Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Вебинар «О требованиях к электронным учебникам» — 19 февраля 2015 г.

У скептиков всё меньше аргументов: в эти дни издательства, выпускающие учебники, проходят экспертизу ЭУ на соответствие требованиям Минобрнауки. Эти требования выложены в открытом доступе – специальный выпуск «Российской газеты» от 9 февраля.

Таким образом, разговоры на тему «а кто нам разрешит», «это, наверное, вредно» и другие подобные упраздняются. Электронные учебники, которые получат министерский гриф «рекомендовано», станут легитимными. Разрешёнными!

Но – не обязательными, о чём есть отдельная строка в письме заместителя министра образования РФ, разъясняющем позицию регулятора на данном этапе реализации приказа о новом порядке формирования Федерального перечня учебников.

На вебинаре 19 февраля «Электронный учебник – новая образовательная реальность» были прокомментированы означенные требования к ЭУ.

Ведущий – Артём Соловейчик, вице-президент издательства «Просвещение».

Артём Соловейчик: «Требования министерского Приказа № 1559, который является дополнением к Приказу № 1047, совпали с нашими представлениями об электронном учебнике».

ПОДРОБНЕЕ

Итак, учебники проходят педагогическую и общественную экспертизу.

1) О педагогической экспертизе.

Продукт, который учителя получат в этом году, будет называться «электронная форма учебника». Сегодня учебник – это печатная форма + электронная форма. Электронная форма обязательно имеет инструкцию по установке и использованию электронного учебника. Пользоваться электронной формой учебника – право, а не обязанность или обязательство, сказано в письме министерства.

Требование № 1. Содержание и оформление бумажного и электронного учебника соответствуют друг другу. Это важное требование: так обеспечивается равенство в доступе к знаниям. В учебниках «Просвещения» соответствие полное, плюс дополнительные возможности: изменять размер шрифта, масштабировать иллюстрации и страницы, открывать активные словари и справочники, дополнительные материалы.

Требование № 2 касается художественного оформления. Наличествующее в учебнике оформление должно быть сохранено в полном объёме. Оно соблюдено, плюс обширное добавление при клике на исходную иллюстрацию: открывается галерея изображений с подписями, возможно – распространёнными.

Требование № 3. Количество мультимедийных объектов и интерактивных материалов должно быть методически целесообразным. Это разумно, потому что высокая «мультимедийность» учебника повышает требования к устройству, на которое он загружается, поэтому в базовой версии учебников излишков нет. Однако предполагается создание версий, где зрительный и аудиоматериал будет представлен более щедро.

Требование № 4. Предусмотрены средства контроля и самоконтроля. Да, в учебнике «Просвещения» есть тренажёры и контрольные задания для каждого параграфа. Предусмотрена и такая форма д/з, при которой учителю виден не только ответ, но и ход решения.

2) Общественная экспертиза.

Требования общественной экспертизы включают 6 пунктов. Оцениваются доступность и удобство пользования учебником.

Во-первых, «общедоступные форматы, не имеющие лицензионных ограничений». Что это значит? Программа, с помощью которой проигрывается учебник, должна быть бесплатная. Учебник платный, а программа (приложение) для его воспроизведения обязаны быть бесплатными для пользователей электронной формы учебника.

Во-вторых, регулятор требует, чтобы учебник проигрывался минимум на трёх операционных системах, по крайней мере две из которых мобильные. «Просвещение» эти требования выполнило: переданные на экспертизу учебники проигрываются на iOS (Apple), Android (Google), Windows (Microsoft).

В-третьих, учебник воспроизводится как на стационарных, так и на планшетных компьютерах. Это требование также выполнено.

В-четвертых, электронная форма учебника функционирует на устройствах пользователей без подключения к локальной сети или к Интернету. Действительно, во многих школах страны качество интернет-связи низкое. Учебники «Просвещения» подготовлены к работе офлайн, на недорогих планшетах – работа в классе не будет зависеть от состояния сети. Хотя установка и обновление учебников требуют Интернета.

В-пятых, электронная форма учебника содержит опции «заметки», «закладки» и возможность оперативного перехода к ним. Действительно, учебник «Просвещения» даёт пользователю возможность выделить любую часть и отправить ее в «заметки», там к ней можно писать комментарии – как учителю, так и ученику. Записи можно сохранять, как учительские, так и ученические. Таким образом, учебник становится интерактивным, его можно дописывать, и далее при помощи этих маргиналий создавать учебник, адаптированный под задачи ученика, класса и учителя.

Наконец, в-шестых, электронная форма учебника поддерживает возможность оперативно определять нумерацию страниц. Это требование выполнено: в каком бы месте учебника пользователь ни находился, на панели слева есть оглавление, позволяющее перейти на любую страницу в один клик. Соответствие между контентом бумажного и электронного учебника полное, везде написан номер текущей страницы в бумажном учебнике.

Важно добавить: учебники издательства «Просвещение» будут работать на своей оригинальной платформе, функционал которой позволяет легко и понятно предъявлять, доставлять и обслуживать учебники.

Барьер, который нам надо перейти, не такой уж высокий

Ещё раз: электронная форма учебника базируется на уже проверенных, проэкспертированных учебниках, имеющих гриф «рекомендовано» министерства. Ничего нового в них нет, тем более сверхъестественного и опасного. Однако вопросы участников вебинара – почти 2 тыс. человек из разных регионов – свидетельствовали о некотором волнении по этому поводу.

«Где документы, которые предусматривают введение ЭУ?» – Вот они: «Российская газета» № 25 за этот год публикует Приказ № 1559, который мы сегодня обсуждали.

«Кто будет устанавливать учебники на устройства? Учитель?» – Никаких специальных умений не потребуется, надо нажать кнопку, и учебник установится. Ожидаются разные варианты: предустановленные на устройства учебники, установка учебников оператором на школьные устройства, самостоятельная установка нужного учебника на своё устройство.

«Какая цель введения ЭУ?» – Вы сами должны ответить на этот вопрос. Кто использует, тот и понимает зачем. В целом же – это дополнительные возможности обучения; обучения, приближенного к детскому образовательному запросу.

«Есть ли опыт работы с ЭУ, где с ним можно познакомиться?» – Опыт есть. Электронные учебники разного вида создаются давно, есть разный опыт, он представлен в сети. Между тем с сентября этого учебного года шесть школ в Москве работают по электронным учебникам, созданным во взаимодействии Департамента информационных технологий города Москвы, московского Департамента образования и издательства «Просвещение». Этот опыт будет вскоре представлен.

«Будут ли учебники продаваться в магазинах интернет-приложений?» – Да, индивидуально их можно будет купить через Интернет, но они будут распространяться и централизованно.

«Сможет ли учитель дополнять учебник своими материалами?» – Конечно, это самое большое преимущество ЭУ, возможность совершенствования. Вы добавляете свои материалы, и если хотите ими поделиться с другими учителями, ставите галочку, и они становятся доступны всем.

«Будет ли обучение учителей?» – Учебник интуитивно понятен. Другое дело – иное восприятие содержания через электронную форму. Как следствие – изменения в методике преподавания. Это важно. Обучение будет, уже заключены договоры с регионами, следите, пожалуйста, за новостями на сайте «Просвещения» и узнавайте о курсах.

«А если дети будут не в учебник смотреть, а кино крутить?» – Это ваша ситуация, ваши отношения с детьми, слушайте себя. Бывает, детям неинтересно на уроке, бывает, они устают и отвлекаются – как поступить, решаете вы. Но есть предположение, что электронный учебник поможет не только создавать захватывающие уроки, ценимые самими детьми, но и укреплять добрые отношения учителя и учеников.

«Какова будет стоимость?» – Конкретного ответа на этот вопрос пока нет: еще не все решения по ЭУ приняты. Вероятно, стоимость будет сопоставима со стоимостью бумажных, учебники будут доступны. Но не бесплатны: в них вложено много труда, плюс закон об авторских правах.

…Также спрашивали об электронных учебниках для начальной школы – надо ли? Для чего-то надо, для чего-то нет. Смотрите сами, регулирование извне в таких вопросах – не дело.

Зашла речь и о том, не отомрут ли печатные учебники. Кажется, тут противопоставление неуместно: нужно и то, и это; одно для одного, другое для другого. Тем более что попытки отказа от бумажных учебников за рубежом уже предпринимались: книги вернули, от затеи отказались.

Разговор получился открытый, доброжелательный, надеемся, полезный. Закончим обзор оптимистичной репликой учителя:

– Хочется уже поскорее поработать с ним!

Людмила Кожурина

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх