По содержанию методических рекомендаций на сайте представлены разделы «О системе обучения русскому языку», разделы программы обучения связной речи, а также «Работа над сочинениями».

О  СИСТЕМЕ  ОБУЧЕНИЯ  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

       Пособие является методическим руководством для учителей, работающих по учебникам А. В. Поляковой «Русский язык. 1 класс», «Русский язык. 2 класс»1.

      Содержание курса русского языка разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью системы развивающего обучения Л. В. Занкова.

      Методической основой эффективности обучения русскому языку в решении задач общего развития младших школьников и овладения знаниями являются типические свойства методической системы Л. В. Занкова: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность2.

      Типические свойства являются опосредствованным звеном между дидактикой и методикой, своеобразным мостиком к технологии обучения.

      Многогранность заключается в том, что используются свойственные учебному материалу разнородные функции: он служит не только усвоению знаний и навыков, но и вовлечению в сферу учения реальной разносторонней деятельности школьников: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, эстетической.

      Процессуальность представляет собой беспрерывное, взаимосвязанное движение, изменение каждого познаваемого элемента по мере овладения последующими элементами и осознания соответствующего целого.

      В процессе усвоения новой темы элементы знаний, усвоенные ранее, вступают в широкие системы связей и благодаря этому прогрессируют. Новые знания включаются в систему постепенно. Осуществляющаяся внутренняя связь элементов учебного материала — это не только непосредственные переходы к близко расположенным элементам. Еще большее познавательное значение имеют переходы к не рядом расположенным элементам, т. е. создание таких дидактических ситуаций, в которых указанные переходы выступают как прием обучения, имеющий развивающее значение в организации процесса познания постольку, поскольку через усложнение соотношений элементов приводит к углублению познания. Постоянный возврат к пройденному материалу не является простым повторением в целях запоминания, а служит средством умственного развития школьников, ибо оно «заключается в умножении числа мыслимых объектов с вытекающим отсюда увеличением числа возможных сопоставлений между ними» (И. М. Сеченов).

      Коллизии — свойство, из которого следует, что для возбуждения интенсивности учения школьников необходимо использовать противоречия, возникающие при столкновении старого и нового знания (нового способа действия с предшествующим, индивидуального опыта с тем, который еще только требуется усвоить). Включение в учебный материал конфликтующих фактов, событий, способов действия и подведение учащихся к их теоретическому осмыслению служит более глубокому усвоению знаний и развитию мышления.

      Вариантность проявляется в зависимости от многообразно варьирующихся конкретных условий, прежде всего индивидуальных особенностей школьников.

      Свойства методической системы могут быть реализованы лишь в единстве с дидактическими принципами обучения: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп прохождения материала, работа над развитием всех учеников (в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых), осознание школьниками процесса учения. Именно указанными дидактическими принципами определяются границы изменчивости методической системы в конкретных условиях ее применения — в зависимости от сложившегося в опыте учителей стиля работы, от индивидуальных особенностей детей, закономерностей усвоения учебного предмета учащимися. Вариантность методической системы может выражаться в различном построении учебного процесса, в использовании приемов работы, последовательности заданий, их характера, т. е. в изыскании путей и средств целесообразного видоизменения методической системы, отвечающего творческим возможностям учителя и учащихся.

      В реализации задач общего развития учащихся предмету «русский язык» принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи: обучить чтению, письму, обогатить речь, дать знания о языке и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета на дальнейших этапах обучения.

      В целом курс русского языка 1—4 классов четырехлетней школы не является пропедевтическим, т. е. предусматривающим предварительный курс знаний, а рассматривается как начальная ступень обогащения школьников знаниями. Он предполагает системное приобретение знаний, умений и навыков начиная с 1 класса. Курс содержит сведения по морфологии и синтаксису (термины, определения понятий), взаимодействующие с другими разделами языка — фонетикой и лексикой, словообразованием, орфоэпией и графикой, а также сведения, нацеленные на развитие устной и письменной речи, формирование орфографических навыков.

      Программа для 1 класса развертывается в направлении реализации основных функций языка, прежде всего коммуникативной и познавательной.

      Обучение в 1 классе характеризуется тем, что ученик впервые знакомится с основными категориями и явлениями языка (звук, буква, слог, слово, смыслоразличительная роль звуков речи, расхождение произношения и написания, ударение, части речи, предложение).

      Освещаемые подходы и программа обучения русскому языку в 1 классе охватывают период после обучения грамоте. Программа на другом уровне включает сведения о соотношении между звуками и буквами, полученные в период обучения грамоте, их обобщение и систематизацию, сведения о слове и предложении, формах речи и тесно связана с начальными сведениями по грамматике и правописанию.

      Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.

      Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности, и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении: познавательных мотивов общения, интереса к явлениям окружающей действительности, личностных мотивов общения.

      Сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Первоклассники получают первоначальное представление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий их номинативной функции, о связи значения слова с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.

      Материал программы для 1 класса рассчитан на овладение им в основном на уровне представлений, но включаются также некоторые формулировки правил правописания (перенос слов, большая буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, правописание букв гласных звуков после букв согласных ж, ш, ч, щ, правописание сочетаний чк, чн, щн, обозначение звонких и глухих согласных на письме).

      Во 2 классе дается значительный объем сведений по грамматике. Вводятся понятия об имени существительном, глаголе, имени прилагательном, а также некоторые сведения об этих частях речи (единственное и множественное число, род имен существительных, различие окончаний имен существительных в предложениях (по вопросам: кто? что? и т. д.).

      Таким образом, учащиеся получают первоначальное представление о грамматическом (формальном) значении слов, относящихся к разным частям речи. Кроме того, во 2 классе углубляются сведения о корне слова и однокоренных словах, о предложении и его видах (повествовательных, вопросительных, побудительных и восклицательных), о связи слов в предложении (словосочетаниях).

      В процессе изучения частей речи практикуется составление предложений, в которых есть существительные и глаголы. Таким образом, закладывается та основа, на которой формируется знание о соотношении подлежащего и сказуемого в предложении.

      Школьники овладевают навыками письма, формируемыми на осознанном применении правил орфографии. Так, продолжается изучение правописания парных согласных на конце слова, гласных после шипящих, твердых и мягких согласных, при этом фиксируется внимание на различных способах обозначения мягкости. На протяжении всего второго года обучения идет работа над правописанием безударных гласных в корне слова, разделительных ь и ъ, правописанием предлогов. Таким образом, языковые явления, которые дети наблюдали в 1 классе, осмысливаются ими на более сложном материале, в новых условиях их проявления.

      Программой предусматривается взаимосвязь понятий при изучении всего курса русского языка в начальной школе. Если во 2 классе у детей формируется понятие об имени существительном, которое включает не только предметное значение данной части речи, но и первоначальное представление о ее формально-грамматических признаках, то в 3 классе имя существительное изучается уже с точки зрения разных типов склонения.

      В 3 классе в полном объеме изучается состав слова (основа, окончание, корень, приставка, суффикс). Если во 2 классе учащиеся изучают окончания при изменении имен существительных по вопросам, то в 3 классе они узнают, что слово состоит из основы и окончания, усваивают понятие «словообразование», что позволяет отличить его от понятия «словоизменение» и ввести понятие о так называемых сложных словах.

      В 3 классе изучаются главные и второстепенные члены предложения, предложения с однородными членами (с одиночными союзами и, да и без союзов). Везде, где это возможно, синтаксис изучается в тесной связи с морфологией. Проводится синтаксический разбор предложения: выделяется основа предложения, определяется, какой частью речи выражен тот или иной член предложения, и дается грамматическая характеристика части речи. Ведется систематическая работа по установлению связи слов в предложении, выявлению главных членов предложения и словосочетаний, составлению предложений.

      Учащиеся овладевают целым рядом орфографических навыков: правописанием безударных падежных окончаний существительных, правописанием о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц (типа багажом — сторожем, пыльцой — птицей), правописанием непроизносимых, удвоенных, звонких и глухих согласных, гласных и согласных в приставках, соединительных о и е в сложных словах; а также пунктуационными навыками: постановкой знаков препинания в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях, запятых при однородных членах предложения.

      В 4 классе даются понятия о сложных предложениях (с союзами а, и, но и без союзов); о местоимении (личные местоимения, их склонение); об изменении глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, глаголов прошедшего времени по родам и числам, о неопределенной форме глаголов, глаголах I и II спряжения; о склонении имен прилагательных, некоторых случаях образования прилагательных с помощью суффиксов.

      Школьники на ознакомительном уровне получают понятие о наречии.

      Знания, получаемые в 4 классе, являются основой овладения такими орфографическими и пунктуационными навыками, как правописание безударных окончаний глаголов, мягкого знака после шипящих (-шь) в окончании глаголов 2-го лица единственного числа, написание глаголов 3-го лица и неопределенной формы (типа он готовится — нужно готовиться), правописание безударных окончаний прилагательного.

      Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

      Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.

      На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа не только имеет практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. Учащиеся узнают, что слово может иметь несколько значений (многозначность слова), слова могут быть близкими (синонимы) и противоположными (антонимы) по смыслу. Одновременно школьники учатся различать классы (разряды) слов на основе лексического значения предметности, признаков и действий предметов в связи с формами словоизменения (склонением и спряжением) и грамматических признаков частей речи. Лексическая работа применяется и в словарно-орфографических упражнениях (усвоение слов с непроверяемыми написаниями по спискам для каждого класса).

      По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы — сочинения. Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Их тематика может быть самой разнообразной. Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений. Должна быть предоставлена полная свобода самовыражения. Поэтому непосредственно перед написанием сочинения не должно быть такой подготовительной работы, как составление общего плана, пересказ, зачитывание образцов, предварительный устный рассказ по картине, орфографическая, словарная подготовка. Подготовка осуществляется всей предшествующей системой работы начиная с 1 класса. В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению. Не менее важны и такие показатели качества сочинений, как эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать должны быть предметом постоянного внимания учителя.

      На основе анализа ошибок, допущенных в сочинениях, проводятся слуховые и зрительные диктанты.


       1 Учебно-методический комплект включает в себя следующие издания: тетради по русскому языку для 2 и 3 классов; сборник «Творческие учебные задания по русскому языку»; методические рекомендации по русскому языку для 1 и 2 классов.

       2 См.: Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. — М., 1975. — С. 402.