Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Вебинар «Подведение итогов Всероссийской апробации электронных учебников» — 25 мая 2015 г.

25 мая в ТемоЦентре Департамента образования г. Москвы Артём Соловейчик провёл заключительный вебинар серии «Электронный учебник – новая образовательная реальность». Оценка содержания проделанной работы – ретроспектива и перспектива событий, инициированных «Просвещением» в связи с изданием электронной формы учебников, – заняла 90 минут.

ПОДРОБНЕЕ

Вначале был обзор выступлений признанных экспертов в области ЭОР на вебинарах осени–зимы. Рассматривались такие вопросы, как особенности современного обучения (модели смешанного обучения), запрос учителя на цифровое сопровождение, поиск и выбор учителями цифровых продуктов, опыт совместного накопления ресурсов и продуктов, которыми могут пользоваться все, тема правильного выбора устройства для ЭУ, наконец, опыт работы учителя в цифровой среде уже сегодня.

Пользу этих просветительских вебинаров, по мнению Артёма Соловейчика, можно оценить по двум параметрам: во-первых, раз от раза росло количество участников, во-вторых, вопросы и комментарии учителей в чате становились всё более содержательными, деловыми.

– Понимание росло, и рождалось приятие, – говорил Артём Соловейчик. – Обратная связь с педагогами была необходима для понимания реальности, а значит, для более точных действий разработчиков.

 

Далее был проведён обзор уроков с ЭУ в прямом эфире (9 уроков). Их посмотрели онлайн 21 000 педагогов страны и высказали свои суждения, 72 000 – в режиме повтора.

– Мы экспериментировали, варьировали содержание и пространство, показывали возможности работы с ЭУ – и это не только «всё в одной руке», но и возможность проявления индивидуальности учителя (выбор программного и контентного наполнения), учёт темпоритма ученика (возможность вернуться, рассмотреть, повторить)... От урока к уроку росло понимание того, что можно делать с планшетом, – говорил Артём Соловейчик.

Многие преимущества открывались по ходу: урок с планшетом облегчает требования к обстановке, минимизирует тревожность, повышает мотивацию. Об этом говорили все педагоги, задействованные в открытых уроках. Ну, а «база понимания» участников – это 150 000 вопросов и предложений.

– В результате, – резюмировал Артём Соловейчик, – мы делаем и будем делать то, что нужно вам, а не то, как мы тут считаем правильным.

Отдельным блоком – итоги всероссийской апробации ЭУ. Установили приложения на устройства, получили код доступа, ввели его в приложение и скачали учебники 2 613 педагогов из 83 субъектов РФ; всего скачиваний – 27 000. Примерно по 10 учебников функционально и содержательно были протестированы всеми участниками апробации.

Статистика многое показывает. Например, что в ЭУ заинтересованы в равной степени учителя разных возрастов (от 26 до 65 лет).

Также оказалось, что среди участников апробации лишь 7% учителей находятся в условиях, когда планшет есть и у педагога, и у детей. Учителя пишут: «У детей нет нужных гаджетов – но есть возможность традиционной фронтальной работы через проецирование учебника на доску… Не все закупленные школой гаджеты удовлетворяют требованиям – это тоже проблема…»

– Хорошие планшеты недешёвые, но они будут дешеветь, также в регионах растёт практика закупки планшетных компьютеров для образования, – комментировал Артём Соловейчик.

Ещё важное объяснение: совершенно неожиданно компания Apple запретила «Просвещению» выпуск приложения в магазине Appstore, сообщив, что не разрешает загрузку учебников по коду (номеру лицензии), полученному на внешнем ресурсе, однако переговоры уже ведутся, и к началу учебного года проблема будет снята.

Но вернёмся к собранной статистике. Установка ни у кого проблем не вызвала. Генерация кода и активация приложения тоже. Загрузка ЭУ не удалась 20%. В основном причины заключались либо в несоответствии технических характеристик устройств требуемым, либо в нестабильном доступе в Интернет при первоначальной загрузке учебников.

А что нравится и получается? Переходить по ссылкам-кнопкам, возможность делать заметки (своя линия в учебнике), закладки, масштабирование иллюстраций. А вот опции контроля знаний многих не удовлетворили. Недостаточно контрольных заданий и, главное, – где мгновенный мониторинг ответов всего класса?

Однако, по мнению Артёма Соловейчика, это вопрос не к учебнику, а к инструментарию информационно-образовательной среды, в которую учебник погружен, которая также будет постепенно разрабатываться.

– А сейчас если нужен мгновенный мониторинг, то можно объединить планшеты с помощью существующих приложений (Nearpod, Quizlet…) и работать в единой среде. На сегодня в Сети очень много полезных приложений, есть бесплатные. Кстати, апробация показала, что из двух учебников – тяжёлый, со множеством мультимедийных объектов, и попроще – первый не скачивался.

 

Далее о том, как сработали основные, первоначальные идеи разработчиков по переводу учебников «Просвещения» в электронный формат. Тут – по статистике опроса – полная победа. Интерфейс в учебнике угадан, с точки зрения учителей, художественное оформление принято хорошо, навигация удобна (принцип «всё на первом экране в один клик» поначалу не был очевиден). Одобрили и такое ноу-хау, как полное и краткое изложение материала (на выбор), даже поблагодарили. Галерея – тоже хорошо. А вот со звуком у многих (20%) возникли проблемы – опять же, часто дело в устройстве.

Теперь – о чём просят учителя. Хорошо бы иметь возможность собирать свой набор образовательных элементов к уроку прямо в ЭУ, добавляя материал к урокам… хорошо бы иметь под рукой большой выбор разных заданий и возможность мгновенно пересылать их ученикам… все словари-справочниики-таблицы-формулы… книги для чтения… инструменты для самостоятельной работы ученика (карандаш-ластик-циркуль)… чтобы свой учебник в учебнике создавать.

Артём Соловейчик полностью поддержал этот запрос. Как показала практика открытых уроков с использованием планшетов, механизм достраивания контента под себя – самое главное преимущество ЭУ. Над этим и предстоит работать – похоже, всем вместе, ведь впереди проект «Народный учебник».

Ну, и несколько впечатлений из анкет: «Ученики радостно поддержали… Важна возможность увеличить текст… Даже неопытные коллеги справлялись, а у детей тем более никаких проблем… Для началки очень хорошо… Незаменимо для дистанционного обучения… Значительно облегчает поиск карт, фотографий, картинок… Для родителей тоже полезно…»

Ещё писали: «Дети воспринимают планшет как игрушку, а не как учебник», на что любой психолог скажет: «И хорошо». Играть – интересно. Учиться тоже должно быть интересно.

Вообще лейтмотивом заключительного выступления Артёма Соловейчика звучала мысль: педагогическое содержание обслуживается техникой, а не наоборот. Есть вечное, есть быстро меняющееся. За время наших вебинаров новая образовательная реальность перестала быть такой уж новой, а вот отношения с детьми – реальность неотменимая, более существенная.

В заключение ведущий поблагодарил всю многотысячную команду участников вебинаров:

– Своей открытостью вы сделали ситуацию с ЭУ рабочей, не имитационной.

Особо и персонально Артём Соловейчик выразил благодарность организациям и компаниям-партнёрам. Департаменту образования Москвы и ТемоЦентру – в том числе.

Что тут скажешь? «Просвещение». Мечты сбываются!

Людмила Кожурина

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх