ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНИКА  РУССКОГО  ЯЗЫКА

      При составлении нашего учебника большое внимание было уделено реализации функции руководства познавательной деятельностью учащихся (развитию наблюдательности, мышления, практических действий), что отвечает главной цели развивающего обучения — направленности на общее развитие младших школьников.

      На программу по русскому языку в 1 классе отводится период после обучения грамоте (приблизительно 40 ч, по 5 ч в неделю).

      Содержание курса русского языка в 1 классе нужно рассматривать как самый первый этап обучения этому предмету в школе. В курсе представлены фонетика, грамматика, правописание, тесно связанные с развитием речи. Разностороннее изучение родного языка начиная с 1 класса закладывает ту основу, благодаря которой в дальнейшем успешно формируются более сложные знания, умения и навыки и происходит продвижение личности в развитии наблюдательности, мышления и других факторов, характеризующих общее развитие ребенка.

      В 1 классе ставится задача углубления знаний о соотношении между звуками и буквами, фонетическом анализе слова, признаках предложения в сопоставлении с отдельным словом. Работа над словом продолжается при изучении частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог), корня слова и родственных (однокоренных) слов.

      В содержание обучения входят некоторые сведения, относящиеся к синтаксису простого предложения (главные члены предложения как его грамматическая основа), сведения о пунктуации предложения в зависимости от цели высказывания и интонации, наблюдение и сравнение признаков предложения и текста. Работа с текстом направлена на выявление существенных признаков текста (заглавия, главной мысли, абзацев), наблюдение за построением текста по определенному плану (термин «план»).

      В 1 классе начинается работа над некоторыми правилами правописания с использованием термина «орфограмма» (например, в случаях употребления заглавной буквы в именах собственных и др.).

      Содержание курса русского языка представлено в учебнике в развернутой системе упражнений и заданий. Учебный материал направлен на развитие познавательных и коммуникативных способностей, самостоятельности и творческой активности учащихся, привлечение жизненного и речевого опыта детей, развитие эмоциональной сферы.

      В методическом аппарате учебника большая роль отводится приему сравнения при организации наблюдений учащихся над языком и речью, нахождению сходства и различий языковых явлений.

      Включение в программу грамматических сведений не самоцель. Их назначение — создание условий развивающего эффекта обучения, а также языкового развития учащихся.

      Ставя грамматические задачи, учебник через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развития речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования речевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся, составление собственных предложений с использованием наглядности и по грамматическим заданиям).

      Дети получают первоначальные сведения о формах речи — диалоге, монологе. На доступных примерах введены сведения о синонимах, антонимах (без терминов), образных сравнениях, переносном значении слова, других «секретах речи». Учебник содержит задания для нахождения рифмы в стихотворениях. В работе над рифмой вырабатывается чувство созвучия речи, восприятия ритма стихотворения, умение подобрать рифмующиеся слова и найти изобразительно-выразительные средства языка — все это служит приобщению детей к искусству слова.

      Простейшие начальные научно-практические сведения по стилистике речи (употребление метафор, синонимов, антонимов, междометий, диалога, монолога) расширяют возможности детей в овладении нормативной литературной речью. Занимательным средством, обеспечивающим это направление обучения на протяжении всего периода работы по учебнику, является специальная рубрика «Секреты речи», для которой подобраны образные поэтические примеры.

      Для заданий повышенной трудности предусматриваются варианты помощи, что является одним из средств индивидуализации и тесно связано с реализацией одного из свойств методической системы обучения — свойства вариантности, учитывающего прежде всего индивидуальные особенности школьников в процессе обучения. Отклик ребенка на помощь является одним из условий возможностей его продвижения в усвоении знаний и развитии.

      Важная роль в нашем учебнике отведена реализации свойства коллизий. Внимание первоклассников с первых шагов обучения обращается на случаи расхождения произношения и написания слова. Сопоставляются, например, произношение и обозначение парных согласных звуков, безударных гласных, гласных после шипящих в традиционных написаниях типа жи, ши и т. п., т. е. все эти случаи требуют рассмотрения по орфограммам. В других случаях слова сопоставляются по другим признакам. Например, выражение «слова, близкие по смыслу» характеризует один из признаков родственных (однокоренных) слов. Но это же выражение употребляется для характеристики синонимов (термин в 1 классе не вводится). Учитель должен учитывать это противоречие. Поэтому нужна проверка на «родственность» по наличию общей части — корня. Другое дело, что синонимический ряд может быть образован и из однокоренных слов (ум — разум), следовательно, могут встречаться слова, которые одновременно являются синонимами и родственными (однокоренными). Но чаще синонимы как слова, хотя и близкие по смыслу, не являются родственными. Именно такие примеры имеются в виду в заданиях на подбор слов, близких по значению (синонимов).

      Свойство коллизий определенным образом прослеживается в принципах иллюстрирования учебника. Некоторая парадоксальность манеры художника способствует активизации внимания ребенка, помогает ему увидеть языковое понятие по-новому, вызывает желание наблюдать за фактами языка, задумываться над значениями слова, формами словоупотребления.

      Иллюстративный ряд помогает приблизить теоретические понятия к уровню детского восприятия, обогащает речевой запас младших школьников, воздействует на эмпирическом уровне.

      Рисунки, направленные на оптимизацию творческих способностей детей, позволяют проводить серьезную работу по развитию речи, разнообразят наблюдения за образными оборотами речи, крылатыми выражениями и фразеологизмами.