Дорофеев Г. В. Уроки математики. 2 класс


Раздел 2

ЧИСЛА ОТ 0 ДО 100

      В данном разделе учащиеся знакомятся с устной и письменной нумерацией чисел от 21 до 100 и приемами сложения и вычитания этих чисел, включая письменные способы вычислений.
      Согласно принятой программе изучение нумерации чисел в пределах сотни проводится в два этапа: сначала изучается нумерация чисел от 11 до 20, а затем нумерация чисел от 21 до 100. Это обусловлено особенностями в образовании числительных, обозначающих в русском языке числа от 21 до 100.
      Для названий чисел от 11 до 20 употребляются сложные имена числительные, первая часть слова которых обозначает число отдельных единиц, а вторая «дцать» — десяток. Образование числа происходит на основе сложения: 10 + 3 = три-на-дцать — три единицы да еще десяток.
      Для названий круглых десятков употребляют сложные имена числительные, обозначающие количество десятков в числе. Образование числа происходит на основе умножения: 30 = 3 · 10 = три-дцать = 3 раза по десять или три десятка. Исключение: сорок, девяносто.
      А вот названия остальных двузначных чисел образуются на основе употребления составных имен числительных, состоящих из двух слов: первое слово обозначает разряд десятков, а второе — разряд единиц. Образование этих чисел происходит на основе умножения и сложения: 34 = 3 · 10 + 4 = три-дцать-четыре = 3 десятка да еще 4 единицы.
      Главное при изучении устной нумерации чисел от 11 до 100 — раскрыть их десятичный состав. Отсчитывая 10 палочек и завязывая их в пучок, получаем 1 десяток. Далее ведется счет десятками: 1 десяток, 2 десятка, 3 десятка, ..., 9 десятков. Учащиеся знакомятся с понятием разряда и принципами образования, называния и записи двузначных чисел.
      Письменная нумерация двузначных чисел строится на основе поместного значения цифр. Поэтому важно довести до сознания детей, что одна и та же цифра может иметь разное значение в записи числа в зависимости от места, которое она в этой записи занимает. Например, цифра 3 может обозначать 3 единицы, если находится на первом месте справа, и 3 десятка, если находится на втором месте справа. Для обозначения отсутствия единиц в первом разряде при записи двузначного числа на месте разряда единиц пишется 0.
      Весьма полезным для начала обучения нумерации чисел от 21 до 100 является использование наглядных пособий, среди которых особую роль играют счеты и абак — наглядное пособие в виде лент с прорезями для цифр или знаков, их заменяющих, таблицы с кармашками и т. п. (см. рис.).

      Демонстрируя число на каком-нибудь из этих пособий, учитель спрашивает: «Сколько десятков? (3.) Какое это число? (30.) Сколько единиц? (4.) Какое число изображено на полотне? (34.)»
      Желательно, чтобы и у учащихся были индивидуальные абаки и счеты, на которых дети по заданию учителя составляют названное число, например 45, 23, 57 и др., и анализируют его десятичный состав.
      Образование двузначных чисел путем прибавления и вычитания единицы удобно демонстрировать с помощью счетов.

      — Какое число отложено на счетах с помощью косточек? (27.) Прибавляйте по одному к этому числу и следующим числам, называйте эти числа. (28, 29, 30, 31, 32.)
      — Отложите на счетах число 72. Вычитайте из него каждый раз по одному. Называйте полученные числа до 65. (71, 70, 69, 68 и т. д.)
      Ознакомление с приемами устных вычислений ведется в основном с опорой на наглядность (счеты, абак, десятки — пучки палочек и единицы — отдельные палочки). Поэтому всякий раз, когда у учащихся возникают трудности в понимании вычислительного приема или ошибки в вычислениях, им надо дать возможность воспользоваться этими пособиями и не на абстрактном, а на наглядном и даже предметном уровне выполнить действия.
      Такой подход к раскрытию смысла того или иного вычислительного приема снимает вопрос о необходимости формального введения некоторых свойств арифметических действий, на которых тем не менее эти приемы основаны.
      Так, сочетательное свойство сложения в учебнике не рассматривается. Вместо него в 3 классе будут введены правила прибавления числа к сумме и суммы к числу.
      На данном же этапе учащиеся должны уяснить суть приемов, исходя из действий со счетным материалом и предметными множествами с опорой на наглядность и здравый смысл. Так, оперируя с пучками палочек, учащиеся сами приходят к выводу о наиболее удобном способе вычислений, когда, например, получается круглое число или одно из слагаемых удобно заменить суммой двух чисел. При этом знание таблицы умножения и умение вести счет десятками до 100 обеспечивает введение приемов умножения и деления круглых чисел.
      Желательно, чтобы учащиеся при первоначальном ознакомлении с приемом вычислений давали подробные объяснения выполняемым действиям. По мере того как прием будет усвоен, эти рассуждения можно постепенно сокращать. Например: «Десятки складывают с десятками, а единицы — с единицами; единицы вычитают из единиц, а десятки — из десятков». Такие пояснения будут даваться, например, при вычислении сумм вида 35 + 2, 60 + 34 или разностей вида 56 – 20, 56 – 2.
      В учебнике каждый новый вычислительный прием иллюстрируется с помощью пучков палочек и отдельных палочек, а также сопровождается подробными пояснениями и записями, в том числе и с использованием письменных вычислений. Это позволяет учащимся не только лучше понять и усвоить алгоритм вычислений на оперативном уровне, но и научиться проводить рассуждения. Вообще говоря, на уроках математики необходимо постоянно уделять внимание развитию осознанной и грамотной математической речи учащихся, тем более что при изучении данных вычислительных приемов в концентре «Сотня» создаются наиболее благоприятные возможности: рассуждения становятся более развернутыми и аргументированными. Но для того чтобы сформировать у учащихся умение комментировать и обосновывать выполняемые действия, необходима организация систематической работы по обучению доказательным рассуждениям сначала в более простых ситуациях, когда используются так называемые одношаговые рассуждения, и с опорой на специальные памятки в виде плана или схемы рассуждений.
      Например, при изучении письменных приемов сложения в пределах 100 весьма эффективна памятка для рассуждений в виде плана с указанием управляющих слов: «1) Пишу пример в столбик. 2) Складываю единицы. 3) Складываю десятки. 4) Читаю ответ». Проводя такие рассуждения, учащиеся лучше усваивают структуру объяснения вычислений и непосредственно сами приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
      Важное место на этих уроках занимает отработка умений выполнять проверку действий сложения и вычитания, которая включает как устные, так и письменные приемы вычислений.
      Знакомство с единицами времени (час, минута) способствует уточнению временны́х представлений детей. Необходимо сформировать у учащихся конкретные представления о каждой единице времени, добиваться усвоения соотношений, научить пользоваться часами и с их помощью решать несложные задачи на вычисление продолжительности события, если известны его начало и конец. Большое воспитательное значение имеют примеры из жизни, данные о том, сколько продукции выпускают заводы (фабрики) за 1 минуту, за 1 час, за 1 рабочий день. В результате изучения этой темы учащиеся должны научиться определять время по часам и вести отсчет времени с точностью до часа, минуты.
      Во втором полугодии продолжается знакомство учащихся с числовыми выражениями и правилами порядка действий. Вводятся выражения со скобками, рассматриваются текстовые задачи, математическими моделями которых являются выражения со скобками. Учащиеся знакомятся с новой формой записи решения задачи в виде числового выражения.
      Обобщаются представления учащихся о геометрических фигурах и величинах. Знакомству с новой единицей длины — метром предшествуют уроки, на которых учащиеся рассматривают старинные меры длины, учатся пользоваться ими для измерения длин конкретных предметов и выясняют, что эти меры не являются универсальными, ибо не обеспечивают однозначности результатов измерений. Весьма полезно на этих уроках познакомить детей с этимологией некоторых старинных русских мер длины. Например, слово сажень произошло от старославянского сажичти (протягивать руку), а слово верста — от слова вертеть, ибо первоначально означало оборот плуга, т. е. расстояние, пропахиваемое за один раз в одну сторону; в свою очередь, вершком на Руси называли отверстие в избе, через которое выходил дым, возможно, поэтому как единица длины это слово означает верхнюю фалангу указательного пальца.
      После ознакомления с понятием длины ломаной как суммы длин ее звеньев, введения понятия прямого угла и уточнения представлений о свойствах прямоугольника, квадрата учащиеся переходят к решению задач на вычисление периметра многоугольника. Таким образом, на данном этапе геометрическая линия в курсе 2 класса получает определенное и вполне логичное завершение.
      В конце второго полугодия несколько уроков отводится на ознакомление с задачами на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Эти задачи являются, с одной стороны, объектом изучения и формирования смысла отношений «больше в ...», «меньше в ...», а с другой стороны — связующим звеном между теорией и практикой обучения и средством развития познавательных способностей учащихся.
      В процессе обучения решению этих задач у учащихся должны быть отработаны умения, связанные с конкретными этапами работы: умение читать задачу (понимать значения слов в ней, выделять главные (опорные) слова); умение выделять условие и вопрос задачи, известное и неизвестное (данные и искомое); умение устанавливать связь между данными и искомым, т. е. проводить разбор задачи (анализ ее текста), результатом которого является выбор арифметического действия для решения задачи; умение записывать решение и ответ задачи.
      Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз опирается на хорошее понимание конкретного смысла действий и деления умножения и смысла выражений «больше в ...», «меньше в ...».
      Следовательно, подготовительная работа и должна быть направлена на изучение этих вопросов. Для раскрытия смысла выражений «больше в ...», «меньше в ...» целесообразно выполнить ряд упражнений, подобных следующим:
      — Положите рядом 4 кружка, а справа 2 раза по 4 кружка. В таком случае говорят, что справа кружков в 2 раза больше, чем слева, потому что справа 2 раза по столько кружков, сколько их слева, а слева в 2 раза меньше, чем справа, — слева один раз по 4 кружка.
      — Положите в ряд 2 квадрата, а справа 3 раза по 2 квадрата. Что можно сказать о числе квадратов справа: их больше или меньше, чем слева? (Их в 3 раза больше, чем слева, а слева в 3 раза меньше, чем справа.)
      — Положите справа в ряд 3 треугольника, а слева в 4 раза больше. Что это значит? (По 3 треугольника взять 4 раза.) Что можно сказать о числе треугольников справа: их больше или меньше, чем слева? (Их в 4 раза меньше.)
      После выполнения нескольких подобных упражнений можно приступить к решению задач.
      — Положите в один ряд 5 квадратов, а в другой в 2 раза больше. Как вы это сделаете? (Положим 2 раза по 5 квадратов.) Сколько всего квадратов во втором ряду? (10.) Как узнали? (5 умножили на 2.)
      Раскрытие смысла слов «больше в ...», «меньше в ...» и первичное ознакомление с решением простых задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз желательно провести с опорой на наглядность и действия с предметными множествами.
      — Для детского сада купили зеленые и красные мячи. Зеленых мячей купили 4 штуки. (Учитель выставляет на наборном полотне 4 зеленых кружка.)

      — А красных мячей купили в 3 раза больше, чем зеленых. Как это количество изобразить с помощью красных кружков? Что значит в 3 раза больше, чем зеленых ? (Их 3 раза по 4 мяча.)
      — Изобразим эти мячи. (Учитель выставляет на наборном полотне под зелеными кружками 3 раза по 4 красных кружка. При этом он говорит: «Первый раз по 4, второй раз по 4 и третий раз по 4.)

      — Можем мы теперь узнать, сколько красных мячей купили? (Да.) Как мы это узнаем? (4 · 3.) Сколько получится? (12 мячей.)
      — Запишем решение задачи. Повторите, как узнать, сколько красных мячей купили. (4 · 3 = 12.) Назовите ответ. (12 мячей.)
      Заметим, что в учебнике предлагается и другая форма иллюстрации задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, когда активно используется числовой луч. Такой же подход был реализован и в 1 классе при рассмотрении отношений «больше на ...», «меньше на ...».
      В результате многократного решения таких задач учащиеся должны усвоить, что увеличение числа в несколько раз выполняется действием умножения, а уменьшение числа в несколько раз — действием деления.
      Заметим, что решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз надо по возможности чаще рассматривать в сопоставлении с решением задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, чтобы предупредить формирование у учащихся возможных ошибочных ассоциаций.

УРОК 26. Счет десятками (с. 99—100)

      Цели урока:
      1) познакомить учащихся с новой счетной единицей — десятком; научить вести счет десятками до 100, используя предметы наглядности, и отвлеченный счет;
      2) совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.
      2. Устный счет.
      1) Состав числа.
      — Наберите слагаемыми, записанными в окошках домика, число 18. Найдите разные способы. (9 + 1 + 8, 9 + 1 + 5 + 3, 9 + 1 + 6 + 2, 8 + 2 + 7 + 1 и т. д.)

      2) Сравнение величин.
      Сравните:

1 дм 4 см ... 1 дм 7 см
1 дм 4 см ... 12 см
1 дм 6 см ... 1 дм 8 см
2 дм ... 15 см

      3) Игра «Расшифруй слово».
      — Расшифруйте слово, записав ответы примеров в порядке возрастания.

      (Десяток.)
      3. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет.

Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.

      4. Работа над новым материалом.
      — Отсчитайте 10 палочек и свяжите их в пучок. Сколько всего палочек в пучке? (Десять, или 1 десяток.) Далее учитель поочередно выставляет на наборном полотне 1 десяток, 2 десятка, 3 десятка, 4 десятка, ..., 10 десятков палочек и при этом хором вместе с детьми считает: «Один десяток, два десятка, три десятка...»
      Затем учитель снимает по десятку палочек, и учащиеся упражняются в обратном счете от 10 десятков.
      Упр. 1—3, с. 99 выполняются устно. При работе с наглядным материалом, рассмотрении картинок в учебнике и решении задач важно подвести учащихся к выводу, что десятки складывают и вычитают так же, как и единицы.
      Упр. 4, с. 100 учащиеся выполняют на доске и в тетрадях. В случае затруднений желательно обратиться к наглядности и продемонстрировать сравниваемые количества с помощью пучков палочек.
      5. Физкультминутка.
      6. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 5, с. 100 рекомендуется выполнить устно.
      Упр. 6—7, с. 100 имеют целью совершенствование умения решать составные задачи в два действия. В итоге работы с этими задачами желательно сравнить их условия и решения, выявить признаки сходства и различия.
      Упр. 8, c. 100 можно предложить для самостоятельной работы с последующей проверкой в классе.
      Упр. 9, с. 100. Здесь желательно рассмотреть с учащимися разные способы построения данной фигуры одним росчерком.
      7. Итог урока.

УРОКИ 27—28. Круглые числа (с. 101—104)

      Знакомство с устной и письменной нумерацией круглых чисел в пределах 100 обычно не вызывает у учащихся особых затруднений. Важно, чтобы учащиеся хорошо поняли принцип образования как самих этих чисел на основе действия умножения, так и соответствующих им числительных. Например, число 30 — это 3 раза по десять, и для его названия используется исконно русское слово тридцать, образованное в результате сращения словосочетания три десяте сначала как тридесять, а позже как тридцать. Исключение составляют лишь числа 40 и 90. Точное происхождение этих слов до сих пор неизвестно. Чаще всего принимают, например, такие версии, что словом сорок раньше на Руси называли связку из 40 собольих шкур, а древнеславянское слово девяносто означает девятый десяток.

Третья четверть

УРОКИ 1—5. Образование чисел, которые больше 20 (с. 105—111)

      На этих уроках учащиеся знакомятся со способами образования двузначных чисел, которые больше 20, с их устной нумерацией. Объяснение нового материала желательно провести с опорой на объяснительный текст учебника, рисунки и предметную наглядность. Особое внимание следует уделить упражнениям на соотнесение числа, моделируемого с помощью пучков счетных палочек или другого счетного материала, а также с помощью рисунков, и соответствующего числительного. Важно, чтобы учащиеся хорошо усвоили принцип образования двузначных чисел из десятков и отдельных единиц и способы образования соответствующих числительных.

ЧАСТЬ 2 УЧЕБНИКА

УРОК 6. Старинные меры длины (с. 3—4)

      Цели урока:
      1) познакомить учащихся со старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, косая сажень, пядь); дать представление об их использовании для измерения длин предметов на практике;
      2) закрепить знания по устной и письменной нумерации двузначных чисел;
      3) совершенствовать вычислительные навыки; развивать пространственное воображение, геометрическую зоркость.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять.
Прозвенел звонок опять.
Перемена пролетела,
Снова нам пора за дело!
Начинаем мы урок,
Где получим знанья впрок.

      2. Чистописание.
      — Установите числовую последовательность и продолжите ее в своих тетрадях письменно до конца строчки: 99 88 77.
      3. Устный счет.
      — Вычисляйте устно. Я буду читать примеры, а вы будете записывать ответы в тетрадях через запятую.
      50 + 20, 70 – 40, 39 + 1, 83 – 80, 20 + 5, 65 – 5, 16 – 16, 18 + 12.
      4. Актуализация знаний.
      — Какие меры длины вам уже известны? Назовите их.
      — Что вы можете о них рассказать?
      5. Работа над новым материалом.
      — А сегодня, ребята, мы познакомимся со старинными мерами длины, которыми пользовались люди еще очень давно. Давайте с вами прочитаем в учебнике на с. 3, как раньше измеряли длину. (Учащиеся читают вслух текст учебника по частям. Учитель делает нужные комментарии и дополнения.)
      — Итак, что же нового мы только что узнали?
      — Что такое локоть? фут? сажень? косая сажень?
      Упр. 1—2, с. 4 (устно). При выполнении этих упражнений важно акцентировать внимание детей на том, что результаты измерения у разных учеников могут различаться, так как длины стопы (фут), кисти (пядь) или размаха рук (сажень) у них разные.
      Упр. 3, с. 4 (устно). Это упражнение имеет целью закрепить представление о новых единицах длины и раскрыть смысл известных пословиц и поговорок, опираясь на значения новых терминов.
      Упр. 4—5, с. 4. Эти задания направлены на совершенствование умения решать задачи в два действия.
      6. Физкультминутка.

Мы считали и устали,
И тогда мы дружно встали,
Ручками похлопали:
Раз, два, три.
Ножками потопали:
Раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.

      7. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 6, с. 4. Вычисления учащиеся выполняют самостоятельно по вариантам с последующей проверкой в классе.
      Упр. 7, с. 4. Учащиеся составляют задачи, записывают их решения в тетрадях и проводят необходимые сопоставления. Важно, чтобы учащиеся заметили, что одно из данных предыдущей задачи стало искомым в следующей.
      Упр. 8, с. 4. Учащиеся должны понимать, что если расстояние между ягодами составляет 1 см, то всего уместится на соломинке 11 ягод. И тогда двенадцатую земляничку нужно разместить между какими-то двумя ягодами, расположенными на расстоянии 1 см одна от другой.

      8. Итог урока.
      — Что нового вы узнали на уроке?
      — Какие старинные меры длины вы узнали?
      — Какое задание вам понравилось больше всего?

УРОК 7. Старинные меры длины (с. 5—6)

      Цели урока:
      1) закрепить знание старинных мер длины; использовать их для измерения длин предметов окружающей обстановки;
      2) совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи в одно-два действия.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.
      2. Устный счет.
      1) Сопоставление предметов и величин.
      — Петя перепутал названия старинных мер длины. Помогите ему исправить ошибки — правильно расставить подписи к картинкам. (На доске прикреплены картинки, на которых изображены ручка, стол и дорожка. Под картинками соответственно надписи: 1 сажень, 1 пядь, 20 футов.)
      2) Счет в пределах 100 (прямой и обратный).
      — Считайте двойками, начиная от 0 до 20 и обратно.
      — Считайте от 8 до 32 и обратно.
      3) Цепочка (решение примеров в несколько действий).
      На доске записаны примеры:

5 + 9 – 8 + 9 – 8 + 3 – 6 + 7
75 – 70 + 12 – 9 + 30 – 1 + 10
11 + 9 – 2 + 7 + 6 + 8 – 5 + 6

      — Решаем первый пример с учащимися третьего ряда в цепочку, начиная с первой парты. (По команде учителя ученик, сидящий слева за первой партой в третьем ряду (первый вариант), говорит: «5 + 9 = 14». Следующий пример 14 – 8 решает ученик, сидящий справа за этой же партой (второй вариант) и т. д.) Остальные учащиеся следят за правильностью выполнения вычислений.
      Аналогично проводится работа со вторым и третьим примерами.
      3. Работа с учебником.
      Упр. 1—2, c. 5 (устно).
      Упр. 3, с. 5. Это задание можно использовать для групповой работы учащихся.
      Упр. 4, с. 5 учащиеся выполняют устно, по цепочке.
      Упр. 7, с. 5 имеет целью не только совершенствование умения решать простые задачи на нахождение произведения и остатка, но и формирование математической зоркости для понимания связей между этими задачами, позволяющих составить задачу в два действия из двух простых задач.
      4. Физкультминутка.

Отложите-ка тетрадки!
Раз! Два!
Становитесь на зарядку!
Раз! Два!
Сладко, сладко потянулись,
И прогнулись, и пригнулись!
Ваши мышцы все проснулись?
Да!
Ваши губки улыбнулись?
Да!
Пальчики к письму готовы?
Да!
Мы работать будем снова?
Да!

      5. Самостоятельная работа.
      Упр. 8, с. 6 для всех, упр. 9, с. 6: задание 1 выполняют учащиеся первого варианта, а задание 2 — второго варианта.
      6. Решение задачи на смекалку.
      Упр. 10, с. 6 можно предложить учащимся в качестве дополнительного задания к самостоятельной работе. Так как искомое количество яблок должно быть двузначным числом, кратным 5, но не кратным 4, то по крайней мере два варианта ответа учащиеся могут легко указать, опираясь на знание табличных случаев умножения. Это 10 яблок или 15 яблок.
      7. Итог урока.
      — Чем занимались на уроке?
      — Что больше понравилось на уроке?

УРОК 8. Метр (с. 6—8)

      Цели урока:
      1) познакомить учащихся с новой единицей длины — метром и его соотношениями с ранее изученными единицами — сантиметром и дециметром;
      2) научить выполнять измерения длин предметов с помощью метра, сравнивать величины, выраженные в метрах, дециметрах или сантиметрах;
      3) повторить табличные случаи умножения и деления;
      4) работать над совершенствованием умений решать задачи.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.

Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Беритесь, ребята, скорей за работу —
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счета.

      2. Математическая разминка.
      1) Числовые ряды.
      На доске записан ряд чисел 15, 12, 40, 3, 21, 37, 69.
      — Найдите лишнее число в этом ряду. Объясните свой выбор. (Число 3 лишнее, оно единственное однозначное число в этом ряду.)
      — Каждое двузначное число этого ряда уменьшите на 1. Какие числа получатся? Назовите их по порядку. (14, 11, 39, 20, 36, 68.)
      — Однозначное число ряда увеличьте на 10. Сколько получится? (13.)
      2) Сопоставление предметов и величин.
      — Петя перепутал наименования единиц длины. Помогите ему исправить ошибки. (На доске прикреплены картинки, на которых изображены муха, яблоня и ученическая тетрадь, а под ними надписи соответственно 1 дм, 50 см и 20 дм.)
      — Он записал, что длина мухи 1 дм. Какое наименование будет правильным? (1 см.)
      — Высота яблони 50 см. Исправьте ошибку. (50 дм.) Длина тетради равна 20 дм. Какая допущена ошибка? (Нужно было записать 20 см.)
      3) Сравнение значений выражений.

9 · 2 и 8 · 2
15 – 7 и 14 – 7
60 – 30 и 60 – 20
16 : 4 и 12 : 4
8 + 12 и 12 + 8
49 + 1 и 50 – 1

      3. Чистописание.
      Прописывание чисел 15 и 80.
      4. Работа над новым материалом.
      — Сегодня мы познакомимся еще с одной мерой длины, которую называют метром. Прочитайте об этом на с. 7 учебника.
      После того как учащиеся прочитают объяснительный текст учебника, можно провести беседу: «Для измерения длин каких предметов используют метр? Расскажите по рисункам к упр. 1, с. 6, что измеряют метром. С помощью каких инструментов можно измерять длины в метрах? Как слово „метр“ сокращенно записывается при числе? Сколько в 1 метре дециметров? сантиметров?»
      5. Работа с учебником.
      Упр. 2—3, с. 7 служат для организации практической работы по измерению длин предметов с помощью разных мерок, в том числе и с помощью метра. Желательно, чтобы учащиеся осознали, что измерение длин с помощью универсальных единиц измерения всегда дает однозначный результат.
      6. Физкультминутка.
      7. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 4—5, с. 7. Разбор каждой задачи полезно сопроводить чертежом или рисунком, который учитель может выполнить на доске по ходу беседы с учащимися.
      Упр. 6, с. 7 учащиеся выполняют в тетрадях с комментированным управлением с места.
      8. Самостоятельная работа.
      Упр. 7, с. 7 предназначено для фронтальной работы.
      Первую сверху строку примеров упр. 8, с. 8 можно предложить учащимся первого варианта, а вторую — для учащихся второго варианта.
      Две последние строчки примеров и упр. 9, с. 8 можно предложить в качестве домашнего задания.
      Упр. 10, с. 8. На этом чертеже 10 квадратов.
      9. Итог урока.

УРОК 9. Метр (с. 8—10)

      Цели урока:
      1) закрепить знания о новой единице измерения длины — метре, его соотношениях с сантиметром и дециметром, умение выполнять измерение длин предметов в метрах; повторить старинные меры длины;
      2) совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.
      2. Устный счет.
      — Решите задачу в стихах.

Солнце льет на землю свет,
Рыжик прячется в траве.
Рядом, тут же в желтых платьях,
Их еще 12 братьев.
В кузовок я их все спрятал,
Вдруг гляжу — в траве маслята.
И 15 тех маслят
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов:
Сколько я нашел грибков?

      (Учитель, читая стихи, выставляет на наборное полотно сначала один рыжик, а потом рядом целую семейку из рыжиков и маслят.) (Всего 28 грибов.)
      — Как узнали? (1 + 12 + 15 = 28.)
      — Прочитайте записи, используя слова «больше» и «меньше» так, чтобы записи были верными.

19 ... 21
11 ... 12
24 ... 42
99 ... 100
31 ... 73
89 ... 90

      — Расшифруйте название старинной русской меры длины, поставив ответы в порядке уменьшения.

20 – 3 = Т
6 + 9 = А
10 + 30 = С
40 + 30 = В
80 – 20 = Е
90 — 40 = Р

      3. Повторение изученного материала.
      — Какие еще старинные меры длины вы знаете? (Локоть, сажень, пядь и т. д.)
      — С какой новой единицей длины вы познакомились на прошлом уроке? (С метром.) Что можно измерить в метрах? (Длину классной доски, ширину класса, высоту дерева и т. д.)
      — Сколько сантиметров в 1 метре? (В 1 м 100 см.)
      — Сколько дециметров в 1 метре? (В 1 м 10 дм.)
      — Как сокращенно при числе можно записывать слово метр? (С помощью строчной буквы м без точки.)
      — Запишите сокращенно в тетради 10 метров, 12 метров, 7 метров.
      — Выразите в дециметрах: а) 8 м 1 дм; б) 3 м 9 дм; в) 6 м.
      — Выразите в метрах и дециметрах: а) 54 дм; б) 77 дм.
      4. Физкультминутка.
      5. Работа с учебником.
      Упр. 1, с. 8 учащиеся выполняют с подробным объяснением. Рассуждения могут быть следующими: «10 дм составляют 1 м. В числе 20 будет 2 десятка. Значит, 20 дм = 2 м».
      Упр. 2, с. 8 имеет целью закрепить знание учащихся о единицах длины: м, см и дм — и их соотношениях. Первую строчку заданий этого номера учащиеся выполняют под руководством учителя, а остальные — самостоятельно с последующей фронтальной проверкой в классе.
      Упр. 3, c. 9 направлено на совершенствование умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц с использованием именованных величин. Первую задачу можно разобрать со всем классом, обратив особое внимание на составление краткой записи, запись решения и ответа. Вторую и третью задачи номера учащиеся могут выполнить по этому образцу самостоятельно по вариантам. Четвертую задачу можно предложить учащимся в качестве домашнего задания.
      Упр. 4, с. 9. Это задание требует от учащихся внимания и четкой логики рассуждений. Желательно выполнить его практически, используя модели фигур. Очевидно, что красные фигуры не могут располагаться по краям, так как тогда внутри ряда окажутся рядом 3 синие фигуры. Значит, крайней слева может быть только синяя фигура. Допустим, это пятиугольник, тогда рядом с синей должна быть красная фигура, например маленький красный треугольник. Правее можно поставить только синюю фигуру — большой синий квадрат, а потом большой красный треугольник. И замыкать ряд справа в этом случае будет маленький синий квадрат. Существуют и другие способы расположения этих фигур, удовлетворяющие условию задачи. Можно предложить учащимся подобрать и другие варианты решения этой задачи.
      6. Физкультминутка.
      7. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 5—6, с. 9 имеет целью совершенствовать умения решать составные задачи в два действия и выполнять сложение и вычитание круглых десятков. Например, беседа с учащимися при разборе задачи № 6 может быть организована так:
      — Сколько всего было денег у девочки? (100 р.) Что она купила в магазине? (Плитку шоколада, конфеты и печенье.) Оформим задачу кратко. (Учитель пишет на доске в столбик опорные слова: всего, шоколад, конфеты, печенье.) Сколько стоит плитка шоколада? (20 р.) Запишем это в краткой записи. Сколько стоят конфеты? (60 р.) Что требуется узнать в задаче? (Сколько денег девочка заплатила за печенье?) В результате на доске появляется запись:

Всего — 100 р.
Шоколад — 20 р.
Конфеты — 60 p.
Печенье — ?

      — Можем ли мы сразу, одним действием, ответить на вопрос задачи? (Нет.) Чего мы не знаем? (Сколько денег заплатила девочка за шоколад и конфеты.) А на этот вопрос мы можем ответить сразу? (Да.) Как мы это узнаем? (20 + 60.) Можем мы теперь ответить на вопрос задачи? (Да.) Каким действием? (Вычитанием.) Что из чего мы будем вычитать? (Из 100 вычтем столько, сколько получится в первом действии.) Запишите решение задачи выражением. (100 – (20 + 60).) Сколько получилось? (20.) Скажите полностью ответ задачи. (За печенье девочка заплатила 20 р.)
      Упр. 8—9, с. 10 можно выполнить в классе при наличии времени.
      Упр. 3(4) и 7, с. 9 рекомендуются для домашней работы.
      Упр. 9, с. 10. Обезьяны принесли 6 орехов.
      8. Итог урока.

УРОКИ 10—12. Метр (с. 10—14)

      На этих уроках отрабатываются умения измерять длины предметов с помощью метра, сравнивать результаты измерений и переводить их из одних единиц в другие, закрепляется знание соотношений между изученными единицами длины (метром, дециметром и сантиметром).
      Особое внимание должно быть уделено повторению таблиц умножения и деления в пределах 20, что послужит необходимой подготовкой к изучению приемов умножения круглых чисел.

УРОК 13. Умножение круглых чисел (с. 14—15)

      Цели урока:
      1) познакомить учащихся со способами умножения круглых чисел; научить решать задачи на умножение с использованием нового числового материала;
      2) повторить таблицу умножения; совершенствовать вычислительные навыки.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.

Вот книжка на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Недосуг дуть
На корабль бумажный —
Сегодня у ребят
Урок уж больно важный!

      2. Устный счет.
      — Вычислите сумму чисел 15 и 19.
      — Найдите разность чисел 55 и 13.
      — Уменьшите 27 в 3 раза.
      — Один множитель 5, другой — 4. Чему равно произведение этих чисел?
      Далее учитель обращается к записям на доске, указывает на ряд чисел 45, 27, 18, 54, 9, 10, 90, 36, 50, 70 и спрашивает:
      — На какие две группы можно разделить данные числа? Попробуйте найти разные варианты. (Дети замечают, что можно разделить на однозначные и двузначные или числа, в записи которых есть пятерка, или числа, в записи которых пятерки нет, или числа, сумма цифр которых равна 9 и не равна 9, или круглые числа и некруглые числа и т. д.)
      — Назовите число, в котором 7 десятков.
      — Назовите число, в котором 9 единиц.
      — Назовите число, в котором 9 десятков и 4 единицы.
      — Назовите число, в котором 5 десятков и 6 единиц.
      3. Работа с новым материалом.
      — Сегодня вы познакомитесь со способами умножения круглых чисел. Поставим на наборное полотно 3 десятка палочек. (Учитель выставляет.) Сколько всего палочек на наборном полотне? (30 палочек.)
      — Возьмем еще 3 десятка палочек и поставим на наборное полотно. (Вызванный ученик выставляет еще 3 пучка палочек.) Сколько палочек ты поставил? (30.)
      — Сколько раз по 30 палочек на наборном полотне? (2.) Запишите это выражением. (30 · 2.) Как узнать, сколько всего палочек стало на наборном полотне? (30 + 30, или 3 дес. · 2.) Сколько получится? (60.)
      — Запишем решение примера первым способом: 30 · 2 = 30 + 30 = 60. Объясните решение. (Чтобы 30 умножить на 2, можно 30 взять слагаемым 2 раза, получится 60.)
      — Запишем решение примера вторым способом: 3 дес. · 2 = 6 дес., или 60. Как рассуждали? (30 — это 3 десятка. Умножаем 3 десятка на 2, получится 6 десятков, или 60.)
      4. Физкультминутка.

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Тише, тише, высоко.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай на носках легко.
Травушку покушаем,
Тишину послушаем.

      5. Работа с учебником.
      Упр. 1, с. 15. Работа у доски. Учитель еще раз показывает и объясняет.

30 + 30 + 30 = 30 · 3 = 90
20 + 20 + 20 + 20 = 20 · 4 = 80
10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 10 · 5 = 50

      Упр. 2—3, с. 15 выполняются устно с объяснением.
      Упр. 4, с. 15. Под руководством учителя учащиеся решают письменно примеры двух первых столбиков на доске и в тетрадях по приведенному образцу. Последний столбик примеров можно предложить для устного выполнения.
      Упр. 5, с. 15 выполняется устно. Рассуждения учащихся могут быть следующими: «Взять 3 раза по 20 р. — это значит 20 умножить на 3, т. е. 2 дес. · 3 = 6 дес., или 60, получится 60 р.».
      Упр. 7, с. 15 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой.
      Упр. 8, с. 15. Это упражнение служит проверкой оперативности знания табличных случаев сложения и вычитания. Учащиеся должны уметь достаточно быстро восстанавливать выражения, находить нужные действия, опираясь на числовые данные.
      Упр. 9, с. 15. Ряд чисел составлен на основе поочередного вычитания из предыдущего результата числа 3 и прибавления к полученному результату числа 2. (8 – 3 = 5, 5 + 2 = 7, 7 – 3 = 4, 4 + 2 = 6, 6 – 3 = 3, 3 + 2 = 5.) Поэтому искомое число равно 2, так как 5 – 3 = 2.
      6. Итог урока.
      Что нового мы сегодня изучили?

УРОК 14. Умножение круглых чисел (с. 16—17)

      Цели урока:
      1) закрепить знания о способах умножения круглых чисел; повторить табличные случаи умножения и деления в пределах 20; подготовить учащихся к изучению способов деления круглых чисел;
      2) совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; развивать логическое мышление и память; воспитывать познавательный интерес.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.
      2. Устный счет.
      1) Решение задач в стихотворной форме.

Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Сколько ж маленьких утят
Ежика благодарят?

(4 утенка.)


Четырнадцать лыж у крылечка стоят.
Сколько на лыжах каталось ребят?

(7 ребят.)


      2) Повторение таблицы умножения.
      На доске вывешена таблица чисел от 1 до 20.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

      Учитель молча указывает на число в таблице, а учащиеся должны составить как можно больше примеров на умножение с таким ответом.
      — Назовите число, в котором 5 десятков.
      — Назовите число, в котором 3 десятка и 7 единиц.
      — Назовите число, в котором 2 десятка и 3 единицы.
      3. Работа с учебником.
      Упр. 1, с. 16. Примеры первых двух столбиков учащиеся решают с комментированным управлением с места, в тетрадях записывают только пример и ответ.
      Упр. 2, с. 16 можно использовать для работы у доски. Первый столбик заданий желательно выполнить с полным объяснением со всем классом, два последних — самостоятельно по вариантам.
      Упр. 3, с. 16 можно использовать для фронтальной работы с классом. Решение задачи и ответ следует записать в тетради.
      4. Физкультминутка.

Умножали, умножали,
Очень, очень мы устали.
Раз, два — выше голова,
Три, четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть.

      5. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 5, с. 17 учащиеся выполняют устно, по цепочке.
      Упр. 6, с. 17. В итоге работы с этим заданием желательно, чтобы учащиеся из данных простых задач составили задачу в два действия, наметили план ее решения: что узнаем первым действием? как это узнаем? что узнаем вторым действием? как будем узнавать? Решение и ответ задачи учащиеся могут оформить самостоятельно. При наличии времени можно выполнить упр. 10, с. 16 и упр. 8, с. 17. Для домашней работы можно рекомендовать упр. 1, с. 16 (последние два столбика) и упр. 7, c. 17.
      6. Итог урока.

УРОКИ 16—17. Деление круглых чисел (с. 18—21)

      Основная цель этих уроков заключается в ознакомлении учащихся со способами деления круглых чисел и формировании умения решать задачи на деление с использованием нового числового материала. Объяснение нового материала можно построить аналогично тому, как проводилось объяснение способов умножения круглых чисел (урок 13).

УРОК 18. Урок повторения и самоконтроля (с. 22—23)

      Основная цель этого урока — проверить знание устной и письменной нумерации двузначных чисел, соотношений между изученными единицами длины (метром, дециметром и сантиметром), способов умножения и деления круглых чисел, подготовить учащихся к контрольной работе № 5 и провести эту работу. Учитель вправе решить, какие задания из предложенных можно использовать для этой подготовки.

УРОК 19. Сложение и вычитание без перехода через десяток (с. 24—25)

      Цели урока:
      1) познакомить учащихся с устными и письменными приемами вычислений вида 35 + 2, 2 + 35; научить пользоваться ими при вычислении значений выражений, решении задач;
      2) повторить табличные случаи умножения и деления в пределах 20, соотношения между единицами длины; совершенствовать умение решать задачи.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука —
Эта математика.

      2. Устный счет.
      — Вычислите.

6 · 2
3 · 3

12 : 4
20 : 5
60 : 2
90 : 3
20 · 3
50 · 2

      — Первый множитель 5, второй множитель 3. Найти произведение.
      — Делимое 14, делитель 7. Найти частное.
      — Решите задачи.
      1) С дерева сначала улетело 12 птиц, потом еще 6 птиц. Сколько всего птиц улетело с дерева?
      2) Рыбаки поймали 6 окуней, 7 лещей, 5 карасей. Из 8 рыб сварили уху, 3 пожарили. Сколько рыб осталось у рыбаков?
      3) Сумма двух чисел равна 22. Одно из них оканчивается нулем. Если этот нуль отбросить, то получится другое число. Догадайтесь, какие это числа. (20 и 2.)
      3. Работа над новым материалом.
      На столах у детей пучки палочек (по 10 палочек) и палочки россыпью.
      — Отложим на счетных палочках число 35. (Дети откладывают 3 десятка и 5 единиц.)

      — А сейчас прибавьте к 35 число 2. (Дети прибавляют 2 палочки.)

      — Куда вы положили 2 палочки — к пучку или палочкам россыпью? (К палочкам россыпью.)
      — Пучки палочек — это ...? (Десятки.)
      — Палочки россыпью — это ...? (Единицы.)
      — Число 2 — это ...? (Единицы.)
      — Что вы сделали, если говорить на языке терминов? (К единицам прибавили единицы.)
      — Сколько получилось всего палочек? (37.)
      — Запишем решение этого примера на доске:

      — Какой можно сделать вывод? (Единицы складывают с единицами.)
      — Откройте учебник на с. 24 и объясните по рисунку, как выполнено сложение. Почему ответы получились одинаковыми? (Дети объясняют.)
      Письменные способы решения примеров 35 + 2 и 2 + 35 учитель показывает на доске, объясняет, как записывать числа при сложении столбиком. Учащиеся записывают примеры в тетрадях.
      4. Физкультминутка.

Поднимает руки класс —
Это «раз».
Повернулась голова —
Это «два».
Руки вниз, вперед смотри —
Это «три».
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать —
Это «пять».
Всем ребятам тихо сесть —
Это «шесть».

      5. Работа с учебником.
      Упр. 1, с. 25. Два первых примера учитель решает вместе со всем классом. Учащиеся хором за учителем повторяют все рассуждения.
      В результате этой работы учащиеся должны запомнить рассматриваемые алгоритмы сложения чисел без перехода через десяток.
      Упр. 2, с. 25. В классе решают только первые три примера с полным объяснением. Один ученик решает у доски, остальные — в тетрадях.
      Упр. 5, с. 25 направлено на закрепление изученного приема вычислений при решении текстовой задачи.
      6. Физкультминутка.
      7. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 4, с. 25. Разбор этой задачи желательно вести от данных к вопросу. Вместе с учителем учащиеся составляют план решения задачи и самостоятельно записывают ее решение по действиям с пояснениями.
      Упр. 5, с. 25 имеет целью повторение соотношений между единицами длины (сантиметр и дециметр) при решении задачи на разностное сравнение величин.
      Упр. 7, с. 25. Учащиеся выполняют с комментированным управлением с места задания первой строки. Остальные задания можно выполнить дома.
      8. Итог урока.
      — Что нового узнали на уроке?
      — Что особенно запомнилось?

УРОКИ 20—27. Сложение и вычитание без перехода через десяток (с. 26—37)

      На этих уроках учитель продолжает знакомить детей с новыми устными и письменными приемами сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток: 60 + 24, 56 – 20, 56 – 2, 23 + 15, 69 – 24.
      Важно, чтобы учащиеся хорошо усвоили, что при выполнении сложения и вычитания в столбик десятки пишут под десятками, а единицы — под единицами. С этой целью полезно использовать задания на моделирование рассматриваемых алгоритмов действий с помощью разнообразного счетного материала, в которых требуется объяснить по рисунку, как выполнили действия.

      Такие задания способствуют лучшему усвоению изучаемых приемов вычислений, овладению умениями обосновывать действия и интерпретировать их с помощью наглядного материала.

УРОК 28. Сложение и вычитание с переходом через десяток (с. 38—39)

      Цели урока:
      1) познакомить учащихся с устными и письменными способами вычислений вида 26 + 4 и 3 + 47; научить решать примеры на сложение однозначного и двузначного чисел, когда в сумме получается круглое число;
      2) повторить приемы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток;
      3) закрепить знание табличных случаев умножения и деления;
      4) совершенствовать вычислительные навыки и навыки решения задач.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.
      2. Устный счет.
      1) Решение примеров на повторение.
      Помогите белочке собрать грибы в корзину. Для этого вам нужно решить примеры и прикрепить карточку с правильным ответом. (На доске написаны в столбик примеры без ответов, а рядом выставлены карточки с изображениями грибов и ответами. Важно, чтобы карточек с ответами было больше, чем примеров.)

      2) Математический диктант.
      — У меня в руках красивые яблоки. (Учитель показывает картинки, на которых изображены яблоки. На обороте каждой картинки записан пример.) Мы можем подарить их белочке, если правильно вычислим ответы. (Учитель поочередно переворачивает каждое яблоко, а учащиеся решают примеры и записывают их в строчку в тетрадях.)

      — Прочитайте ответы, которые у вас получились. (23, 65, 32, 79, 80, 34.) Какое число лишнее? Почему? (80 — круглое число, а все остальные числа не круглые.)
      — Запишите эти числа в порядке убывания. (Дети записывают на следующей строчке ряд чисел: 80, 79, 65, 34, 32, 23.)
      3. Работа над новым материалом.
      — У меня есть еще одно яблоко. (Учитель показывает картинку.)
      — Чем оно отличается от других яблок? (Оно отличается цветом и формой. Это яблоко красное и круглое, а остальные яблоки желтые и продолговатые.)
      — Прочитайте пример, записанный на красном яблоке. (Учитель переворачивает картинку, и учащиеся читают пример.)

      — Красный цвет обозначает «Внимание!». Как вы думаете, почему этот пример выделен красным цветом? (Мы такие еще не решали.)
      — А чем интересен этот пример? (Если сложить отдельные единицы, то получится 10.)
      — Сколько всего десятков в числе 32? (3 десятка.) Сколько отдельных единиц в этом числе? (2 единицы.)
      — С помощью палочек отложите на парте число 32. (Дети откладывают 3 десятка и 2 единицы.)

      — А сейчас прибавьте к 32 число 8. (Дети прибавляют 8 палочек.)
      — Куда вы положили 8 палочек — к пучкам по 10 палочек или к палочкам россыпью? (К палочкам россыпью.)

      — Что вы сделали, если говорить на языке терминов? (К единицам прибавили единицы.)
      — Сколько получилось палочек россыпью? (10.)
      — Свяжем 10 палочек в пучок. Получим еще один десяток палочек.
      — Сколько всего десятков палочек у нас получилось? (4 десятка палочек.) Сколько всего палочек? (40.)
      — Запишем решение этого примера на доске:

      — Какой можно сделать вывод? (Если сумма единиц равна 10, то один десяток прибавляем к десяткам.)
      — Откройте учебник на с. 38 и объясните по рисунку, как выполнено сложение. (Дети объясняют.)
      Письменные способы решения примеров 26 + 4 и 3 + 47 учитель показывает на доске, объясняет, как записывать числа при сложении столбиком. Учащиеся записывают примеры в тетрадях.
      4. Физкультминутка.
      5. Работа с учебником.
      Упр. 1, с. 38. В ходе фронтальной беседы можно рассмотреть с учащимися решение примера-образца, а затем остальные примеры с комментированным управлением с места.
      Упр. 2, с. 39. Работа с этим заданием организуется аналогично предыдущему номеру.
      Упр. 3, с. 39 имеет целью закрепить знание нового способа вычислений и подвести учащихся к выводу о том, что здесь рассмотрены все возможные случаи дополнения однозначного числа до 50.
      Упр. 4—5, с. 39 учащиеся выполняют устно с полным проговариванием решения и ответа.
      6. Физкультминутка.
      7. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 6—7, с. 39. По своему содержанию эти задачи не должны вызвать затруднений у учащихся, и они могут легко найти решение. Однако на этом этапе способы вычислений, необходимые для получения ответа, желательно выполнить с помощью предметных множеств, ибо приемы сложения двузначных чисел без перехода через десяток еще не рассматривались.
      Упр. 8, с. 39 направлено на развитие пространственной ориентации и умения планировать действия.
      8. Итог урока.

УРОКИ 29—30. Сложение и вычитание с переходом через десяток (с. 40—42)

      Основная цель этих уроков заключается в том, чтобы не только продолжить знакомство с новыми устными и письменными приемами сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток: 34 + 16, 12 + 48, но и закрепить ранее изученные алгоритмы действий. Заметим, что разъяснение учителем этих алгоритмов действий не должно быть подробным, чтобы учащиеся могли самостоятельно раскрыть суть новых приемов вычислений с опорой на рисунки к объяснительному тексту учебника (упр. 1, с. 41).
      Для активизации познавательной деятельности учащихся необходима работа с задачами на смекалку. Укажем решения и ответы для задач, содержащихся в учебнике для этих уроков.
      Упр. 8, с. 40. Решение показано на рисунке.

      Упр. 6, с. 42. Искомое число способов составления слова КОТ в данной схеме можно легко обнаружить, двигаясь по указанным линиям. Всего получается 4 способа.

УРОКИ 31—34. Скобки (с. 42—48)

      Ознакомление учащихся с такими техническими символами математического языка, как скобки, можно провести с опорой на объяснительный текст учебника. Главное — чтобы учащиеся хорошо запомнили правило: сначала выполняют действия в скобках. Помочь учащимся в этом можно, рассказав им короткую сказку. «Однажды в сказочной стране чисел случилась беда: некоторые числа и арифметические действия заболели. Инфекция распространялась так быстро, что стране грозила эпидемия. Тогда числа позвали на помощь доктора. Он провел медосмотр и приказал всех больных срочно изолировать, заключив их в скобки. Доктор строго следил за тем, чтобы больные числа не выходили из скобок без его разрешения. Долго лечил числа доктор. Но вот наконец ему удалось найти лекарство, которое избавило числа и действия от страшной болезни. Доктор говорил: „Чтобы избавиться от болезни и прекратить ее распространение на другие числа, нужно сначала выполнять действия в скобках. Вот почему, ребята, прежде чем выполнить вычисления, мы должны внимательно посмотреть на пример и, если он содержит скобки, сначала вылечить числа, а потом выполнить остальные действия в том порядке, как они записаны в примере“».
      На уроках 32 и 34 продолжается изучение новых приемов вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.
      Упр. 6, с. 44. Оба способа решения задачи показаны в таблицах.
      1-й способ

 

      2-й способ

 

      Упр. 7, с. 45. В языке тямзиков были только однобуквенные, двухбуквенные и трехбуквенные слова. Однобуквенных слов было всего 3. Это Т, О, Я. Двухбуквенных было 6 слов: ТО, ТЯ, ОТ, ОЯ, ЯТ, ЯО. Трехбуквенных было тоже 6 слов: ТОЯ, ТЯО, ОТЯ, ОЯТ, ЯТО, ЯОТ. Значит, всего в этом языке было 3 + 6 + 6 = 15 слов.
      Упр. 8, с. 48. Слово РОЗА можно прочитать восемью способами. Учащиеся должны заметить, что слово РОЗА можно прочитать по схеме четырьмя способами (упр. 6, с. 42) и для каждого из них найдется еще по два способа добавления буквы «A». Таким образом, получаем 4 · 2 = 8 способов.

УРОКИ 35—38. Числовые выражения (с. 48—54)

      На изучение этой темы отведено четыре урока, хотя непосредственная работа с понятием числового выражения и его значением предусмотрена на первых двух уроках, где учащиеся знакомятся с новыми для них терминами и способами записи решения задачи. Оставшиеся два урока посвящены знакомству с новыми приемами сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток: 60 – 17 и 38 + 14, закреплению новой терминологии, связанной с понятием числового выражения, совершенствованию вычислительных навыков и умений решать задачи. Изучение нового материала на этих уроках можно провести с опорой на объяснительные тексты учебника.
      Упр. 8, с. 49. Рассматривая возможные варианты маршрута движения черепахи 20 + 6 + 30, 20 + 6 + 11 + 13, 20 + 10 + 11 + 6 + 20, 13 + 10 + 6 + 11 + 13  и т. д. и сравнивая значения этих выражений, учащиеся выясняют, что самым коротким является маршрут 20 + 6 + 11 + 13 = 50 (м).

УРОКИ 39—40. Уроки повторения и самоконтроля.
Контрольная работа № 6

      Основная цель этих уроков — проверить знание вычислительных приемов сложения и вычитания двузначных чисел, умение находить значения выражений со скобками и без скобок, решать составные задачи в два действия и записывать решения этих задач с помощью выражений, a также подготовить учащихся к контрольной работе № 6 и провести эту работу.

Четвертая четверть

УРОКИ 1—6. Длина ломаной (с. 55—61)

      Главное на этих уроках — это ввести понятие длины ломаной, научить второклассников находить длину ломаной как сумму длин всех звеньев, повторить единицы длины и соотношения между ними, а также закрепить знание приемов сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100, совершенствовать умение решать задачи. Фактически всем ходом предыдущих уроков учащиеся уже подготовлены к восприятию нового для них понятия — длина ломаной. Раньше они вместо этого словосочетания говорили о сумме длин всех звеньев ломаной. Поэтому каких-либо особых трудностей у детей не может возникнуть при изучении этого материала. А для закрепления вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 100 полезно использовать как можно больше активных методов обучения, и в частности игровые формы.
      Одной из таких игр является игра «Китайский бильярд». Суть этой игры заключается в следующем. На доске изображен бильярдный стол, где возле лунок написаны различные числа красного и синего цветов. Красный цвет означает прибавить это число, а синий — вычесть.

      Учитель показывает на одну из лунок и называет число, записанное рядом с ней, например: «Двенадцать», потом показывает следующее число и говорит, обращаясь к ученику: «И минус 5, получится ...?» Ученик отвечает: «Получится 7». — «Семь», — повторяет учитель, показывает следующее число (например, 23) и обращается к другому ученику. Этот ученик говорит: «И плюс 23, получится 30». — «Тридцать», — говорит учитель и показывает новое число и т. д.
      Игра продолжается 2—3 минуты. Затем рисунок закрывается крылом доски и открывается вновь в конце урока на 2—3 минуты. Перед началом следующего урока можно заменить некоторые числа и опять отвести по 2—3 минуты в начале и конце урока.
      Задачу на смекалку упр.  7, с. 59 можно решить с помощью рассуждений «от конца к началу». Если после перекладывания денег в левый карман положить еще 2 р., то в нем будет денег столько же, сколько и в правом: (38 + 2) : 2 = 20 (р.). Но в левом кармане на 2 р. меньше, чем в правом, значит, 20 – 2 = 18 (р.) сейчас лежит в левом кармане. Это в 2 раза больше, чем было раньше. Значит, 18 : 2 = 9 (р.)  было изначально в левом кармане, а в правом тогда остается 38 – 9 = 27 (р.). Ответ. В правом кармане у Пети было 29 р.

УРОК 7. Взаимно обратные задачи (с. 61—62)

      Цели урока:
      1) познакомить учащихся с новым математическим понятием «взаимно обратные задачи»; научить выявлять взаимно обратные задачи и составлять задачи, обратные данной;
      2) закрепить умение сравнивать величины, выражать одни единицы измерения через другие;
      3) совершенствовать вычислительные навыки, геометрические представления учащихся.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок —
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки — все для вас!
Пожелаем вам удачи —
За работу, в добрый час!

      2. Устные упражнения.
      1) Математический диктант.
      — Чему равна сумма чисел 30 и 40?
      — Чему равна разность чисел 68 и 3?
      — Подумайте, какое число на 7 больше числа 43. Какое число на 4 меньше числа 80?
      — Увеличьте число 15 на 29.
      — Уменьшите число 72 на 30.
      — Первый множитель 30, второй множитель 3. Найдите произведение.
      — Делимое 60, делитель 2. Найдите частное.
      — Прочитайте ответы, которые у вас получились. (70, 65, 50, 76, 44, 42, 90, 30.) Какое число лишнее? Почему? (44 записано одинаковыми цифрами, а все остальные — разными.)
      — Запишите эти числа в порядке убывания. (Дети записывают на следующей строке ряд чисел: 90, 76, 70, 65, 50, 44, 42, 30.)
      2) Геометрическое лото.
      — Назовите номер многоугольника, который составлен из данных фигур.

      3. Работа над новым материалом.
      На доске даны три задачи своими краткими записями.

      Учащиеся под руководством учителя составляют задачи, решают их и записывают решения и ответы в специально отведенных для этого местах. Далее проводится беседа, в которой учащиеся должны установить взаимосвязи между этими задачами. Итог беседы подводит учитель. Он говорит, что если одно из данных в условии задачи посчитать неизвестным, а вычисленное неизвестное взять за данное, то получится задача, обратная данной. Затем разбирается задача из объяснительного текста учебника со с. 61.
      4. Физкультминутка.

Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон,
Побежали мышки вон.

      5. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 1, с. 62 служит первичному закреплению нового понятия о взаимно обратных задачах. Работа организуется в форме фронтальной беседы.
      Упр. 2, с. 62 направлено на закрепление изученных приемов сложения и вычитания в пределах 100, повторение таблиц умножения и деления, правил порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Примеры первой строки учащиеся решают на доске и в тетрадях под руководством учителя, примеры двух последних строк — самостоятельно по вариантам.
      Упр. 3, с. 62 можно выполнить устно в ходе фронтальной беседы с учащимися.
      6. Физкультминутка.
      7. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 4, с. 62 имеет целью повторение правил действий с именованными величинами.
      Упр. 5, с. 62 направлено на повторение понятия числового луча и моделирование действий с помощью луча.
      Упр. 6, с. 62. Последовательность составлена на основе чередования двух действий: вычитания 1 и прибавления 3. Так, если из первого числа 2 вычесть 1, то получится второе число последовательности — это 1. Если затем ко второму члену последовательности 1 прибавить 3, то получится третье число этого ряда — это 4. Продолжая дальше чередовать эти действия, получаем, что искомое число, стоящее после 11, должно быть равно 11 + 3 = 14.
      8. Итог урока.

УРОК 8. Взаимно обратные задачи (с. 63)

      На этом уроке продолжается работа по закреплению понятия взаимно обратные задачи, составлению и решению задач, обратных данной.
      Кроме этого, на уроке важно закрепить знание изученных приемов сложения и вычитания двузначных чисел, отработать умение записывать решение составной задачи числовым выражением.
      Из условия задачи на смекалку (упр. 6, с. 63) следует, что масса половины кирпича составляет 1 кг, а целого кирпича — 2 кг.

УРОК 9. Прямой угол (с. 63—64)

      Цели урока:
      1) познакомить учащихся с понятием прямого угла; научить находить прямые углы в окружающей обстановке с помощью чертежного треугольника и бумажной модели прямого угла;
      2) совершенствовать вычислительные навыки; умение решать текстовые задачи.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.
      2. Устный счет.
      1) Игра «Молчанка».
      — Сказочный гном держит в руках две ромашки. Он предлагает вам решить примеры на прибавление и вычитание числа 12. Эти примеры я буду показывать указкой, а вы должны вычислить ответы и записать их в тетрадях через запятую. Будьте внимательны! (Учитель молча показывает примеры, а учащиеся решают их и записывают в тетрадях ответы.)

      2) Работа с именованными числами.
      — Заполните пропуски.

56 см = ... дм ... см
4 дм 7 см = ... см
9 м 3 дм = ... дм
3 дм = ... см

      3) Порядок действий.
      — Витя попросил Игоря по телефону проверить решение примера: «Шесть плюс три умножить на два», причем у Вити получилось 18, а у Игоря — 12. Как могло такое произойти?
      3. Работа над новым материалом.
      Ознакомление с новым материалом можно провести в форме практической работы по изготовлению бумажной модели прямого угла так, как это описано в объяснительном тексте учебника. Затем учащиеся выполняют под руководством учителя упр. 1—2, с. 64, где с помощью этой модели находят прямые углы на чертежах.
      4. Физкультминутка.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем, друзья, физкультпривет!

      5. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 3—4, с. 64 можно предложить учащимся для самостоятельной работы с последующей проверкой в классе.
      Упр. 6, с. 64. Эту задачу желательно разобрать со всем классом, составить план решения и записать решение выражением.
      Упр. 7, с. 64. Возможные варианты решений показаны на чертеже.

      Упр. 5, с. 64. Это задача нестандартного плана. Но она легко решается, если ее проиллюстрировать с помощью чертежа.

      Легко видеть, что для того, чтобы узнать, сколько ромашек собрала Оля, нужно вычислить разность 53 – 40. Получится 13 ромашек. А для того, чтобы узнать, сколько ромашек собрала Наташа, нужно вычислить разность 53 – 43. Получится 10 ромашек. Отсюда Ира собрала 40 – 10 = 30 (р.).
      Упр. 8, с. 64. На 52 тетради стало у Саши больше, чем у Коли.

УРОКИ 10—11. Прямоугольник. Квадрат (с. 65—67)

      Эти уроки имеют целью обобщить знания учащихся о таких геометрических фигурах, как прямоугольник и квадрат, дать определения этих фигур и научить распознавать их на чертеже. Объяснение нового материала можно провести с опорой на упр. 1—2, с. 65. Важное место на этих уроках занимает отработка письменных приемов сложения и вычитания двузначных чисел, повторение мер длины и соотношений между ними, совершенствование умений решать задачи.
      Упр. 8, с. 66. Возьмем любые две монеты и взвесим их на чашечных весах. Если весы в равновесии, то фальшивая монета осталась невзвешенной. Если же одна чаша весов будет легче другой, то фальшивая монета лежит в этой чаше.
      Упр. 7, с. 67. Катер может доставить путешественников на остров В или Д. Если маршрут начинается с острова В, то заканчиваться он должен на острове Д, и наоборот.

УРОКИ 12—15. Периметр многоугольника (с. 68—72)

      Главная цель этих уроков — ввести понятие периметр многоугольника и научить второклассников находить периметры многоугольников по заданным длинам его сторон или путем их измерения.
      Для того чтобы дети лучше усвоили новый термин периметр и поняли его смысл, полезно объяснить им этимологию этого слова. Периметр в переводе с греческого означает «измерение вокруг». При этом важно, чтобы учащиеся не только правильно находили численный результат, но и умели записывать числовое выражение, соответствующее процессу нахождения периметра многоугольника. Желательно при этом обращать внимание детей на более рациональные способы вычисления суммы, если это возможно, конечно.
      Упр. 8, с. 69. Решение показано на чертеже.

      Упр. 7, с. 71. Поскольку между числами 55 и 62 и между числами 48 и 57 расположено только одно число 56, то нужная шляпа будет 56-го размера, а такие шляпы есть в магазине.
      Упр. 8, с. 72. Искомое множество состоит из четырех чисел: 29, 92, 36 и 63.

УРОК 16. Урок повторения и самоконтроля (с. 72—73)

      Основная цель этого урока — проверить вычислительные навыки учащихся, знание письменных приемов сложения и вычитания двузначных чисел, умение вычислять периметр многоугольника и проводить необходимые измерения, подготовить учащихся к контрольной работе № 7 и провести эту работу.

УРОК 17. Переместительное свойство умножения (с. 73—74)

      Цели урока:
      1) познакомить учащихся с переместительным свойством умножения; научить использовать его при вычислениях;
      2) закрепить знание порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок;
      3) повторить табличные случаи умножения и деления в пределах 20.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

      2. Математический диктант.
      — 38 уменьшить на 27.
      — 26 увеличить на 9.
      — Первый множитель 8, второй — 2. Найти произведение.
      — Делимое 12, делитель 4. Найти частное.
      — Произведение чисел 2 и 7 увеличить на 6.
      — Сумму чисел 15 и 3 разделить на 2.
      — На сколько число 16 меньше, чем 40?
      — Сколько сантиметров в 5 дм?
      — Сколько дециметров в 3 м?
      — С дерева сначала улетело 12 птиц, потом еще 16 птиц улетело. Сколько всего птиц улетело с дерева?
      3. Работа над новым материалом.
      С помощью предметных множеств или рисунков учитель предлагает учащимся такие ситуации для предметных действий (упр. 1—3, с. 73), при выполнении которых они сами подмечают закономерность, связанную с переместительным свойством умножения.
      4. Работа с учебником.
      Упр. 4—6, с. 74 служат цели закрепить знание переместительного свойства умножения и умение использовать его при вычислениях.
      5. Физкультминутка.

Мы решали, мы решали,
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
Ручками похлопаем,
Раз присядем,
Быстро встанем,
Улыбнемся,
Тихо сядем.

      Гимнастика для глаз: быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 2—3 раза.
      6. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 7—8, с. 74 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой в классе.
      Упр. 9, с. 74. Искомое множество состоит из семи чисел: 30, 41, 52, 63, 74, 85 и 96.
      7. Итог урока.

УРОК 18. Умножение на 0 и на 1 (с. 74—76)

      Цели урока:
      1) познакомить учащихся с правилами умножения на 0 и на 1; научить использовать их при вычислениях;
      2) закрепить знание переместительного свойства умножения, умение выявлять и составлять задачи, обратные данной;
      3) совершенствовать вычислительные навыки, умение планировать действия.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

      2. Устный счет.
      — Найдите значения выражений.

5 · 2 – 0 =
1 · 30 – 2 =
0 · 6 + 42 =
81 – (5 + 36) =
30 – 30 : 3 =
23 – 5 : 5 =

      (Учащиеся называют ответы, а учитель записывает их на доске в пустые окошки.)
      — Поработаем над выражениями и их значениями. На какие два множества можно разбить значения этих выражений? (На круглые и некруглые числа.) Назовите свойство, объединяющее все эти значения. (Это все двузначные числа.) Сложите значения, являющиеся круглыми числами. (10 + 40 + 20 = 70.) Прочитайте выражение, в значении которого число единиц равно числу десятков. (23 – 5 : 5.)
      3. Работа над новым материалом.
      На доске записаны примеры на умножение.

1 · 5
0 · 8
4 · 5
0 · 3
1 · 7

      — Как называются все эти выражения? (Это произведения.)
      — Какие произведения можно найти сразу, не проводя вычислений? (Произведения с нулем и единицей.)
      — Каким правилом вы пользуетесь при умножении нуля? (При умножении нуля в произведении всегда получается нуль.)
      — Назовите среди данных эти выражения и их ответы. (Учащиеся называют выражения и их значения, а учитель записывает ответ.)
      — Каким правилом вы пользуетесь при умножении единицы? (При умножении единицы в произведении получается число, на которое умножали.)
      — Назовите среди данных эти выражения и их ответы. (Учащиеся называют выражения и их значения, а учитель записывает ответ.)
      — Переставьте местами множители в произведениях с нулем и единицей. Изменятся ли их значения? (Нет.) Почему? (От перестановки множителей произведение не меняется.)
      — В новых примерах мы умножаем числа на 0 и на 1, а результаты получаются прежними. Сформулируем правило умножения числа на 0 и на 1.
      4. Работа с учебником.
      Упр. 1—2, с. 74—75 выполняются устно в ходе фронтальной работы с классом.
      Упр. 3, с. 75. Один ученик решает задачу у доски, а остальные — в тетрадях. Решение задачи можно записать по действиям или выражением.
      5. Физкультминутка.
      6. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 4, с. 75 служит закреплению знания переместительного свойства умножения. Задание под пунктом «а» учащиеся выполняют под руководством учителя, а задания под пунктами «б» и «в» — самостоятельно.
      Упр. 5, с. 75 направлено на повторение понятия взаимно обратные задачи. Чтобы учащимся легче было установить нужные взаимосвязи, полезно условие каждой задачи оформить кратко в виде чертежа.
      Упр. 6, с. 75 выполняется устно.
      7. Итог урока.
      — По какой теме мы сегодня работали на уроке?
      — Что показалось трудным?
      — Что считаете самым интересным?

УРОКИ 19—21. Час. Минута (с. 76—80)

      Эти уроки посвящены ознакомлению учащихся с часами как специальным прибором измерения времени, новой единицей времени — минутой, обозначением и соотношением часа и минуты, формированию у учащихся представления о длительности некоторых интервалов времени, например 1 мин, 5 мин, 10 мин, 30 мин, 45 мин, 60 мин. Для этого полезно использовать на уроке различные приборы для измерения времени: секундомер или часы с секундной стрелкой, электронные часы, механические часы, песочные часы заданного интервала времени (1-минутные, 3-минутные и т. п.). Полезно выяснить, что могут успеть учащиеся на уроке за отведенные промежутки времени. Например, за 1 минуту написать строчку цифр, за 3 минуты начертить прямоугольник заданных размеров и вычислить его периметр, за 5 минут решить задачу и т. д. При этом важно формировать у детей чувство удовлетворения от умения точно оценить временнóй интервал. Задания на перевод величин из одних единиц измерения в другие (допустим, часов в минуты и наоборот), выяснение, сколько всего минут содержится, например, в 1 ч 18 мин, способствуют не только усвоению нового материала, закреплению умений сравнивать однородные величины и выполнять действия с именованными числами, но и совершенствованию знаний учащихся о нумерации чисел в пределах 100, навыков сложения и вычитания двузначных чисел.
      Практика показывает, что, постигая продолжительность того или иного интервала времени, дети постепенно овладевают необходимым для уроков математики темпом работы, учатся регулировать свою деятельность во времени, ценить его.

УРОК 22. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз (с. 81—82)

      Цели урока:
      1) познакомить учащихся с задачами на увеличение и уменьшение числа в несколько раз; раскрыть смысл отношений «больше в ... раз», «меньше в ... раз»; сформировать умение работать по образцу и в сходных условиях;
      2) повторить таблицы умножения и деления в пределах 20; совершенствовать вычислительные навыки и умение работать над задачей.

ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.
      2. Устный счет.
      1) Задачи в стихах.
      — Послушайте внимательно задачу в стихах. Решите ее и скажите ответ.

Семь пеночек сели в одну кормушку,
Восемь — в другую,
Сытно их брюшкам.
Вот и спрошу я, ребята, у вас:
Сколько птичек мы кормим сейчас?

(15 птичек.)


На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Снегири на яблоню сели, посмотри!
Прилетело весело их десятка три.
Тут, смотри, еще летят.
Их теперь уж 50.
Вы подумайте о том,
Сколько птиц прилетело потом.

(20 птиц.)

      2) Игра «Отвечай-ка».
      — В каких единицах мы измеряем: а) ширину и длину стола; б) высоту африканского слона; в) толщину книги; г) длину моста на реке?
      3. Чистописание.
      — Установите числовую последовательность и продолжите ее в своих тетрадях письменно до конца строчки: 45, 48, 51, 54, 57, ... .
      4. Работа над новым материалом.
      — Сегодня мы познакомимся с вами с новым типом задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
      — Положите рядом 3 счетные палочки, а справа 2 раза по 3 палочки. В таком случае говорят, что справа палочек в 2 раза больше, чем слева, а слева палочек в 2 раза меньше, чем справа.

      — Каким действием можно узнать, сколько палочек справа? (Умножением.) Как мы это узнаем? (3 · 2 = 6.) Запомните: увеличить число в 2 раза — это значит умножить его на 2.
      — Обведите в ряд две клетки, а справа 4 раза по 2 клетки. Что можно сказать о числе клеток справа: их больше или меньше, чем слева? (Их в 4 раза больше, чем слева, а слева в 4 раза меньше, чем справа.)

      — Сколько клеток справа? (8.) Как узнали? (2 · 4 = 8.)
      Упр. 1, с. 81.

      — Сколько прыжков нужно сделать белочке до елки? (6 прыжков.) Что сказано о числе прыжков, которые нужно сделать белочке до березы? (Их в 3 раза больше.) Что это значит? (Это 3 раза по 6 прыжков.) О чем спрашивается в задаче? (Сколько прыжков надо сделать белочке до березы?) Можем мы это узнать? (Да.) Каким действием? (Умножением.) Как мы это узнаем? (6 · 3.) Сколько получится? (18.) Запишите решение и ответ задачи. (6 · 3 = 18 прыжков.) Прочитайте правило под задачей. (Дети читают: «Увеличить число в 3 раза — значит умножить его на 3».)
      — Увеличьте в 3 раза числа 4, 2, 5, 3. Какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы число увеличить в 3 раза? (Умножение.)
      В упр. 2—3, с. 81 это правило обобщается, и дети учатся решать задачи с объяснением и использованием краткой записи.
      Задачи на уменьшение числа в несколько раз (упр. 4—5, с. 81) вводятся аналогично.
      5. Физкультминутка.
      6. Работа с учебником.
      Упр. 6, с. 82. Один ученик решает задачу у доски, остальные — в тетрадях.
      Упр. 7, с. 82 учащиеся выполняют самостоятельно по вариантам. Первый вариант — первая строка, второй вариант — вторая строка.
      7. Гимнастика для глаз «Поймай точку».
      Дети, поймав глазами точку, сопровождают ее взглядом, не поворачивая головы (30 с).
      8. Работа с учебником (продолжение).
      Упр. 8, c. 82 учащиеся выполняют в тетрадях и на доске под руководством учителя.
      9. Итог урока.
      — Над какой темой работали на уроке?
      — Какой вывод сформулировали?
      — Что особенно понравилось?
      — Как вы можете оценить свою работу на уроке?

УРОКИ 23—25. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз (с. 82—86)

      На этих уроках продолжается работа с задачами на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Учащиеся должны усвоить, что увеличение числа в несколько раз выполняется действием умножения, а уменьшение числа в несколько раз — действием деления. При этом важно как можно чаще проводить сопоставление этих задач с задачами на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, аналогичные по фабуле. Важное место на этих уроках занимает также работа по закреплению и повторению ранее изученного материала.

УРОКИ 26—28. Уроки повторения и самоконтроля. Итоговый контроль (с. 86—94)

      Главная цель этих уроков — подготовить учащихся к написанию контрольной работы № 8 и итоговой контрольной работы за год. Для этого в учебнике предлагаются задания, требующие умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, знания приемов сложения и вычитания двузначных чисел, умножения и деления круглых чисел, знания таблиц умножения и деления в пределах 20, умений находить периметр многоугольника, вычислять значения выражений со скобками и без скобок, выполнять действия с именованными числами.
      Не обязательно выполнять все упражнения в классе. Учитель может по своему усмотрению выбрать задания для классной и домашней работы.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>