Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Вебинар «Что такое электронный учебник?» — 02 декабря 2014 г.

С января 2015 года каждый учебник, на котором стоит гриф Министерства образования и науки, должен иметь электронную версию. Это не означает, что все школы и учителя по команде переходят на электронные учебники. Обязательным полагается само наличие учебников на электронном носителе. Их поставят в школы наравне с бумажными, что будет стимулировать педагогов к их использованию в учебном процессе.
2 декабря прошел первый вебинар, посвящённый электронным учебникам как новой массовой образовательной реальности. В нём приняли участие 1500 педагогов. Ведущие вебинара – вице-президент издательства «Просвещение» Артём Соловейчик и генеральный директор компании «Азбука» Нукри Башарули.

ПОДРОБНЕЕ

Многие учителя заинтересованы в электронном учебнике (ЭУ) уже сегодня – с первой минуты вебинара стали поступать конкретные вопросы участников:

– Сколько времени с ЭУ можно работать в классе?
– Не вредно ли? Дети и так торчат у экранов, а теперь и в школе?
– Дома или в школе лучше пользоваться электронным учебником?
– На каких носителях он будет функционировать?
– Кто будет их приобретать? Государство или семья? По какой цене?
– Будет ли обучение учителей?
– Что станет с планированием?
– Можно ли на основе готовых ЭУ создавать свои? Например, учитывая региональные особенности.
И даже – «что будет, если ученик разбил свой учебник».

То есть учитель сразу представляет все возможные ситуации, связанные с введением в обиход нового инструмента, и хочет знать, насколько этот инструмент изменит образ его работы. И изменит ли? Очень часто интерактивные инструменты для школы оказываются бесполезными и даже вредными, отнимающими силы и внимание напрасно. А каким должно быть действительно помогающее электронное устройство?
Об этом размышляли Нукри Башарули и Артём Соловейчик.

Электронный учебник – новая реальность; а есть ли в ней потребность?

Учителя давно используют самые разные интернет-ресурсы на различных устройствах, правда, не всегда в системе. Поддержать этот процесс организационно – и значит предложить ЭУ. Учитель как раз готов – а вот издатели отстают. Запросы учителей надо изучать в первую очередь. Они разные: кому-то достаточно иметь цифровой аналог учебника, чтобы «оживить» его своими наработками, а кто-то ждет полновесного продукта, где будут собраны воедино и тексты, и галереи, и лаборатории, и набор задач, и тесты с проверкой онлайн. Опыт общения со школами показывает, что в разных школах виды на ЭУ разные. Где-то уже работают на планшетах, им только текста учебника в PDF не хватает, а где-то стационарных компьютеров мало. Есть школы, для которых ЭУ – большая выручка, например, малокомплектные школы, где в одном кабинете учатся дети разных классов. Или для дистанционного образования. В общем, модели применения разные, учителя их знают.

Наше образование попадает в уникальную ситуацию: ЭУ будут доставлены во все школы страны. А как обстоят дела в других странах?

По мнению собеседников, обеспечить школы электронными учебниками – дело важное, но не определяющее. Во-первых, обучение по ним с наскока нигде не начинается. Система образования любой страны инертна, и нигде не требуют быстрого их внедрения, хотя везде пробуют. Также выяснилось, что важны не учебники сами по себе, а информационная образовательная среда учреждения: система управления, оснащённость классов, наличие межпредметной среды, опыт педагогов в проектной работе – то есть принципиально иная педагогическая культура. Если ее нет, то происходит откат к старому, пусть даже школе «дали всё». В этом смысле приоритет – готовность учителя: понимает ли он иную природу электронного учебника? Принимает ли иные отношения, которые возникают между учителем и учеником, между ними обоими и процессом познания? И это – во-вторых: возможность фиксировать процесс, сам ход педагогического события на экране должна быть желательна для учителя. Технически отразить «творчество прямо на уроке» уже можно, а вот востребовано ли это психологически?
Во всяком случае, ЭУ – это не волшебная палочка, которая сама по себе, без участия взрослого, обеспечит вхождение знания в голову ученика. И если ЭУ пока не сработает, трагедии нет.

В портфеле ученика могут лежать книги разных издательств – а в планшете? Нужна ли единая технологическая платформа для ЭУ всех издательств?

Нукри Башарули уверен – учитель не будет пользоваться ЭУ, если разные издательства будут предлагать разные технологические решения: «Окно в мир должно быть одно, и унификация необходима». То есть учебники должны быть совместимы и работать на основных платформах: Microsoft Windows, Android, iPad. Надо учесть, что материалы, которыми пользуются учителя, на 95 % созданы в Microsoft Windows.
Главное техническое требование: электронный учебник должен работать автономно от любой сети.

Не вреден ли электронный учебник для здоровья детей?

Санитарные нормы сегодня оговаривают время непрерывной работы с компьютером: 15–25 минут в зависимости от возраста. Но ведь и с бумажным учебником мы не работаем непрерывно, безостановочно. Все зависит от задач, которые решает учитель. Например, можно работать с электронным учебником дома – рассматривать яркий иллюстративный и дополнительный материал, знакомиться с текстом предварительно, выяснять значение слов в словарях, закреплять навыки, проверяя себя, – электронный учебник многослойный. По мнению Артёма Соловейчика, «слои» провоцируют лучшее понимание текста за счет более активной работы со словом, что предусмотрено: «Учебник плюс органайзер». Тогда в школе, на уроке ученики вместе с учителем обсуждают осмысленное дома, прибегая к бумажному учебнику. Такая модель обучения называется «перевернутый класс».
В любом случае учителям придётся доносить смысл работы с ЭУ до детей и родителей и принимать решения с учетом их мнений. Кстати, одна из перспективных позиций ЭУ – возможность совместной работы детей и взрослых; сам выбор такой работы.

Особенности приобретения и использования ЭУ

Школа приобретает учебники за счёт бюджета. Но школы в стране разные, есть хорошо оснащенные компьютерами, а есть такие, где 1 компьютер на 15 человек, то есть единой модели быть не может. Материальная ответственность за школьные компьютеры лежит на директоре. Между тем нормальное использование ЭУ предполагает формулу «1 ученик – 1 устройство». По мнению Артёма Соловейчика, устройство (планшет) – это личная ответственность ученика (наподобие учебника из библиотеки).
Предположительно, стоимость одного планшета со всеми загруженными учебниками должна быть сопоставима со стоимостью полного комплекта учебников по классам, это примерно 4 тыс. рублей. В свой планшет ученик может поместить кроме учебников многое необходимое ему для жизни, например, свои аккаунты в соцсетях (подростки).
Нукри Башарули уточнил: ЭУ имеет срок лицензирования, им и определяется стоимость учебника. То есть когда учитель загружает в ЭУ всё необходимое, с его точки зрения, для работы – ссылки, заметки, адаптации и др., – он знает: по окончании срока пользования всё своё он может выгрузить.
…Как показало обсуждение, вопросов по ЭУ пока больше, чем времени на ответы. И практически каждый ответ заслуживает более глубокой проработки. Без обсуждения пока оказалась тема методического сопровождения учебника, что объяснимо. Сначала надо пробовать и смотреть, поскольку это та часть работы, которую без учителей не сделать. Все желающие приглашаются к апробации. Демоверсии ЭУ издательства «Просвещение» можно будет опробовать в апреле-мае.

О федеральной системе дистрибуции электронных учебников «Азбука» (http://e-azbuka.ru/).

В системе «Азбука» школа может создать электронную школьную библиотеку и обеспечить доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение» по всем входящим в основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам. Самые разнообразные учебные материалы для урока, выполненные учеником как в классе, так и дома задания, контрольные работы, а также результаты учащегося по всем предметам могут быть интегрированы через систему «Азбука» с информационно-образовательной средой школ.

Людмила Кожурина

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх