Дорофеев Г. В. Методическое пособие к учебнику МАТЕМАТИКА. 1 класс

Уважаемые педагоги
и родители первоклассников!

      Эта книга написана для вас. В ней вы найдете советы и указания по обучению первоклассников, ответы на актуальные вопросы методики формирования элементарных математических знаний, разработки уроков и методические рекомендации по организации и проведению индивидуальных занятий с помощью учебника Г. В. Дорофеева и Т. Н. Мираковой «Математика. 1 класс» (в двух частях).
      Известно, что у детей 6—7 лет очень большая тяга к знаниям. В этом возрасте ребенок легко и быстро воспринимает, усваивает и запоминает большое количество учебной информации. Но вместе с тем он и быстро устает, плохо сосредотачивает внимание и утомляется от монотонной работы.
      Чтобы сделать процесс обучения математике радостным и успешным для первоклассников, необходимо следовать следующим рекомендациям.

***

      Всегда используйте красочную наглядность, занимательные задания и игры. Важно, чтобы с первых уроков ребенок рассматривал ваши занятия как своего рода увлекательную, познавательную игру, в которую хочется играть долго-долго. Для этого желательно «обыгрывать» задания учебника, ставя на их основе своего рода маленький спектакль: с действующими лицами, играми, картинками и даже с музыкальным сопровождением. Пусть на уроке звучат стихи, веселые загадки, проводятся динамические игры, физкультминутки и т. д. И все это не забава. Такое действо имеет глубокий образовательный смысл, ведь реализуется оно на математическом содержании.
      В данном пособии предлагаются развернутые конспекты уроков разных типов. Вы можете полностью воспользоваться ими, а можете в них что-то менять. Главное, что они помогут вам обрести опыт в понимании сюжетной канвы занятий, включении в урок элементов театрализации, выборе разнообразных форм учебной деятельности.
      Активно используйте иллюстрации в учебнике. Яркие, симпатичные персонажи из сказок и мультфильмов, выступая в роли героев сюжетных картинок, помогут вам привлечь внимание ребенка, заинтересовать сюжетом и вычленить из него любопытную математическую информацию. В каждом рисунке не одна, а несколько развивающих задач и увлекательных ситуаций, о которых можно долго размышлять и не будет скучно. В этом один из главных замыслов учебника: овладевая элементарными математическими знаниями, ребенок проявляет черты усидчивости и сосредоточенного внимания.

***

      Учите с удовольствием. Этот тезис мы в большей степени обращаем к родителям, поскольку коллеги-педагоги знают его как аксиому.
      Прежде всего, запомните, что учение — это труд, но вовсе не наказание; это радость и удовольствие, но не скучная работа. Если же вам не очень хочется учить своего ребенка, вы устали, плохо себя чувствуете или у вас есть неотложные дела, тогда лучше и не начинайте. Пользы от этого не будет. Отложите урок на другой день, дождитесь момента, когда у вас изменится настроение и снова появится желание заниматься математикой, познавать вместе с вашим ребенком новое, решать задачи и примеры.
      Знайте, что только та работа приносит радость и успех, которая очень нравится. Поэтому, если какое-то задание учебника не вызвало у вас интерес или, как говорят педагоги, вы не «почувствовали» его, не видите его место в том сюжете, который наметили развернуть на занятии, лучше исключите это задание из рассмотрения вовсе, заменив другим.

***

      На каждом занятии вводите новый материал. Ни в коем случае не обращайтесь к старым, ранее выполненным заданиям, не заставляйте ребенка еще раз вспоминать то, что он и так хорошо знает или усвоил, не тратьте зря время. Это скучно и неинтересно.
      Конечно, повторение необходимо, но повторение в новой, неожиданной и более интересной форме. Задания на пройденный материал должны быть «многослойными», касаться сразу не одного, а нескольких уроков и тем самым будить познавательную активность ребенка.
      Всегда, на любом этапе урока, предлагайте ребенку новую учебную информацию, и тогда вы добьетесь успеха. Но знайте, что в объяснении нового сразу «закрывать» все вопросы не следует. Желательно оставлять некоторые темы для разговора «на потом», указывать перспективы в обучении. Постигая премудрости математики, первоклассник должен привыкнуть самостоятельно искать ответы на некоторые вопросы, пытаться разрешать несложные проблемные ситуации. Только испытывая некоторый недостаток в информации, он будет стремиться к расширению собственных знаний и кругозора.

***

      Ребенок должен учиться в ситуации успеха. Не задумывались ли вы над тем, почему так много людей не любят математику, считая ее трудной и непонятной наукой? Математические формулы и теоремы до сих пор наводят на них ужас. И это при том, что все положения элементарной математики, а именно ее и изучают в школе, имеют вполне очевидный характер и их понимание доступно всякому разумному человеку. Даже самому слабому ученику не нужно объяснять, что от перестановки слагаемых сумма не изменится, что две фигуры, равные порознь третьей, равны между собой, что если к равным величинам прибавить поровну, то и в суммах получатся равные величины и т. п. Ребенок и сам видит это на рисунке, модели или примере. Если же ученик не понимает эти положения, то это означает только одно — его неправильно учат.
      От постоянных огорчений, неудач и сознания собственной беспомощности и взрослый человек порою теряется, что уж говорить о малышах. Ребенок переживает свои школьные неудачи гораздо сильнее. Вот почему важно организовать обучение так, чтобы у ребенка не пропадала уверенность в своих силах, чтобы у него всегда был шанс ответить правильно на вопрос, решить задачу, продемонстрировать свою сообразительность и оригинальность мышления. Чтобы поддержать творческую индивидуальность каждого ученика, почаще задавайте вопросы и задания открытого типа, на которые возможны разные, логически неоднозначные ответы. Это могут быть, например, упражнения на поиск закономерностей, на исключение лишнего или на группировку предметов. Обращаясь к ученикам, говорите: «Постарайтесь придумать (увидеть, заметить) то, что никто до вас еще не придумал».
      И самое главное, каждый раз подкрепляйте процесс обучения и успехи первоклассника похвалой или одобрением. Ребенок немедленно почувствует ваше доверие и уважение, которые должны сквозить во всех ваших поступках. И поверьте, он отплатит вам вдвойне.

***

      Не бойтесь признаться ребенку, что вы чего-то не знаете. В обучении необходимо пользоваться уважением и доверием учащихся. С первых уроков ребенок должен верить, что все сказанное вами — это правда. Если он будет вам доверять, то охотно будет общаться с вами и просить разъяснить, когда что-то неясно. Врожденная тяга к знаниям и любопытство приведут к сотням «Почему?», которыми первоклассники буквально завалят вас. Не бойтесь этого. На какие-то вопросы вы можете ответить сразу. И это хорошо. Ваш авторитет еще более возрастет. Но если же вы не знаете ответ — то честно признайтесь в этом. А затем выберите время и полистайте книги, поищите нужные сведения в Internet, наконец, спросите у специалистов, в общем — постарайтесь найти ответ.

***

      Не исправляйте леворукость. Если ваш ребенок левша, не следует переучивать его писать правой рукой. Это может навредить его интеллектуальному развитию. Помните: леворукость свидетельствует о задатках к изучению математики.

***

      Урок должен быть хорошо подготовлен. Перед началом занятий следует тщательно продумать собственные действия, организацию учебного материала. Вы должны четко представлять, чем будете заниматься на уроке, какой материал следует повторить, что требует закрепления, каковы основные этапы урока, когда необходима эмоциональная или физическая разгрузка.
      Помните, что занятие с шестилетками должно быть непродолжительным: не более получаса. Чтобы ребенок не уставал, необходима смена деятельности каждые 3—5 минут: после устных упражнений должна следовать игра на внимание, затем работа с предметными картинками, физкультминутка, работа с учебником, письмо цифр и т. п. Новый материал желательно вводить не сразу, а после определенной подготовки, примерно на 10—12-й минутах урока. При этом старайтесь предлагать новые знания не в готовом виде, а так, чтобы у ребенка было ощущение, что он сам сделал открытие. Это повысит интерес к предмету и усилит веру в собственные силы.
      Пусть занятия математикой будут ребенку наградой, а не скучной повинностью.

***

      Обучение должно проходить в высоком темпе. Первоклассники любят учиться и делают это в быстром темпе. Поэтому и свой наглядный материал вы должны демонстрировать так же быстро. У детей очень цепкое зрение, они с удовольствием разглядывают картинки и умело «считывают» с них информацию. Дети не должны ждать, когда вы, наконец, найдете нужную картинку или модель. От вашей медлительности у них может пропасть интерес к учению.
      Конечно, у каждого ребенка свой темп работы, и в условиях класса этот вопрос достаточно проблематичен. Но обычно учитель знает, что, например, заботясь о развитии внимания и зрительной памяти учащихся, карточку с примером в одно действие вполне достаточно показывать 1—2 секунды. Это ровно столько времени, сколько учителю потребуется, чтобы сформулировать задание: «Вычислить», «Найти сумму», «Какое число пропущено?» и т. п. Важно, чтобы карточки были достаточно крупными и яркими, чтобы их было видно с последней парты. Только в этом случае вы сможете их быстро показывать, а учащиеся — легко запоминать увиденное.

***

      Не предлагайте непосильных заданий и не попрекайте учащихся. Постарайтесь по возможности не переносить ваш ученический опыт (то, как вас учили в школе) на процесс обучения вверенных вам детей. Вы рискуете допустить ошибки, делая то, что не любили сами, когда были детьми. Например, не ставьте в пример ребенку успехи другого ученика, говоря: «Что же ты так медленно решаешь? Сколько у тебя ошибок... Вот, посмотри, как быстро и правильно решил задачу твой сосед по парте». Замечания учителя не должны обижать. Будьте милосердней к ребенку. Каждый должен сотворить себя сам, в том числе и первоклассник. Поэтому ставьте в пример малышу только его личные достижения. К примеру, в ситуации, описанной выше, можно сказать: «А вчера у тебя получалось лучше. Ну-ка соберись! Постарайся и сегодня нас порадовать».
      Дети любят учиться, но очень боятся, когда их строго контролируют. Вместо обычных, так называемых внешних проверок воспользуйтесь методом выявления качества знаний с помощью заданий занимательного характера. Цель этого метода — предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания в случае, когда он сам этого хочет. Благо, что в учебнике эти задания имеются на каждом уроке.

 
<Содержание>
Следующий раздел>>