ОБУЧЕНИЕ  В  1  КЛАССЕ

ПРОГРАММА

1 класс (40 ч)1

Фонетика (10 ч), грамматика (16 ч),
правописание (9 ч) и развитие речи (5 ч)

      Звуки и обозначение их буквами. Различие в произношении и обозначении звуков. Фонетическая транскрипция.

      Слово. Звуки и обозначение их буквами — строительный материал слова. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение над связью звуковой структуры слова и его значения (слова, полученные путем замены звуков).

      Слоги. Слоговая структура слова.

      Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

      Правила переноса слов на письме.

      Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.

      Предложение. Выделение предложения из потока речи. Сравнение набора слов и предложения. Признак предложения — законченность мысли.

      Членение предложения на слова. Определение количества слов в предложении. Узнавание предложения по вопросам: о чем говорится? Что говорится о ...? Связь слов в предложении. Главные члены предложения — грамматическая основа предложения (наблюдение).

      Наблюдение над изменением смысла предложения при изменении порядка слов, при замене слова в основе предложения, при распространении предложения.

      Знаки препинания в конце предложения (.?!).

      Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

      Восклицательные предложения.

      Самостоятельное составление предложений. Слова вежливого общения.

      Текст и предложение. Различение предложения и текста.

      Смысловая связь предложений в тексте. Признаки текста — целостность и законченность сообщения (наблюдение: текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу). Членение текста на предложения. Красная строка. Абзац.

      План речи (наблюдение).

      Слово. Имена собственные. Правила употребления заглавной буквы.

      Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Наблюдение над соответствием букв алфавита определенным звукам (в русском алфавите все буквы вне слова обозначают звуки, кроме ь и ъ).

      Звуки и обозначение их буквами. Твердые и мягкие согласные звуки. Наблюдение за обозначением твердых и мягких согласных звуков и различение их внутри звуковых пар.

      Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Слова, в которых расходится количество звуков с количеством букв.

      Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков; обозначают два звука.

      Фонетическая транскрипция (слова с буквами я, ю, е, ё).

      Звуки и буквы. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: всегда твердых согласных ж и ш; всегда мягких согласных ч и щ. Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн.

      Звуки и обозначение их буквами. Звонкие и глухие согласные звуки. Буквы парных звонких, глухих согласных звуков. Буквы непарных звонких, глухих согласных звуков.

      Наблюдение над произношением и написанием согласных звуков (оглушение на конце слова).

      Звукобуквенный анализ слова.

      Слово. Различение реальных предметов и их названий. Номинативная, или назывная, функция слова: слова, обозначающие предметы, явления, события, состояния, действия, признаки, качества. Части речи в грамматике: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

      Предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении. Отличие предлога от приставки (наблюдение). Раздельное написание предлогов со словами.

      Слово. Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов. Наблюдение словообразования (на примере однокоренных слов, изменения ударения в слове).

      Наблюдение словоизменения (формообразования) на примере слов, обозначающих предметы и признаки предметов (изолированно и в словосочетаниях).

      Слово. Языковые средства выразительности речи: употребление слов в переносном значении; образные сравнения; слова, близкие и противоположные по значению; эмоциональная лексика, выражающая различные чувства (бабка — обидное слово, а бабушка, бабуля — слова, выражающие симпатию; выбор лексики зависит от отношения говорящего: симпатии или пренебрежения); экспрессивная лексика, различающаяся по степени эмоционального напряжения (несчастье, горе, бедствие, катастрофа; крик, вопль, рев; жара, зной).

      Междометия как средство эмоционально-экспрессивного выражения чувств. Междометия (буквально: между словами) не имеют номинативной функции (в отличие от знаменательных частей речи не называют самих чувств и состояний).

Связная речь

      В программе указывается, что работа над связной речью в 1 классе предполагает ознакомление с понятиями «устная речь», «письменная речь».

      Наблюдение над особенностями устной и письменной речи.

      Устная речь — это звучащая (звуковая) речь.

      Письменная речь — знаковая форма фиксации речи (объясняет учитель).

      Устная речь. Понимание речи как процесса общения людей на основе использования средств языка, прежде всего слов и предложений. Узнавание говорения и слушания как видов устного словесного общения.

      Практическое освоение языковых и неязыковых средств устного общения: интонация, громкость, темп (ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логическое ударение), тон, жест, мимика (терминология используется учителем).

      Организация практики устного общения: создание ситуаций, побуждающих к высказыванию, способствующих порождению высказывания и эмоциональному самовыражению, ведущих к возникновению потребности высказываний; ситуаций для речевых упражнений (речевой деятельности): беседа, обсуждение, сообщение, вопрос, обращение, объявление, приглашение, поздравление.

      Уместное употребление языковых и неязыковых средств устной речи в разных ситуациях общения.

      Соблюдение требований культуры речи, этических норм, этикетных форм, отвечающих ситуациям общения и его участникам.

      Письменная речь. Текст. Ознакомление с оформлением текста. Наблюдение за признаками текста (целостность и законченность сообщения).

      Ознакомление в конкретной речевой ситуации с порядком рассмотрения (анализа) текста: название произведения, автор, содержание текста (о чем написал автор, какова тема). Главная мысль текста.

      Заглавие как отражение главной мысли или темы текста.

      Наблюдение за структурой повествовательного текста: части и характер связи между ними. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу, «новизна» в каждом следующем предложении.

      Преобразующая речевая деятельность учащихся. Восстановление деформированного предложения и небольшого текста. Порядок слов в предложении (структура предложения). Наблюдение за связью порядка слов со смыслом предложения (на примере наблюдения разного порядка слов и логического ударения).

      К концу 1 класса учащиеся должны знать:

      все звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия (звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем);

      ударные и безударные гласные;

      твердые и мягкие согласные, буквы для обозначения мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);

      звонкие и глухие согласные звуки;

      правила переноса слов;

      названия букв русского алфавита.

            Учащиеся должны уметь:

      различать гласные и согласные звуки;

      различать твердые и мягкие согласные звуки;

      обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;

      различать звонкие и глухие согласные звуки;

      вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов, место ударения в слове;

      применять правило правописания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн;

      находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;

      составлять предложения на заданную тему по рисунку, схеме;

      писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;

      приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления.


      1 Распределение часов является примерным.