Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Вебинар «Открытый урок с «Просвещением». Как работать с электронным учебником. Урок № 4» — 30 марта 2015 г.

Вебинар «Открытый урок с «Просвещением». Как работать с электронным учебником. Урок № 4» провёл Артём Соловейчик 30 марта.

Трансляция шла из Департамента образования Москвы; урок по учебнику русского языка для 2-го класса Канакиной и Горецкого показывала учитель начальных классов школы № 2054 Анжелика Роянова; учениками выступили молодые педагоги Москвы.

ПОДРОБНЕЕ

Во вступительном слове Артём Соловейчик напомнил о смысле проведения онлайн-уроков: формат ставит целью показать, как может быть использован учебник в практике учителя, какие проблемы он помогает решать и каких целей достигать. На предыдущих уроках участники вебинара могли видеть, как разные учителя по-разному достраивают урок в соответствии со своими целями. Учитель истории ввел дополнительный иллюстративный материал в мотивационную часть урока, математик добавил полезный, с его точки зрения, образовательный ресурс при объяснении нового, словесник расширил галерею своими изображениями, чтобы проверить результат беседы с учениками. По-разному работали и с текстами, сочетая или не сочетая печатный и электронный формат; с галереей… да что там, даже время непосредственной работы на планшете было разным. Индивидуальность учителя не стирается, а проявляется ярче. Ну а цель этих пробных еженедельных уроков – показать, как работает (а иногда не работает) устройство и что при этом может человек. Это значит, нам требуется рабочее восприятие представляемых фрагментов урока (идет испытание!), и не надо относиться к ним как к образцово-показательным представлениям без сучка без задоринки…

Ход урока.

Тема не объявляется. Для начала учитель предлагает поработать в программе Explain Everything – программа добавлена в планшет учителем.

Задание: из списка разрозненных слов создать группы слов, объединённых общим признаком, – «Хотя бы одну группу – путем перетаскивания». Ответ надо записать в программе и отправить на планшет учителя.

Задание выполнено: группы на «жи-ши», на «ча-ща», на словарные слова, на проверяемые безударные…

– Всё перечислили, – резюмирует учитель.

Однако сам выдвигает пару «чистота-частота» – омофоны, случай, когда написание зависит не только от знания орфограммы № 1, но и от понимания контекста.

Жаль, что на этой точке учитель не успевает сосредоточиться, так как он хочет получить ответ по пересылке в программе, надеется продемонстрировать звуковой (!) ответ, но увы – техническая нестыковка, ответ придёт лишь к концу урока.

Тем не менее – проблематизация произошла – дальше учебник, параграф про гласные звуки, работа с понятием «орфограмма» – не только по определению учебника, но и со словарями, которые встроены в учебник.

Чувствуется, что учитель работает с учётом возможностей тех учеников, которые сегодня перед ним, но задания учебника – какие есть: выбрать букву (по цепочке), в ситуации непроверяемой гласной перейти к словарю в учебнике. На планшете переход совершается в один клик, это гораздо быстрее, чем поиск ребёнком нужного слова из словаря в конце бумажного учебника. Внимание не рассеивается, упражнений можно сделать больше.

– Какая у нас была тема урока?

Ученики сформулировали: правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных.

Далее – тренажёр.

Задания выпадают вариативно – вариантов три, разный тип работы: вставить буквы, ввести слова, работа с пословицами.

В планах учителя – вывести изображение с планшета ученика на общий экран, однако процесс идёт со сбоем. Хотя, казалось бы, для пересылки ничего не требуется, кроме вайфая. Всё-таки толку добились, все три выполненных задания наглядно представлены.

Урок закончился, раздались аплодисменты.

Обсуждение началось с вопроса Артёма Соловейчика о сложностях этого урока.

Анжелика Роянова, по известному учительскому обычаю, проблемы взяла на себя: я, видимо, спешила. «Тест, который я загрузила, прекрасно работал при подготовке к уроку, но что-то сбилось»…

Но ведь как раз это и было самым важным: что делать, как себя вести, если что-то сбилось.

– Вести себя так, как Анжелика: спокойно, с достоинством. У нас всегда есть бумажный учебник под рукой…

– А бывают такие экстремальные ситуации, когда у детей и учебников нет, но это не повод не проводить урок, – комментировали «ученики».

Кстати, «ученики» к четвёртому уроку вполне освоились и стали давать предложения по улучшению: в начальной школе хорошо бы дать ученикам возможность перетаскивать букву, не только слова; надо подумать о разделении текста и галереи изображений в учебниках для начальной школы – надо ли это делать, ведь соединение текста и картинки там принципиально. На что Артём Соловейчик ответил: в ЭУ начальной школы предполагается сквозной герой, который снимет этот недостаток.

Поскольку на уроке русского языка никто ничего не писал на бумаге, был вопрос о рабочих тетрадях – не переведут ли их в электронный формат? Ответ – «нет». В начальной школе точно. И в целом – экран абсолютизировать нельзя, важно сочетание разных носителей информации и возможность выбора. Хотя ЭУ, конечно, со временем изменит содержание рабочих тетрадей.

Вопросы зрителей и участников вебинара носили иной характер.

– Будет ли к ЭУ привязан классный журнал?

Ответ: учебник привязан к устройству, устройство к ученику – а электронные журналы в разных регионах разные, так что навряд ли.

– Как же можно вносить изменения, если учебник лицензирован?

Ответ: учебник у всех одинаковый, но учитель может вносить своё, и при синхронизации материал появляется на планшетах учеников, а может – только на планшете учителя с выводом на доску; но это не имеет отношения к лицензии.

– Тут у взрослых с техникой получалось не очень, а смогут ли второклассники...

Ответ: уроки здесь проводятся без репетиций (заранее готовится только учитель), и достаточно два-три раза попробовать, чтобы приспособиться. Сегодня среди учеников было много «новеньких».

– А когда нас будут учить?

Ещё раз: вот сейчас мы и учимся!

Как считает Артём Соловейчик, технические решения ЭУ «Просвещения» не требуют специальной подготовки, только некоторой тренировки. Хорошо, если трансляция живых уроков с реальными проблемами вдохновляет вас осваивать новое.

Напоминаем, в апреле можно будет получить учебник для апробации бесплатно, следите за объявлениями на сайте «Просвещения» и на проекте «Школы цифрового века» ИД «Первое сентября».

А прямо сейчас, в эти дни (до 17 апреля), на Всероссийском педагогическом марафоне в МПГУ работает шоу-рум, где вы сможете попробовать открыть ЭУ по своему предмету, проверить его возможности и испытать новые ощущения. Удачи!

Людмила Кожурина

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх