Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Вебинар «Открытый урок с «Просвещением». Как работать с электронным учебником» — 02 марта 2015 г.

2 марта. Очередной вебинар «Электронные учебники – новая образовательная реальность» транслировался из Департамента образования Москвы. Там, в рамках семинара «Внедрение и эксплуатация информационных систем в образовательных организациях», был проведён открытый онлайн-урок по использованию электронных учебников. Вёл урок учитель обществознания школы № 1241 Пётр Омельяненко. В роли учеников, а позже и экспертов выступили молодые педагоги.

ПОДРОБНЕЕ

Вначале Артём Соловейчик, вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение», напомнил о том, что все издательства, выпускающие учебники, передали свои электронные формы учебников на экспертизу в экспертные организации, и к концу апреля – началу мая новый перечень учебников будет сформирован, соответственно, с 1 сентября по ним можно будет учиться. Также он напомнил о письме замминистра образования Натальи Третьяк, в котором говорится: использование ЭУ – право, а не обязанность участников образовательного процесса.

Наконец, он познакомил собравшихся с ЭУ на планшете: мы всегда видим обложку, прикосновение к ней отражает оглавление в соответствии с печатным учебником, нужная страница открывается мгновенно, поворот планшета на 90 градусов позволяет изменить вид текста (в развороте или на весь экран); клик на иллюстрацию или рисунок в учебнике открывает галерею изображений, в которую учитель может подгружать свои ресурсы, то же касается тренажёров и материалов для проверки и самопроверки.

– И вот теперь мы пробуем пользоваться учебником на планшете на уроке, – сделал переход Артём Соловейчик.

Начался урок по учебнику «Обществознание», 10-й класс, авторы Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И.

Учитель Пётр Омельяненко:

– Откройте учебник на своих вкладках, откройте содержание, работаем с параграфом «Свобода и необходимость в деятельности человека». Тему урока предлагаю сформулировать позже. Вначале вопрос: является ли для вас свобода несомненной ценностью? (Сначала – да… для всех… но далее уточнения: смотря что понимаем под свободой.) Что же?

Учитель открывает галерею ЭУ, ученики делают то же без приглашения; первая картинка – уличная скульптура в Филадельфии, бронзовые люди пытаются оторваться от стены здания, один уже выделился, отошёл от серой стены (2000 год, скульптор Зенос Фрудакис, название – «Свобода») – она обсуждается (остальные пролистываются в режиме индивидуального просмотра).

– Если бы не знали названия, могли бы догадаться? (Да… нет… не это первое слово, но что-то синонимичное…) Значит, скульптор изобразил какой-то из признаков свободы? (Выход из формата… избавление от оков… отсутствие ограничений…) Мы согласимся с таким определением? (Нет… не всегда… до анархии недалеко.) Давайте накидаем ограничений… так, теперь на стр. 73 текстовой версии перейдем. Читаем (притча о Буридановом осле) – он свободен или нет? Выбор помогает свободе или мешает? (Чем больше выбора, тем более мы свободны… нет… да… мы мешкаем перед списком, одно наименование удобнее... когда в рамке – не в своей тарелке.)

Читают определение в учебнике: «Свобода – это осознанная необходимость», обсуждают понимание. Некоторые ученики сразу перешли к электронной версии, чтобы прояснить значение в словаре (в электронной версии открывается толкование любого выделенного слова), одновременно кто-то разговаривает с учителем: осознанно – когда понимаем, что делать и для чего… когда есть варианты выбора и осознание необходимости сделать выбор… свобода – выбор действий под гнётом обстоятельств.

– В целом да: осознанность не зря в определении… Теперь запишите то определение, которое вам более понятно.

Далее предлагается перейти на тренажёр и порешать задания в режиме самостоятельного мониторинга. Несмотря на то что вопросы появляются хаотично – каждому своё, учитель открывает свою версию тренажёра и решает задания вслух – тогда как ученики, прислушиваясь к нему, работают со своим материалом.

– Выбрать значение выражения… определить, какое предложение – оценка, а какое факт… какие характеристики иллюстрируют свободу (четыре из пяти)...

Тем временем кто-то уже всё сделал и получил результат. С ними беседа о том, что легче – открытые вопросы или выбор варианта из списка? Оказывается, это зависит от глубины знания материала: если он изучен поверхностно, то открытые вопросы, эссе неуместны... если на «3», то тесты годятся.

Наконец, все себя проверили. Учитель:

– Давайте назовём тему получившегося урока. («Свобода и необходимость»… а в параграфе ещё о деятельности человека.) Да, значит, есть чем заняться дома. Теперь как развивалась тема на уроке. (Вначале все были за свободу, потом согласились с определением из учебника, кроме одного человека, который сам думать хочет...) Декларируем свободу, а в деятельности сокращаем варианты осознанного выбора – нам так легче. Важно понимать, что есть моменты, когда мы следуем авторитету, когда мы не уверены. Но если ситуация для нас важна, она «наша» – бегство от свободы плачевно. Человек привязан к свободе, как к ядру (Жан-Поль Сартр). И, наконец, последнее: что бы вы сделали с этой фразой: «Современный человек свободен»?

Ответы: поставить знак вопроса… запятую…

– Да, надо освободить эту фразу от точки.

(Конец урока. Аплодисменты.)

Началась экспертная часть занятия, её вёл Артём Соловейчик.

– Каковы ощущения?

Пётр Омельяненко:

– Электронный учебник позволяет быстро подготовить урок, в него легко встроить нужные материалы по теме, второе – легко удерживается целостность содержания, все аккумулировано в одном месте.

«Ученики» отмечали скорость поиска информации, личную независимость, у многих возникла уверенность: детям будет гораздо интереснее осваивать материал. Сами учителя, эти «ученики» прикидывали, как увлечённо дети будут работать с картами на географии, когда всё можно увеличить; с лексикой на английском, когда всё можно услышать, и так далее.

Было и нарекание: учитель на какое-то время увлекся разговором, забыл про планшет! На что было справедливо сказано: как и любой учебник, ЭУ – это только точка входа в урок. Работая с обычным учебником, мы тоже не подчиняем ему всё время урока. Не стоит думать, что ЭУ призван «разлучать» учителя с учениками, напротив, он оставляет больше времени на живое общение, в том числе индивидуальное.

Кстати, исходная картинка, на которой Пётр построил урок, та метафора, которой он хотел обозначить проблему, – это его личный выбор. И в целом – мы наблюдали много моментов лично ответственного поведения участников урока: работали в своём темпе, выбирали поиск в словаре или живой разговор о понятии – на личный результат каждый работал так, как ему удобно. Но самое поразительное – все были спокойны в достаточно стрессовой ситуации (помещение Департамента образования, формат официального совещания у чиновника, камеры, экраны, прямая трансляция, урок без подготовки, учитель и ученики не знакомы). Притом было очевидно: само наличие планшета в руках создает психологический комфорт, освобождает от неуверенности и… именно что объединяет!

…В финале занятия прозвучали ключевые для этого дня вопросы:

– Так что же свободного в свободном человеке? И от чего свободный человек не свободен?

На эти вопросы, заданные философом и педагогом Симоном Львовичем Соловейчиком давным-давно, мы – в век электронного образования – должны находить свои собственные ответы.

Людмила Кожурина

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх