельными видами деятельности. Вместе с тем достижение каждой из промежуточных целей — это новый шаг на пути к общей жизненной цели. Так, если жизненная цель человека может быть определена как служение идеалам благородства, то в конкретных проявлениях в течение жизни эта цель может преобразовываться в частные цели: хорошо выполнять свою работу, уважать партнеров по общению, не допускать отступлений от принятых в социуме норм, служить своей Родине и т. п.
      С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности заключены ее взгляды на собственное будущее. Осознание человеком не только самой цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности. Если человеку удаются дела на пути к цели, он переживает волнение, воодушевление, творческий подъем. Непреодолимые препятствия, которые могут возникать на пути достижения цели, напротив, могут вызывать глубокие переживания, огорчения. Это состояние называют фрустрацией (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов).
      Люди по-разному реагируют на преграды, которые перед ними возникают. Психологи выделили несколько типичных видов поведения людей. Одни в ситуации фрустрации переживают подавленность, безразличие, другие, наоборот, становятся более активны, возбуждены. А кто-то впадает в агрессию, стремится к разрушению, кто-то слепо повторяет раз за разом попытки достичь цели без особого успеха. Другие как бы становятся «маленькими», возвращаясь к формам поведения, типичным для более ранних периодов жизни. Обратим внимание, что поведение в этой ситуации обусловлено как особенностями личности, так и социальными условиями, в которых это поведение проявляется.
      Необходимыми признаками ситуации возникновения фрустрации являются ярко выраженное стремление достичь цели (удовлетворения потребности) и возникновение преграды на пути ее реализации. Чаще всего в подобных обстоятельствах человек может преодолевать значительные трудности, не впадая в состояние фрустрации. Но в критические моменты, когда трудности непреодолимы, может возникать состояние фрустрации. С одной стороны, оно изменяет, деформирует поведение человека, а с другой — позволяет лучше узнать его. Недаром принято считать, что люди познаются в беде.

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

      Поведение человека в социуме всегда сопровождается определенными переживаниями.
      Понятие «установка» в социальной психологии понимается как процесс переживания личностью значимости социального объекта.
      В современной науке существуют различные определения социальной установки. Часто используют такое определение: социальная установка — это предопределенная и обусловленная прошлым опытом психологическая готовность личности вести себя определенным образом в отношении объекта.
      Еще в середине прошлого века установилась традиция различать в структуре установки три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
      Когнитивный (познавательный) компонент обнаруживания в виде мнений и утверждений относительно объекта.
      Эмоциональный (аффективный) компонент проявляется через отношение к объекту, выраженное на языке чувств и переживаний.
      Поведенческий компонент состоит в готовности индивида к осуществлению конкретной деятельности (поведению) с объектом.
      Человек не рождается с готовым набором социальных установок, но развивает их по мере взросления. Установка формируется на основе не только собственного опыта человека, но и опыта, полученного от других людей.
      Основные свойства установок — устойчивость и изменчивость.
      Если человек во всех разнообразных ситуациях реализует ставший для него привычным и естественным способ поведения в отношении объекта, то это свидетельствует об устойчивости его установки. Поступающая новая информация об объекте установки определенным образом соотносится с уже имеющимися знаниями с целью определения того, совместима она с ней или нет. Если установка содержит в себе информационные противоречия («когнитивный диссонанс»), то под влиянием поступления новой информации и разумных аргументов в ней могут происходить изменения.
      Изменение установки весьма вероятно под влиянием сведений, открывающих, что объект соответствует интересам и нуждам человека в большей степени, чем тот предполагал раньше. В результате более близкого знакомства оценка человека может меняться с отрицательной на положительную, а вслед за ней меняется и само поведение по отношению к этому объекту.
      Основная функция установки — регуляция социального поведения человека. Различают положительные (за объект), отрицательные (против объекта) и нейтральные установки. Система индивидуальных установок человека обеспечивает возможность его ориентировки в окружающей действительности.
      Кроме того, установка имеет защитную функцию. Она достигается благодаря тенденции к единообразию установок у ближайшего социального окружения. Так, например, члены одной семьи придерживаются, как правило, схожих установок. Если же установки сильно разнятся, то это может приводить к частым конфликтам и непониманию.
      Можно также сказать, что социальная установка защищает самооценку человека в группе, если он думает и действует схожим с остальными образом и воздерживается от иного, несанкционированного поведения.
      Когда социальные установки долгое время устойчивы и закрыты от влияния нового опыта, то они трансформируются в стереотипы. В структуре стереотипа главную роль играет его эмоциональный заряд, который однозначно указывает, что принято, а что неприемлемо, что вообще хорошо или плохо применительно к любому объекту.

      «Если не можешь изменить ситуацию — измени свое отношение к ней».
Станислав Ежи Лец

 Основные понятия: социальная установка, направленность личности.
 Термины: социальное действие, влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, альтруизм, фрустрация.

Проверьте себя

      1) Что такое социальное поведение? 2) Какие мотивы составляют направленность личности? 3) Кратко охарактеризуйте основные виды направленности личности. 4) В чем состоит особенность жизненных целей человека? 5) Чем характеризуется социальная установка? Какова ее роль в структуре личности?

Подумайте, обсудите, сделайте

      1. Согласитесь или опровергните следующее суждение: «Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, влияющих на деятельность личности и относительно независимых от тех конкретных ситуаций, в которых она действует».
      2. Охарактеризуйте те проявления направленности личности Сальери, о которых А. С. Пушкин писал:
      Отверг я рано праздные забавы;
      Науки, чуждые музы́ке, были
      Постылы мне; упрямо и надменно
      От них отрекся я и предался
      Одной музы́ке.
      3. Продолжите список исторических личностей, чьи интересы были широкими. Леонардо да Винчи...
      4*. Представьте схематически мотивы социального поведения любого литературного героя (Онегина, Печорина и др.), которые, с вашей точки зрения, наиболее точно выражают направленность его личности. Устно поясните представленную схему, выделив ведущие мотивы, определяющие направленность личности выбранного вами персонажа.

Поработайте с источником

Ознакомьтесь с отрывком из работы американского психолога Д. Майерса.

Поведение и установки

      Три соперничающие теории объясняют, почему наши действия влияют на утверждения, отражающие наши установки. Теория самопрезентации считает, что люди, особенно те, кто контролирует свое поведение в надежде произвести хорошее впечатление, подгоняют свои высказывания, дабы они казались соответствующими их поступкам. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что люди приспосабливают утверждения, отражающие их установки, из-за опасения, что о них подумают другие...
      Две другие теории считают, что наши поступки приводят к изменениям первоначальной установки. Теория когнитивного диссонанса 2 объясняет это тем, что после совершения поступка, противоречащего нашим установкам, или принятия трудного решения мы чувствуем напряжение. Чтобы уменьшить его, мы ищем внутренние оправдания своему поведению. Далее теория диссонанса исходит из следующего: чем меньше внешних оправданий для совершенного нами нежелательного поступка, тем больше мы чувствуем за него ответственность, и, следовательно, тем больший диссонанс возникает, и тем больше изменяются установки.
      Теория самовосприятия считает, что, когда наши установки нестойки, мы просто ведем наблюдение за своим поведением и внешними обстоятельствами, выводя из них установки. Одной из любопытных сторон теории самовосприятия является «эффект сверхоправдания». Вознаграждение людей за то, что им нравится делать, может привести к тому, что удовольствие от работы сменится чувством тоски (если награда ведет к необходимости приписать свое поведение вознаграждению). Факты поддерживают обе теории, если каждая из них описывает происходящее при определенных условиях.
 Вопросы и задания: 1) Как объясняет соотношение поведения и установки теория самопрезентации? 2) Как вы понимаете соотношение поведения и установки с точки зрения теории когнитивного диссонанса? 3) Согласны ли вы с объяснением соотношения поведения и установки в теории самовосприятия? 4) Приведите примеры, конкретизирующие представленные в тексте теории.

§ 31. Общение как обмен информацией

Вспомните:

 

  что такое общение? Какую роль оно играет в становлении личности? Какую роль играет общение в передаче информации? Какие существуют средства общения? Какие барьеры препятствуют эффективному общению?

      Из курса основной школы вы знаете, что общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение предполагает использование знаковых средств (как речевых, так и невербальных).
      Проблема общения является одной из базовых проблем социальной психологии. Она имеет междисциплинарный характер, составляя предмет исследований социологов, социальных психологов и специалистов по теории информации. С одной стороны, многозначность исходного понятия затрудняет исследование проблем общения, а с другой — дает дополнительные ресурсы для понимания этого феномена. Среди наиболее актуальных направлений современных исследований стоит назвать следующие: осуществление коммуникативных воздействий с использованием технических средств (телефона, Интернета и др.), трудности интерпретации невербального общения, сущность коммуникативной компетентности. Актуальны также проблемы диалогического, т. е. доверительного, общения. Интересуют специалистов и проблемы создания технологий эффективного общения в профессиональных сферах (управленческой, маркетинговой, политической, связи с общественностью и др.), и преодоление опасности превращения человека в объект манипулирования.
      В данном параграфе речь пойдет об общении как обмене информацией или о коммуникативной функции информационного обмена.
      Общение наряду с информационной стороной характеризуется еще интерактивной и перцептивной сторонами, о чем речь пойдет далее.

КОММУНИКАЦИЯ ИЛИ ОБЩЕНИЕ

      Когда говорят о коммуникативной стороне общения, прежде всего имеют в виду обмен знаниями, представлениями, идеями, чувствами и другими результатами психической деятельности.
      Однако в общении людей коммуникация не сводится только к информационному процессу. В общении информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому при описании коммуникативной стороны общения необходимо четко понимать специфику информационного обмена между людьми.
      Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой. Во всех подобных случаях возникают отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Взаимное информирование людей предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и со стороны его партнера. Другой участник процесса общения также выступает в качестве субъекта, отсюда следует, что, передавая ему информацию, необходимо ориентироваться на его мотивы, цели, установки (в то же время не упуская из поля зрения своих собственных целей, мотивов, установок). Но и этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от партнера. Поэтому в коммуникативном процессе происходит не только простое «движение информации», но и активный обмен ею. По мнению специалистов, главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль для каждого участника общения играет значимость информации. Значимость информация приобретает потому, что люди не просто обмениваются значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.
      Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, в отличие от кибернетических устройств, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Эффективность процесса измеряется именно тем, насколько удалось воздействие на партнера по общению. Это означает (в определенном смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» коммуникативных информационных процессах, когда, к примеру, информация передается с одного компьютера на другой.
      В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования. На обыденном языке это правило выражается в словах: «важно находить общий язык». Это особенно важно потому, что участники общения в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь, если знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Для описания этой ситуации социальная психология заимствует из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Для общения необходимы не только единая лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.
      Поясним это на житейском примере. Жена встречает у двери мужа словами: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек». Эта фраза имеет не только буквальный смысл. Помимо известия о сделанной покупке, муж должен понять, что ему надо пойти в кухню и заменить перегоревшую лампочку. Или, возможно, семье требуются лампочки про запас, жена купила их впрок и ждет от мужа одобрения такой покупки. Понять точный смысл сказанного в данной ситуации можно, только зная предшествующую ситуацию.
      В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические барьеры в общении, о которых речь уже шла в курсе основной школы. Напомним, что барьеры могут быть не только психологическими, но и социальными, политическими, религиозными, профессиональными и порождать разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации. Барьер в обмене информацией может быть связан с различным мироощущением, миропониманием, мировоззрением. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии барьеров, ведь даже военные противники ведут переговоры, но при этом ситуация общения значительно усложняется.
      Барьеры в общеении могут быть напрямую вызваны индивидуальными психологическими особенностями общающихся. Например, общению мешают чрезмерная застенчивость одного из партнеров, скрытность другого, некоммуникабельность третьего. Могут возникать барьеры по причине сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т. п.
      В процессе общения происходит циркуляция информации между участниками этого процесса. В некоторых случаях информация распространяется от одного человека непосредственно к другому. Чаще всего такая информация носит сугубо личный характер. Значительно чаще в обществе информационные сигналы направлены множеству вероятных адресатов. В этом случае говорят о сетевом коммуникативном процессе.

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

      Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем.
      Вербальное общение использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего искажается смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
      С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения общая схема К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент) асимметрична.
      Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию). Он, прежде чем сообщить что-либо, владеет определенной информацией, а затем воплощает ее в систему знаков. Для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» («говорящего» и «слушающего»). Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. и происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».
      Одна из возможных моделей речевого общения включает пять элементов:
      1) кто? (передает сообщение) — коммуникатор,
      2) что? (передается) — сообщение,
      3) как? (осуществляется передача) — непосредственно или опосредованно,
      4) кому? (направлено сообщение) — адресат,
      5) с каким эффектом? (общение произошло) — эффективное или неэффективное общение.
      Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условий включения в систему деятельности, а это включение обязательно дополняется употреблением других — неречевых — знаковых систем. Речь дополняется не только экспрессивными реакциями, но и смыслом поступков. Таким образом, коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы не уделяем должного внимания невербальным средствам.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

      Среди невербальных средств общения можно выделить оптико-кинетическую систему знаков, которая включает в себя жесты (жестикуляция руками), мимику (движения разных элементов лица), пантомимику (позы).
      Большинство движений различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение невербальных сигналов в ситуацию общения придает ему особую эмоциональную окраску. При этом нюансы невербального общения оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах.

      Всем известны недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской «речи» — это отрицание, и наоборот.

      Известные «добавки» к вербальной коммуникации дает паралингвистическая система — это качество голоса, его диапазон, тональность. Существует еще и экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все это придает дополнительную окраску значимой информации «околоречевыми» приемами.
      Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.
      Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных характеристик коммуникативных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название хронотопов.
      Описаны, например, хронотоп «больничной палаты», хронотоп «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия, например не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это «вагонный попутчик».
      Итак, обращение к средствам невербального общения показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

      Информационный аспект проблемы общения занимал и занимает не только социальных психологов, социологов и лингвистов, но и фантастов и футурологов — ученых, изучающих будущее, описывающих его возможные сценарии. И пусть не все ожидания последних оправдались, следует признать, что они первыми задумались о грядущих изменениях в сфере общения и обмена информацией.
      На практике выяснилось, что формирующееся информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, сколько новыми формами общения. Изучение специфики обмена информацией в условиях перехода к информационному обществу только начинается, однако данные исследователей позволяют изменить представление о классическом общении.
      Еще до массового распространения компьютеров люди стали общаться с помощью технических средств (телефона, телеграфа), которые заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи. Техника облегчает передачу информации при общении (сокращается время передачи информационных потоков, увеличивается их объем и сокращаются расстояния между участниками общения). Представьте себе, сколько времени отделяло получение письма от его отправки, если между участниками переписки было несколько тысяч километров. Сегодня с помощью факса можно не только переслать послание в течение нескольких минут в оригинальном исполнении, но и пообщаться в сети Интернет в онлайновом режиме.
      В связи с расширением сферы общения с помощью современной техники не только меняется его способ, стиль, характер. Меняется и структура коммуникативного опыта человека. Так, в среде новых информационных технологий характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним. Виртуальный партнер по общению во многом является синтезом того, что известно о нем из сообщаемой информации, и того, что додумывает о нем другой участник общения, не видя его непосредственно.
      Общение в глобальных информационных сетях, с одной стороны, свободно от жестких форм (пользователи сети сами выбирают форму и содержание общения). Однако, с другой стороны, открытость информационного обмена сочетается с фрагментарностью самого виртуального коммуникативного процесса, которому недостает эмоциональной насыщенности, а подчас и социальной ответственности.
      Ученые отмечают, что интенсивность информационных потоков значительно превосходит возможности ее осмыслении и усвоения. Такой «информационный бум» может оказывать негативное воздействие на психику человека.

      За период с 1992 по 1998 г. у российских пользователей сети устойчиво возрастал интерес к научной информации (преимущественно естественно-научной, особенно к программному обеспечению) с одновременным ростом интереса к источникам, связанным с юмором, хобби и проведением досуга.

      Уже само накопление больших объемов информации предъявляет повышенные требования к их интерпретации субъектом. Один из парадоксов современной коммуникации образно сформулировал кинорежиссер А. Кончаловский: «Чем больше информации, тем меньше смысла». Разнообразию форм представления информации далеко не всегда сопутствует ее смысловая насыщенность.
      Глобализация средств информации задает своеобразный «мировой информационный порядок», сущностью которого становится насильственное распространение западных, североамериканских стандартов культуры по всему миру. При этом реципиент (тот, кто воспринимает информацию) реально мало влияет на содержание этой информации.
 Основные понятия: общение как обмен информацией, особенности общения в информационном обществе.
 Термины: коммуникация, невербальное общение.

Проверьте себя

      1) Чем общение отличается от коммуникации? 2) Какую роль в процессе обмена информацией играет речь? 3) Что препятствует точному пониманию информации в процессе общения? 4) Что такое невербальные средства общения? 5) Чем отличается общение в информационном мире?

Подумайте, обсудите, сделайте

      1. Составьте сравнительную таблицу «Общение и коммуникация». Устно сделайте выводы из такого сравнения.
      2. Выполните упражнение «Мысль одна, а слов много». Предложите как можно больше вариантов передачи другим словами следующей мысли: «Общение с помощью языка помогает понять другого». Постарайтесь выполнить следующие условия:
      1) не искажать смысл высказывания;
      2) ни одно слово из данного в условии предложения не должно употребляться в предлагаемых вами вариантах.
      3. Согласитесь или опровергните следующее утверждение: «В речи важны три вещи: кто говорит, как он говорит и что он говорит, причем последнее имеет наименьшее значение» (Джон Морли, английский издатель, биограф и политик).
      4. Проведите самостоятельно небольшое социологическое исследование по теме «Мои знакомые — пользователи Интернета»; при классификации знакомых вам пользователей всемирной паутины используйте следующую информацию.
      В ряде прикладных исследований отмечается, что влияние интернет-коммуникации на личность связано не с опытом виртуального общения как такового, а с характером осознания личных целей, которым удовлетворяет компьютерно-опосредованное общение. По этому принципу пользователей Интернета можно разделить на «хакеров», «любителей» и «прагматиков». «Прагматики» — те, кто интересуется сетью эпизодически, в соответствии с конкретной задачей; межличностная коммуникация, активное участие и идентификация с сетевыми сообществами играют для них второстепенную роль. «Любители» не идентифицируются с пользователями сети в целом или же с конкретными ее сообществами, но и не используют ее в узко прагматических целях. «Хакеры» же максимально идентифицируются с пользователями Интернета как с социальной категорией.
      5*. В последнее время издано немало книг о невербальном общении. Составьте с их помощью свой словарь жестов, указав, какие жесты какую информацию несут.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с отрывком из книги современного психолога Е. И. Рогова «Психология общения».

Коммуникативные барьеры

      Возникновение барьера понимания может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в процессе передачи информации. [...] Феномен фонетического непонимания появляется в результате использования коммуникатором невыразительной, быстрой речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов. [...] Существуют также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. И когда, скажем, летчик или танкист слышит в театре слова: «Подать экипаж!» — то это может вызвать у них легкое недоумение, так как в пьесе речь идет о карете, а они представляют себе людей, управляющих машиной. [...]
      Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Так, например, если спросить малыша, почему кораблик, который он пускает в тазу, плавает, он ответит: «Потому, что он красный» или «Потому, что он мой». В данном случае говорят о детской логике. Можно говорить о существовании женской и мужской психологической логики и т. д.
      Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: «Сытый голодного не разумеет». Политическое непонимание лучше всего демонстрирует Государственная дума, где каждый закон подолгу обсуждается представителями разных партий и иногда так и не принимается. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане и пр. говорят о том, что люди, исповедующие разные религии, также испытывают трудности в общении друг с другом:
      [...] Представьте, если одну и ту же информацию вы услышите от вашего друга, от вашего отца или от директора школы. В каком случае вы быстрее сделаете то, что вам было предложено? Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. В некоторых случаях говорят о барьерах отношения. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
 Вопросы и задания: 1) Какие виды барьеров в общении указаны в тексте? 2) Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие — с приемом информации? 3) Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для непонимания при обмене информацией? 4) Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут преодолению коммуникационных барьеров.


1 Один из народов Севера.
2 От cognitio — знание, познание и dissonans — отсутствие гармонии, несоответствие, противоречие чему-либо, разлад.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>