Древнерусская литература


ИЗ «СЛОВА О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» ИЛАРИОНА

      ...Прославляет похвальными словами Римская страна Петра и Павла, которыми приведена была она к вере в Иисуса Христа, сына Божия; восхваляют Азия, Эфес и Патмос Иоанна Богослова, Индия — Фому, Египет — Марка 1. Все страны, и города, и люди чтут и славят каждого из своих учителей, которые научили их православной вере. Восхвалим же и мы, по силе нашей, своими малыми похвалами великое и дивное совершившего — нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей — Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава 2, которые, в свое время владычествуя, мужеством и храбростью прославились во многих странах, их победы и силу вспоминают и поныне и славят. Ведь правили они не в слабой и безвестной стране, но в Русской земле, которая ведома и славится во всех четырех концах Земли.
      Сей славный от славных родился, благородный — от благородных, князь Владимир, и когда возрос и окреп, выйдя из младенческого возраста, или, точнее сказать, возмужал в крепости и силе своей, в мужестве и мудрости преуспел, то стал единодержцем земли своей, покорив себе соседние народы: одних — миром, а непокорных — мечом. И жил он так во время свое, землею своею управлял мудро, в мужестве и разуме, и осенила его милость Всевышнего, призрело на него всемилостивое око благого Бога. И воссиял разум в сердце его, так что уразумел он суету идольского заблуждения и обратился к единому Богу, сотворившему все видимое и невидимое.
      К тому же часто слышал он о благоверной земле Греческой 3, христолюбивой и сильной верою: как чтут там единого Бога в Троице и поклоняются ему, какая власть духовная и какие чудеса и знамения творятся там, что церкви там полны людей, что все города правоверны, все прилежно молятся, все Богу предстоят. И, слыша это, возжелал сердцем и возгорелся духом, чтобы стать христианином самому, и христианской — земле его. <...>
      Как же мы тебя восхвалим, о честный и славный средь земных владык, безмерно мужественный Василий 4? Как выскажем восхищение твоей добротой, крепостью и силой? Какую благодарность воздадим тебе за то, что благодаря тебе познали мы Господа и избавились от прельщения идольского, ибо по твоему повелению на всей земле твоей славится Христос? Что еще тебе скажем, христолюбец, друг правды, вместилище разума, гнездо милосердия?
      Как уверовал? Как воспылал любовью к Христу? Как вселился в тебя разум выше, чем разум земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимого и устремиться к небесному? Как нашел ты Христа? Как предался ему? Поведай нам, рабам твоим, поведай, учитель наш: откуда повеяло на тебя благоухание святого Духа? Каким образом испил ты из сладкой чаши мысли о будущей жизни? Как познал и увидел, что благ Господь? Ведь не видел ты Христа, не следовал за ним, как же ты его учеником стал? Иные, и видев Его, не веровали, ты же, не видев, уверовал. Поистине сбылось на тебе благословение Господа Иисуса, сказанное Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». <...>
      Достойный же весьма и верный тебе преемник — сын твой Георгий 5, которого сделал Господь наследником твоего владычества, не разрушающим твои уставы, но укрепляющим их, не уменьшающим устроений твоего благоверия, но умножающим их, не извращающим, но продолжающим дело твое, он не оконченное тобой завершил, как Соломон дело Давида, создав дом Божий великий и святой в честь Его премудрости на святость и освящение граду твоему 6. Он искусно украсил церковь эту золотом, и серебром, и каменьями драгоценными, и утварью великолепной, так что она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдется подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада!
      И славный город твой Киев величием, как венцом, окружил и вручил людей твоих и город святой всеславной, скорой на помощь христианам святой Богородице; ей же и церковь на Великих вратах воздвиг 7 во имя первого Господнего праздника — святого Благовещения, так что приветствие архангела 8, данное Деве, распространится и на град сей. Той речено было: «Радуйся, обрадованная. Господь с тобою!», а граду речем: «Радуйся, благоверный город, Господь с тобою!»
      Встань, о честная глава, из гроба твоего, встань, отряхни сон! Ведь ты не умер, но спишь до общего всем воскресения. Встань! Ты не умер! Не подобало умереть тебе, уверовавшему в Христа — жизнь всего мира. Отгони сон, возведи очи и увидишь, что Господь, таких почестей удостоив тебя там, и на земле память о тебе оставил в сыне твоем. Встань, посмотри на сына своего Георгия, посмотри на кровного своего, посмотри на возлюбленного своего, посмотри на того, кого Господь создал от чресл твоих, посмотри на украшающего престол земли твоей и возрадуйся и возвеселись!
      Посмотри и на благоверную сноху твою Ирину 9, посмотри на внуков твоих и правнуков, как они живут, как хранимы Господом, как благоверие сохраняют по завещанию твоему, как прилежат к святым церквам, как славят Христа, как поклоняются имени Его. Посмотри же и на город, величием сияющий, посмотри на церкви процветающие, посмотри на христианство разрастающееся, посмотри на блеск города, освещаемого святыми иконами, благоухающего фимиамом, оглашаемого святыми хвалами и божественным пением.
      И, видев все это, возрадуйся, и возвеселись, и восхвали благого Бога, устроителя всего этого. Увидь же это хотя бы не телом, но духом. Показывает тебе Господь все это, и подобает тебе об этом радоваться и веселиться, ибо семена веры, тобою посеянные, не были иссушены зноем неверия, но, орошенные дождем Божьей помощи, принесли обильные плоды.
      Радуйся, апостол среди владык, не мертвые тела воскрешавший, но нас, душою мертвых в недуге идолослужения, воскресивший! Ведь тобою приблизились мы к Богу и познали жизнь Христа. Угнетены были бесовским прельщением, но тобою освобождены и на путь жизни вечной поставлены, слепыми были от бесовского прельщения, но тобою получили прозрение сердечных очей, ослеплены были неразумием, но чрез тебя познали свет всесвятого Божества, немы были, но тобою возвращен нам дар слова, и ныне, малые и великие, славим единосущную Троицу. Радуйся, учитель наш и наставник благоверия! Ты облачен правдой, препоясан крепостью, обут истиной, увенчан разумом и украшен милосердием, как гривною и нарядом золотым. Ты был, о честная глава, нагим — одеяние, ты был алчущим — кормилец, ты был жаждущим — прохладою утробы, ты был вдовам — помощник, ты был странникам — успокоение, ты был бездомным — укрытие, ты был обиженным — заступник, нищим — обогащение.
      За эти и иные благие дела, приемля благое воздаяние на небесах, которое уготовил Бог вам, любящим Его, и, насыщаясь сладостным лицезрением лика Его, помолись о земле своей и о народе, над которым ты благоверно владычествовал, да сохранит его Господь в мире и благоверии, утвержденном тобою, и пусть славится правоверие и будет проклято всякое еретичество 10, и да соблюдет его Господь Бог от всякого ратного нашествия и пленения, от голода и от всякой скорби и несчастья!
      И еще помолись о сыне твоем, благоверном князе нашем Георгии, чтобы он в мире и здравии пучину жизни переплыл и в тихую небесную пристань невредимым привел корабль душевный, сохранив веру и стяжав богатство добрых дел, чтобы, без искушений окончив правление людьми, вверенными ему Богом, предстал он вместе с тобой непостыдно, пред престолом вседержителя Бога и за труд правления народом своим принял от него венец славы нетленной со всеми праведниками, потрудившимися его ради!

(Перевод Л. А. Дмитриева)



ПРИМЕЧАНИЯ

      «Слово о Законе и Благодати», как полагают ученые, было написано и произнесено Иларионом, священником церкви в княжеском селе Берестове (в 1051—1054 гг. — митрополитом) между 1037 и 1050 гг. Иларион рассуждает о превосходстве Нового Завета (см. Словарь), возвещающего благодать всем народам, над Ветхим Заветом, содержащим законоустановления только для иудейского народа. В «Слове...» подчеркивается, что принявшая в 988 г. христианство Русь в своей славе и благочестии не уступает крупнейшему православному государству того времени — Византии. Перевод сделан по лучшему из известных нам списков «Слова...», относящемуся к XV в.

1 Петр, Павел, Иоанн, Фома и Марк — апостолы (см. Словарь)
2 Здесь упомянуты великие князья киевские — Владимир Святославич (умер в 1015 г.), его отец Святослав Игоревич (умер в 972 г.) и дед Игорь (умер в 945 г.).
3 То есть о Византийской империи.
4 Василий — имя, данное Владимиру Святославичу при крещении (крестильное имя).
5 Крестильное имя Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого), великого князя киевского в 1016—1018 и 1019—1054 гг.
6 Здесь говорится о Киевском соборе, носившем имя Софии Премудрости Божьей.
7 На Золотых воротах, главных крепостных воротах Киева, была построена церковь в память Благовещения (см. Словарь).
8 Архангел — высший ангельский чин.
9 Ирина — крестильное имя жены Ярослава — Ингигерды, дочери шведского короля Олафа.
10 Еретичество — отступление от взглядов, признанных церковью единственно правильными и узаконенных на церковных соборах.


<<Предыдущий раздел
<Содержание>
Следующий раздел>>