Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Вебинар «Народный банк заданий» — 21 января 2015 г.

Интернет-встречи на тему «Электронный учебник — новая образовательная реальность» продолжились в новом году: 21 января на вебинаре «Народный банк заданий» Артём Соловейчик, вице-президент «Просвещения», и Григорий Кондаков, руководитель образовательного сервиса «Яндекс», обсуждали значение краудсорсинга в создании качественной базы заданий к учебникам и отвечали на вопросы участников

Ссылка для просмотра: http://my.webinar.ru/record/426794/

ПОДРОБНЕЕ

Регулярное общественное обсуждение электронного учебника постепенно приводит нас к пониманию его главного отличия от бумажного: это не сами знания (хотя и они тоже), а обучающая среда, в которой живет ученик, среда, наполненная разными средствами. Одно из требований к такой среде — широкая вариативность заданий по теме. То есть заданий должно быть с избытком, они должны быть качественными, но и разными, чтобы обеспечивать верный выбор в любой ситуации обучения. К примеру, решил учитель провести диагностику по теме посреди урока — мгновенно получил несколько вариантов, тут же выбрал, передал ученикам, те получили результат.

Но кто создаст базу материалов? Эксперты? Учёные? Специалисты? Педагоги? По мнению Артёма Соловейчика, открывшего вебинар, — подключиться могут все, кто к этому готов. И в первую очередь, конечно, учителя. Именно их богатый опыт обеспечит приемлемость заданий. А собрать банк заданий для электронного учебника поможет краудсо́рсинг(англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — это передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев.

Ваш опыт — наши технологии

Григорий Кондаков рассказал о механизме дидактического краудсорсинга. Он уже существует:
— Терабайты информации создают проблему выделения важного, и тут принцип работы поисковой системы приходит на помощь. Могут быть учтены самые разные факторы, например, частота обращения к заданию, уровень сложности, даже профиль ученика. Технологии позволяют сделать доступными и удобными в использовании любые материалы. Но сначала эти материалы должны быть представлены. Ваш опыт — наши технологии. Такова идея «Народного учебника», который сейчас создается на «Яндекс. Учёба».

В продолжение разговора Надежда Киугер, менеджер сервиса «Яндекс. ЕГЭ», показала, как на основе имеющейся базы заданий создавать уникальные проверочные работы — для каждого ученика или группы школьников. Здесь подробно: https://events.yandex.ru/lib/talks/2646/

То есть подбор, создание и проверка заданий без учебников и тетрадей — это уже реальность. Уже можно «кликнуть» на любую тестовую форму (единичный ответ, множественный, сопоставление), уже возможна автоматическая фильтрация материала по трём уровням сложности.

Однако тема вебинара — организация обмена дидактическим опытом. В том числе — видеоматериалами. С одной стороны — открыть YouTube и чего только не увидишь; а с другой — нет единого банка, где было бы все отсортировано по темам и задачам. В дефиците видеоуроки с разбором задач и тренировочными упражнениями, с дополнительными материалами, которые помогают школьнику лучше понять тему, — с тем, что помогает усилить мотивацию к учёбе.

О том, что дети хотят и готовы обучаться непосредственно на устройстве, рассказывал Григорий Кондаков: урок с планшетом младшеклассники встречают овацией, но и данные исследования говорят о том, что они в несколько раз быстрее усваивают материал и осваивают умения. Почему?

— Эксперимент в школах Астраханской области показал: трудности ребёнка в учёбе часто носят психологический характер. Учитель этого не видит, а программа, с которой ребёнок работает, улавливает его проблему и начинает помогать.

В то же время Артём Соловейчик напомнил, что технологии призваны решать педагогические задачи, и та технология хороша, которая помогает активности человека, а не подавляет её.

Обратная связь

Давно известно: обратная связь — альфа и омега качественного обучения. Современные технологии позволяют сделать ее мгновенной, надёжной, очевидной. Но создание хорошей базы тренировочных и проверочных упражнений зависит от активности учителей. У каждого наверняка есть беспроигрышно работающее задание или обкатанный способ проверки знаний — поделитесь.

Специально для неуверенных: рассказывая о сервисе «Открытый урок» ИД «Первое сентября» — http://festival.1september.ru/, — Артём Соловейчик подчеркнул: эти сотни тысяч уроков, присланные учителями более чем за 10 лет, размещены как есть, они никем не перерабатывались. К примеру, на одну тему выпадает 200 разных уроков — какой лучший? Решить может только тот, кто в данный момент ищет что-то нужное для себя. Вот как работает и для чего нужен дидактический краудсорсинг.

Кстати, и вопросы участников вебинара текли по экрану рекой, обеспечивая ведущим обратную связь (зарегистрировались 11 тыс. человек). Оказалось, многие ничего не слышали про Народный банк заданий «Яндекса» и их учебные проекты. Тут надо добавить: электронный учебник издательства «Просвещение» имеет доступ к использованию и этих сервисов.

Практический вопрос участника: будут ли задания, присланные учителем, лицензироваться? Ответ: с одной стороны, всё, что есть в школе, должно иметь лицензию, а с другой — что значит лицензия на задание? Изменили формулировку задачи, а её учебное содержание осталось тем же, — это уже авторские права или ещё нет? Кто это будет решать? Григорий Кондаков предположил, что работать будут не формальные, а народные требования, например, автоматическое ранжирование заданий по запросам: часто пользуются — хорошее, мало обращаются — похуже. Но вопрос, конечно, непростой, особенно для гуманитарных предметов.

Также люди спрашивали про методички для работы в электронной среде. Но, похоже по ответам ведущих, стилистика методичек — это не то, что близко электронному обучению, в котором ученик вызревает в своём духе и по своим ощущениям.

Что же касается приобретения электронных учебников школами — часто задаваемый вопрос, — на эту тему запланирован отдельный вебинар.

Людмила Кожурина

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх