Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Вебинар «Как выбрать устройство для работы с электронным учебником?» — 12 февраля 2015 г.

Большой экран, большая память, быстрый процессор – идеальное решение для загрузки учебников разных издательств.

Движение по карте новой образовательной реальности продолжается: 12 февраля на вебинар пришёл Яков Менделеев, начальник отдела развития проекта «Электронная школа будущего» ОАО «Ростелеком».

Тема встречи – «Как выбрать устройство для работы с электронным учебником». Вёл вебинар вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение» Артём Соловейчик.

На мероприятие зарегистрировались 12 тыс. человек, участвовали около 3 тыс.

ПОДРОБНЕЕ

Готовность растёт

Напомним, идёт государственная экспертиза электронных учебников. В «Российской газете» опубликовано письмо министерства о переходном периоде для предоставления школам ЭУ – ссылка на требования здесь: http://www.rg.ru/pril/108/16/62/ves.pdf. Они (требования) исключают жёсткую обязанность перехода на ЭУ, а значит, ситуация освоения ЭУ остаётся комфортной для учителей. Учёба продолжается.

На этот раз речь шла об устройствах для работы с ЭУ. Экспертом по теме выступил Яков Михайлович Менделеев из «Ростелекома». Компания давно занимается информатизацией школы, её проекты в образовании всем известны (ЭД, ЭЖ, система учёта контингента и др.) – 35 тыс. школ на связи: инфраструктура, контент, оборудование, поддержка. Сейчас ведётся государственный проект «Устранение цифрового неравенства» – новые кабели позволят увеличить скорость интернета в десятках тысяч российских школ. Однако у многих школ нет бесперебойно работающего интернета до сих пор, отсюда проистекает одно из требований к ЭУ – работа офлайн, без подключения к интернету.

– Есть регионы, в которых позаботились о школах и профинансировали скоростные каналы, там и вайфай, и конференц-связь с другими школами. Там используются не домашние решения, а специализированные: они стоят дороже, но имеют преимущества, – говорил эксперт.

Итак, ситуация по школам неоднородная, а значит, учителя должны иметь возможность выбирать для себя оптимальный вариант ЭУ. «Зачем и почему мы выбираем одно, а не другое – в этом надо отдавать себе отчёт», – говорил Яков Менделеев.

Вслед за этим он провёл небольшой технологический ликбез. Рассказал об основных операционных системах (ОС) (Windows, iOS, Android), о том, что у каждой ОС свои приложения, а ими и определяются возможности ученика и преподавателя. Так, платформа Microsoft Windows по-прежнему важна для образования: некоторые приложения бесплатны, на другие цены ниже – там приоритет отдаётся образованию. Хотя на сегодня самое большое количество приложений разрабатывается под ОС Android.

О том, насколько актуальны образовательные проекты для компаний, свидетельствует статистика: самые популярные темы для приложений – игры, а уже на втором месте – образование, далее – здоровье.

Остаётся добавить, что ЭУ издательства «Просвещение» могут работать на всех трёх платформах: благодаря сотрудничеству с разработчиками трёх этих компаний издательством были получены качественные и недорогие решения для ЭУ.

Вопрос цены, цена вопроса

Обзор планшетных компьютеров вызвал наибольший интерес участников. Понятно, что именно планшеты мы представляем себе в качестве носителей ЭУ. Но какой выбрать? Какие параметры важны?

Комментировал Яков Менделеев. Первое, конечно, – операционная система. Какую выберешь, такие приложения и получишь. Второе – цена. Теперь она растёт от 9 тыс. рублей – то, что дешевле, просто непригодно для работы ребёнка. Третье – размер экрана: 10 дюймов. Нужно хорошее качество изображения, а это количество пикселей. Наконец, память: насколько учебник «мультимедийный», настолько «тяжёлый». Если мы сэкономили и купили планшет на 8 Гбайт, не все учебники в нём поместятся. То есть чем устройство дороже, тем оно лучше. Плюс требование оснащать планшет выносной клавиатурой уже вскоре может стать санитарной нормой для начальной школы.

На вебинаре были продемонстрированы противоударные планшеты (Яков Михайлович кидал дорогую вещь на пол, и она оставалась невредимой), водонепроницаемые, планшеты со стилусом – разработано много полезного для работы с устройством именно школьника, но всё это удорожает продукт.

Между тем для образования наиважнейший параметр – взаимосвязь планшетов и управляемость всеми планшетами класса учителем. А значит, хорошо бы вся техника в классе – от планшета до проектора и интерактивной доски – были от одного производителя. Идеальная картина такого класса была представлена в презентации Якова Менделеева.

Ученик зашёл в класс – и сразу управление его планшетом передано преподавателю. Он не может сам выключить учебник и включить игрушку. Далее показали схему: от «облака» информация идёт на школьный сервер, от сервера – к компьютеру учителя и к компьютерам учеников (работает вайфай), есть совместный доступ к экрану (интерактивной доске и проектору). Важно, чтобы в школе была локальная сеть, тогда можно распределённо давать материал и без вайфая.

На практике же единообразия устройств добиться трудно, поэтому некоторые школы используют «Nearpod» (http://nearpod.com/) – программу, позволяющую транслировать единый контент и забирать информацию, свидетельствовал Яков Менделеев.

Артём Соловейчик заметил, что пока для большинства российских школ не это проблема № 1; есть много разных технологий, которые помогают обустраивать работу с ЭУ в классе. Важнее понимать, в какую реальность мы переходим – а именно: подсказки для решений появляются с приходом задачи, на это и надо настраиваться. Яков Менделеев поддержал мысль: неплохо начать с тестирования устройств «в боевых условиях» – что вы хотите делать с его помощью? А взять устройство на тестирование можно у «Ростелекома» – в каждом регионе есть представительство.

Артём Соловейчик тут же выдвинул идею создания шоу-румов устройств для ЭУ, куда бы каждый мог обратиться:

– Синергия – великое дело.

Вы спросили…

Как всегда, вопросов и комментариев участники оставили в чате много. На некоторые были даны ответы.

– Реально ли всех обеспечить электронными устройствами?

Яков Менделеев считает, что за раз, конечно, невозможно и даже не нужно. Процесс будет идти постепенно, как с телефонами – ни у кого нет, потом появились у некоторых, сегодня с телефонами все. Это и вопрос удешевления продукта. Но уже сегодня можно многое сделать на региональном уровне: закупка устройств большими партиями на больший набор компонентов весомо снижает стоимость. Производители также рассматривают особые цены для системы образования – если есть готовность обсуждать непосредственно с представителями компаний. Возможны и конкурсные предложения от компаний.

– Есть концепция «1 ученик : 1 компьютер», а есть «Принеси свое устройство». Какая будет развиваться?

По мнению Якова Менделеева, вторая. С введением в оборот ЭУ отношения с правообладателем будут юридически закрепляться. Даже если лицензии приобретает школа, они будут розданы напрямую – то есть «Принеси свое устройство». Семьи могут сегодня гораздо больше, чем школа. Однако и у школы большие компетенции, она лучше видит, что и для чего ей подходит.

– В школе уже закуплены планшеты Microsoft Surface, теперь они непригодны?

– Действительно, – отвечал Яков Менделеев, – развитие этой системы прекращено, у Microsoft теперь единая система для всех устройств. Но и Windows RT – по-прежнему рабочее решение.

Артём Соловейчик напомнил, что обеспечение кроссплатформенности – одна из важнейших задач разработчиков ЭУ «Просвещение».

– Если в кабинете стоит всего один компьютер, можно ли мечтать об электронном учебнике?

Оказывается, можно. В ЭУ много разных материалов, и интерактивная доска позволит многое отображать для всех.

– Стоит ли ожидать, что разные издательства будут иметь один центр дистрибуции ЭУ?

– Это неизбежно, – считает Яков Менделеев, – каждый должен иметь возможность работать с тем учебником, который ему необходим, и «Ростелеком» предоставит такую возможность. Удобно должно быть не производителям и поставщикам, а тем, кто работает с детьми. Единый центр дистрибуции – это не исключаемый вариант.

– Когда появятся планшеты российского производства?

– Конечно, всем бы этого хотелось. Но вопрос в том, смогут ли российские устройства работать на российских компонентах? И тот ли это путь, если будущее IT, как и сама их история, – глобальная интеграция?

– На кого будет возложена материальная ответственность за ЭУ? Опять на библиотекарей?

Яков Менделеев сравнил практику поступления и распределения бумажных учебников и электронных. Когда устройство принадлежит ученику, выдача учебников и назначение их ученикам рассылаются на компьютеры учеников, то есть слово «возложить» становится неактуальным.

– Что делать, если ученик испортил планшет, сбил в нём все настройки?

Оказывается, предусмотрен момент удалённого управления устройством, и есть решения, не позволяющие вносить изменения, но позволяющие обслуживать извне.

Были и другие вопросы практического свойства. Хватит ли ребёнку одного планшета на 10 лет? Это унылая перспектива, считают эксперты, ведь устройства постоянно улучшаются и дешевеют. Не побегут ли все с планшетами к учителю информатики за разъяснениями? Нет, приложения для образования не должны требовать специалиста и специальной настройки.

Заканчивая вебинар, Артём Соловейчик ещё раз подчеркнул: проблема, конечно, не в устройствах, они становятся всё более понятными и простыми. Проблема в том, инструментом какой педагогической культуры станет электронный учебник.

Записала Людмила Кожурина

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх