Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Вебинар «Открытый урок с «Просвещением». Как работать с электронным учебником. Урок № 3» — 23 марта 2015 г.

23 марта прошёл вебинар «Открытый урок с «Просвещением». Как работать с электронным учебником. Урок № 3».

Трансляция шла из Департамента образования города Москвы.

Урок литературы по учебнику «Литература. 7-й класс. Часть 1» авторов Коровиной В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И. провела Екатерина Сергеевна Павлова. В роли учеников – молодые педагоги Москвы.

Тема – «Древнерусская литература»; текст для изучения – «Поучение Владимира Мономаха».

ПОДРОБНЕЕ

После объявления темы ученики быстро проделали путь от включения планшета к объявленному месту: «Предмет – обложка – содержание – тема – текст». Простота конструкции протестирована ими уже в третий раз, но и те, кто пришёл на роль ученика впервые, не отставали.

Учитель между тем начал мотивационную беседу:

– Вам приходилось слушать нотации? А самим читать нотации?... С какой целью?

Далее – информативное суждение: «Поучение – самый первый жанр древнерусской литературы». Затем – разговор о целях фольклора и целях литературы, он также не потребовал обращения к ЭУ.

И вот первое задание по ЭУ – чтение текста Дмитрия Лихачёва. Тут вдруг погас экран учителя (его планшет связан с электронной доской). Сбился вай-фай, но на планшетах учеников всё в порядке, они работают автономно от сети. Так что учитель не сбивается из-за технических неполадок, к тому же есть бумажный учебник и его полный аналог в планшетах учеников.

Урок движется дальше: учитель считает важным продолжить разговор об ответственности автора литературного произведения перед обществом, о книге как инструменте передачи опыта.

Наконец предлагается зайти в библиотеку изображений, обратить внимание на два похожих рисунка: на обоих – фрагменты древнерусского письма (вязь), надо определить, где авторский текст. Ученики гадают, выдвигают версии. Наличие местоимения «азъ» для них не очевидный признак. Почему? Не о том говорили? Не так?

Урок продолжается.

– Откройте «Поучение…». Оно есть в учебнике как в исходном виде, в старой орфографии, так и в переводе.

Мы видим экраны учеников – люди выбирают современный русский. Как оказывается, не зря, дальше идёт разговор исключительно по содержанию: к кому обращается… кто они, его дети… почему он пишет, а не рассказывает… что он хочет передать… почему это важно. Учитель задает вопросы и воплощает продуманный сценарий беседы: «А это было – что?… верно, а это значит – что? … да».

Возможно теми или другими участниками трансляции, ожидалась работа над языком, не каллиграфия, так хотя бы порядок элементов – ведь на экране легко трансформировать и слово, и предложение, текст. Или более пристальное внимание к лексике – если уж два текста загодя положены рядом, придумать работу с переводом...

Педагоги всегда видят много способов проведения урока, особенно когда наблюдают его со стороны! Учитель раскрывает тему так, как считает нужным, и Екатерина Сергеевна хорошо общается с людьми, разговор интересный, до библейских заповедей доходит.

Как раз прошёл комментарий в чате вебинара: да, ЭУ – быстро, интересно, но живое общение идёт лучше.

Вот и «ученики» закричали: «Давайте еще поговорим!», когда учитель предложил перейти к тренажёру.

Класс проходит быстрый контроль: учеников, да и учителя, который тоже решает тест, впечатляет задание на установление соответствий, где надо перетаскивать ответы пальцем, – «так просто!». Каждый увидел свой результат – без обсуждений.

Урок окончен. Учитель поблагодарил учеников за светлые прекрасные мысли, раздались аплодисменты.

…В обсуждении, которое вёл Артём Соловейчик после урока с «учениками», выделялись такие реплики: урок был интересный, только быстро закончился… в какие-то моменты планшет учителю мешал… словарём мало пользовались… можно было подольше побыть в галерее, чтобы прочувствовать эпоху… интересно, что нравственные заветы давным-давно даны, но вновь и вновь перетранслируются, не в этом ли суть учительской миссии.

В этот раз «ученики» хотели говорить о возможностях ЭУ: спрашивали, сколько времени учитель потратил на подготовку планшета к уроку (полтора часа на поиск и подгрузку нужных изображений). Можно ли закачать в планшет все тексты, например, для внеклассного чтения (можно, но только частным порядком; издательство это сделать не может, поскольку на современную литературу существуют авторские права). Можно ли усовершенствовать работу тренажёров, чтобы была возможность вернуться к предыдущему заданию (ответ: эта возможность есть в контрольных заданиях). Хотелось бы делать подчёркивания в тексте (это реально: и подчёркивать, и рисовать).

Чувствовалось, что запросы уже попробовавших учёбу с планшетом растут как на дрожжах:

– А нельзя ли сделать так, чтобы и с заданием работать, и к учебнику обращаться?

Ну, ребята!

…В то же время вопросы участников вебинара, имеющих планшет-учебник лишь в своём воображении, касались возможных изменений уклада их жизни.

Ученик начальных классов будет иметь все свои учебники в одном планшете? Родители могут запретить ЭУ? А вдруг ребёнок не на уроке, а в сети? А если дети плохо владеют техникой? А когда будет урок для библиотекарей? Можно ли пользоваться ЭУ, если в классе только один компьютер и электронная доска? И так далее.

Но главное было уже понятно: обучение при помощи ЭУ – обычное, но на хорошем уровне, ЭУ не соперничают с бумажными учебниками, не вытесняют их, не отменяют; немедленного перехода на ЭУ никто не потребует. Чистый интерес и возможность обновления.

Ведь все увидели: учитель с планшетом – это красиво.

P.S. В начале апреля на сайте «Просвещения» будет выложена инструкция для участников Всероссийской апробации ЭУ. Также ее можно будет найти на проекте «Школа цифрового века» ИД «Первое сентября». Включайтесь!

Людмила Кожурина

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх