Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Вебинар «Как выбрать ЭОР для урока?» — 09 декабря 2014 г.

Знания – фундаментальные. Навыки – быстро обновляемые

Второй вебинар из цикла «Электронные учебники как новая массовая образовательная реальность» состоялся 9 декабря. В нём приняли участие более двух тысяч педагогов, было задано более 300 вопросов. В основном они касались методического сопровождения работы с электронным учебником (ЭУ). Ведущие вебинара – вице-президент издательства «Просвещение» Артём Соловейчик и заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров (проекты по ИКТ в образовании) Светлана Авдеева.

Ссылка для просмотра:  http://my.webinar.ru/record/406942/

ПОДРОБНЕЕ

Всё как по нотам: связь с участниками на восьмой минуте прервалась из-за неполадок на сервере. Вот! Техника в любой момент может подвести, то ли дело бумажные носители!
После быстрого восстановления связи Артём Соловейчик не преминул обсудить это обстоятельство с участниками: проблемы бывают, но их – любые – можно не только устранять, но и использовать в образовательных целях. Главное – не бояться.

ЭУ среди сотен тысяч ЭОРов

Светлана Авдеева напомнила, что для учителей это уже не вопрос – брать или не брать электронный учебник. Но сам термин «ЭУ» пока не стандартизирован. Поэтому точнее будет говорить об учебнике в электронной форме. Это по крайней мере не вызовет путаницу в головах: электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это одно, учебник в электронной форме – другое. То есть учитель выбирает любые мультимедийные средства, но работает всё же по определённой программе.
И тут кроется засада для успешного внедрения ЭУ: за прошедшее десятилетие учителя обучились применению мультимедиа на уроке – как правило, для лучшего освоения материала, то есть демонстрационному применению. И мало кто начал переход к деятельностному применению ИКТ, когда ученик сам создаёт знание, а не пассивно воспринимает приготовленные для него визуализации.
– Это совершенно другая учёба, – считает Светлана Авдеева.
Она приводит результаты мониторинга, проведенного НФПК: в то время как учителя считают, что они много применяют ИКТ на уроке, их ученики пишут: мало. То есть мультимедиа не объект их (или совместной с учителем) деятельности, и они тут не субъекты своего образования.
Итак, в Интернете огромное количество электронных ресурсов, которым можно доверять, но используются они в основном информативно, для репродуктивной деятельности. Этот стереотип прочно сидит в головах. И хотя сегодня уже никого не надо убеждать, что учить с помощью компьютера легче и быстрее, срочно требуются педагогические инновации в творческом применении ИКТ. Будет ли ЭУ источником таких инноваций? Лишь в том случае, если поможет учителю реализовать активно-деятельностную парадигму обучения.
Верно написал в чате вебинара один из участников: «Одно дело – урок с ИКТ, другое – работать по ЭУ».

Как должна измениться культура урока?

Но и уроки с ИКТ – разные. Смотря какие ресурсы учитель считает хорошими. Быть может, это короткие демонстрации, а быть может, такие, чтобы: а) объединиться с детьми для работы; б) представить логику изложения материала; в) договориться с классом о выборе дальнейшего пути. То есть не надо стремиться минимизировать роль педагога в обучении. Разговор ученика с учителем по поводу знаний – это всегда было и будет главным, что есть в школе.
Поэтому когда участник вебинара спрашивает, как изменится культура урока, – он получает определенный ответ. Это когда учитель выбирает те ресурсы, которые позволят ученикам самостоятельно или совместно провести интерактивный опыт, прийти к выводам, вывести закономерности, смоделировать ситуацию; это когда учителю самому интересно разобраться с полезным сервисом, потратить на это время. Например, математический конструктор фирмы «1С» – чрезвычайно полезная творческая среда, но его мало используют по той причине, что сначала надо освоить новое самому (http://obr.1c.ru/ – там мультимедийные разработки по всем предметам).
Ну а «старая культура урока» – это заслониться от общения с учениками преподнесением материала, пусть даже в виде красочного ЭОР на интерактивной доске.
Для пользы дела Светлана Авдеева назвала учительские сообщества, которые продвигают новую педагогическую культуру при использовании ИКТ:
Сообщество учителей Intel Education Galaxy – https://edugalaxy.intel.ru/
Сеть творческих учителей ITN – http://www.it-n.ru/
Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» – http://www.openclass.ru/
Многие состоят в группе «Информационные технологии Microsoft для учителей» – сообщество компании Microsoft по ресурсам программы «Партнёрство в образовании» – они тут: http://vk.com/microsoft_pil
Там рост, где обсуждение удобных и полезных приложений и сервисов, – там вызревает новая педагогическая культура, новая дидактика.
Как ни странно прозвучит, ЭУ в руках активного учителя будет богаче, чем есть изначально, потому что устройство открыто для аккумулирования личных наработок и их систематизации.

Поторапливаемся не спеша

Участники вебинара горели нетерпением: покажите уже нам это волшебное устройство. Но не показали, и дело не в интриге. И даже не в том, что технические требования к ЭУ пока не утверждены официально. Просто будущим пользователям спешить не надо. Ведь даже в чате люди делились сомнениями: и без компьютеров творчество на уроке возможно; и опыт работы своими руками для ребёнка интереснее, чем интерактивный; и всё-таки для многих школа – единственное место, где ребёнок берёт в руки книгу. ОК! Нет сомнений: введение ЭУ в обиход учителя займёт несколько лет. Сначала – равноценные копии учебников, потом – использование некоторых интерактивных опций ЭУ. Когда-то дело дойдёт и до установки в ЭУ программ, необходимых для освоения отдельных тем и общеучебных навыков. Взять те же датчики (движения, освещения, тепла, высоты), плюс модуль для составления графиков… да что там, уже сама возможность выделять и подчёркивать в тексте своё многое меняет. Возможно, окажется, что для некоторых детей такое обучение – единственный вход в культуру мышления.
Но ещё до всего этого учителей интересуют «критерии правильного применения ЭУ». Ответ ведущих: их нет и не будет. Если учебник помогает вам достигать запланированных результатов – значит, вы правильно его применяете. Как подчеркнул Артём Соловейчик, актуальная задача – суметь внести в ЭУ свой опыт, встроить те инструменты, которые позволяют именно вам добиваться результатов, видеть в ЭУ инвариантную модель для создания удобного для пользователя учебника.
– Как раз этому – работе с сервисами – и предстоит учить учителей, – подчеркнула Светлана Авдеева.
Освоить новые технические возможности – это научиться строить образовательную среду в той реальности, в которой люди находятся. Учить, опираясь на то, что есть в планшете, в классе, в школе, в её округе, в людях, которые живут и работают рядом…

Записала Людмила Кожурина

Занятия по ЭУ планируются также весной на Марафоне учебных предметов ИД «Первое сентября» (ежедневно).

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх