Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Вебинар «Различные подходы к организации работы в классе. Смешанное обучение» — 04 февраля 2015 г.

Очередной – шестой – вебинар по электронным учебникам назывался «Различные подходы к организации работы в классе. Смешанное обучение».
Он прошёл 4 февраля 2015 года, в нем участвовали три тысячи человек.
Вели вебинар вице-президент издательства «Просвещение» Артём Соловейчик и советник генерального директора по интернет-маркетингу компании ABBYY Наталья Андреева.

ПОДРОБНЕЕ

– В ожидании электронных учебников никто из педагогов не безразличен, – начал разговор Артём Соловейчик. – В ходе предыдущих вебинаров было задано очень много вопросов, есть и поддержка, и критика – мы стараемся учитывать всё в работе по созданию учебника.

Действительно, вопросы посыпались в чат с самого начала, и было ясно, что среди педагогов немало тех, кто опасается новшества. И вот их аргументы: «Как можно разрешить то, что детям интересно? Они начнут играть… они окончательно выйдут из реальности… Надо думать о сохранении здоровья детей…Учебник вытеснит учителя…
Это только для мотивированных детей… только для оборудованных школ… уже пробовали – ничего не получилось… администрация против».

В то же время другие участники писали, что ждут учебника с нетерпением, мол, давно пора, а вебинары смотрят всем педколлективом; более того – давали идеи в развитие, исходя из своей практики.
Таким образом, вопрос применения ЭУ так или иначе упирается в представления учителя о смыслах и ценностях образования, о том, какое обучение считать хорошим – полностью подконтрольное учителю или управляемое самим учеником хотя бы отчасти.

Если второе – то при каких условиях такое обучение возможно?

О педагогической технологии «Смешанное обучение» рассказала Наталья Андреева. Эта технология зародилась в опыте учителей давно, а в научный обиход вошла лет 10 назад в связи с появлением электронных ресурсов обучения. Чем больше ресурсов создавалось, тем выше становилась потребность соединить онлайн-обучение с традиционным, классно-урочным. Потребность создавать процесс, в котором ученик сам хотя бы частично контролирует своё время, путь, место и темп обучения. Это повысит мотивацию школьников и даст учителю шанс обогатить учебный процесс.

Вся изюминка – в сочетании виртуальной и реальной культуры образования. Ведь дистанционных курсов очень много, однако лишь 5% записавшихся доучиваются на них до конца. Значит, мотивируют не технологии сами по себе, а то, как и зачем они применяются в живом деле. В то же время унификация процесса, присущая классно-урочной системе, не дает развиваться в зоне своего ближайшего развития как минимум половине класса – самым сильным ученикам и детям с проблемами в обучении. И тут как раз технологии могут помочь улучшить традиционное обучение за счёт большого выбора различных заданий и скорости диагностики проблем. Ученик обнаруживает их сам и самостоятельно добивается результата благодаря автоматизации систем контроля. Он делает то, что необходимо именно ему в данный момент, но когда будут востребованы знания всех учеников на очном уроке, его продвижение будет видно всем. Но это если учитель понимает, что ребёнок и должен стоять в центре образовательного процесса.

Наталья Андреева рассказала о моделях смешанного обучения: «перевёрнутый класс», ротация станций, ротация лабораторий и гибкая модель. Некоторые можно внедрять прямо сейчас.

«Перевёрнутый класс» – это когда дети в школе с учителем обсуждают и отрабатывают то, что сами освоили дома посредством интернет-ресурсов. «Перевёрнутый класс» стремительно завоёвывает позиции во всем в мире благодаря высокой степени вовлеченности каждого за счёт увлечённости других. Знание оптимизируется и присваивается за счёт разных других пониманий. Кстати, многие участники тут же стали писать о том, что они так уже работают, и детям нравится, но вот – «не подозревали даже, как это называется». К тому же школьный интернет блокируется или «не тянет», и дети выходят в сеть дома (не было бы счастья…). Другие участники беспокоились: так урок расползётся и развалится! Что сказать? Да, неопределённость и непредзаданность хода урока может пугать учителя, но уж точно: так учить гораздо интереснее.

Ротация станций. Как оказалось, модель тоже не новая. Многие участники в ней работают. Это когда создаются три-четыре группы, и каждая занимается своим на своём месте: одна работает в сети, другая с учителем, третья решает проблему в группе. Цель – сделать работу каждого в группе максимально эффективной. Задачи разные. Искать информацию, проводить диагностику, помогать понять, показывать путь, применять знания в жизненной ситуации (мини-проекты).

Ротация лабораторий. Организационно это посложнее, требуется синхронизация учителей, работающих в параллели. В течение дня дети учатся разным предметам, а в конце работают в компьютерном классе по тем материалам, которые приготовили учителя по предметам, на которых ученики побывали, – «смешанный урок» на компьютерах.

Гибкая модель. Участвует вся школа, нужна перепланировка пространства. Есть огромное помещение со столами и компьютерами, есть тьюторы, согласующие маршрутные листы учеников, и есть небольшие тихие помещения для работы детей над совместными проектами, а также научные лаборатории. Плюс «зоны социализации», где дети просто общаются и что-то делают по учебе.

Важное: этот опыт осуществляет гимназия № 1576, работающая так с сентября. Ведутся измерения метапредметных компетенций и личностного роста. К общему удивлению, положительную динамику дали слабые ученики. Преимущества, считает Наталья Андреева, даёт более плотный контакт с учителем в маленькой группе и свобода работать внутри материала самостоятельно. Еще бы! Любой шанс самоопределения благоприятно мотивирует. Так что даже скептики сразу отметили изменения в детях и их результатах.

Наталья Андреева напомнила факторы, определяющие качественное образование. Они известны, но в смешанном обучении еще и реально достижимы: индивидуализация; обучение, основанное на мастерстве; среда высоких ожиданий; личная ответственность за результаты обучения. Мы можем менять время, темп, скорость, путь (индивидуализация); мы без упрёков и унижений ликвидируем пробелы в знаниях (мастерство); создаём атмосферу общей увлечённости (высокие ожидания); наконец, делаем всё, чтобы ученик мог и хотел опираться на свои знания, на себя (ответственность). «А то у нас уже ЕГЭ, а дети беспомощны», – добавила Наталья Андреева.

Также были перечислены требования к системе управления смешанным обучением: автономность (задания не привязаны к учителю, задача принимается как своя); адаптивность (учёт возможностей); вариативность (нет одинаковых заданий); мотивированность (элементы геймификации в том числе).
Заинтересовавшихся педагогов Наталья Андреева пригласила на курс ПК в МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет) – «Смешанное обучение в школе».

Но учителя спешили учиться прямо тут, на вебинаре. Спрашивали: можно ли назвать индивидуальное обучение или интегрированное – смешанным? Ответ: всё дело в том, что мы делаем на самом деле. Есть у ребёнка возможность работать с электронными средствами, контролировать свой путь, время, темп в какой-то мере, общаться с учителем по поводу своей учёбы? Тогда – да.

Спрашивали, «кто нам разрешит так работать, ведь администрация это не примет». Ответ был дан по существу: в ближайшее время появятся методические рекомендации для школ с учётом всех нормативных документов. Чтобы побыстрее узнавать новости, можно войти в группу педагогов, работающих по смешанной технологии, на Фейсбуке и Вконтакте.

В связи с разговором о технологии, дающей ребёнку возможность самому участвовать в своем образовании, участники вспомнили и метод педагога-новатора 90-х Юрия Макарова: дети сами читали на уроке учебник, потом выбирали задания по силам и работали, стараясь сделать как можно больше. Кстати, Юрий Афанасьевич и сейчас ведёт семинары, но теперь дети подходят за проверкой и оценкой к компьютеру, а не к учителю. Выходило, для многих технологии смешанного обучения были отчасти узнаванием забытого старого.

Но вернёмся к электронным учебникам. Дело не в том, что они «подходят» для реализации той или иной современной технологии. Артём Соловейчик настаивал: мы видим в них инструмент, позволяющий решать тонкие педагогические задачи: помогать самоопределению и саморазвитию, укреплять силы людей как с ограниченными возможностями здоровья, так и с безграничными возможностями роста; адекватно оценивать себя и других; интересно общаться, избавляться от рутинной работы, экономить время учителя… – задачи самые что ни на есть человеческие.

Всё дело в том, какие мы. В нас польза, в нас и вред. Не в технике.
А теперь по факту: 1 апреля будут объявлены результаты экспертизы электронных учебников, и бета-версия по предметам будет доступна педагогам для апробации. Ждём.
Вебинары продолжаются: следующий будет посвящён выбору устройства для проигрывания учебника.

Людмила Кожурина

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх