Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Вебинар «Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником. Урок № 5» — 06 апреля 2015 г.

Еженедельные вебинары по теме «Электронный учебник – новая образовательная реальность», которые проводит издательство «Просвещение» в рамках информационной поддержки, продолжаются.

6 апреля прошел пятый «Открытый урок с ЭУ». Его провела учитель английского языка школы № 2095 «Покровский квартал» Юлия Абрамова.

В составе учеников на этот раз выступили не только молодые педагоги, но и реальные ученики-старшеклассники.

Трансляция велась из Московского центра модернизации образования (ТЕМОцентр) – www.temocenter.ru. Посмотреть урок зрители могли на сайте издательства «Просвещение» и Департамента образования Москвы.

ПОДРОБНЕЕ

— Предыдущие уроки показали, что значит – работать на устройстве. Устройство может подвести. Поэтому так важен параметр совпадения и взаимозаменяемости печатного и электронного учебника. Притом замечу, это только один, самый первый слой ЭУ; под ним – много новых возможностей. Плитки с разнообразными заданиями и материалами для работы делают «учителя с планшетом» более оснащённым, — говорил Артём Соловейчик во вступительном слове.

Урок проводился по учебнику Spotlight для 5-х классов («Английский в фокусе») издательства «Просвещение», авторы Ваулина Ю.Е., Джени Дули, Подоляко О.Е., Вирджиния Эванс.

Ход урока.

Вначале – «открыть», «найти» и фронтальная беседа по картинке (тема – «Семья»). Учитель спрашивал, кто изображён на картинке, а также кого из членов семьи тут нет. Отрабатывали артикли.

«Закройте картинку. Откройте текст» – возникает текст с пропущенными словами, учитель предлагает увеличить его, чтобы вписать при помощи клавиатуры нужные слова.

Показательно, что парты расставлены буковой «П», вся группа перед учителем, и он может видеть работу учеников без применения опции «отослать на мой планшет». То же с аудированием: записанная заранее озвучка текста шла с планшета учителя, тогда как можно было применить наушники и дать ученику возможность слушать индивидуально – столько раз, сколько ему необходимо. Суть: выбор варианта зависит от задач и целей урока. Так, в наличной ситуации урока «ученики» не нуждались в отработке навыка «аудирование».

И в целом – мы смотрим не за тем, как правильно учить пятиклассников, а следим за тем, как учитель использует возможности учебника на планшете при изучении иностранного языка. Этот момент участники вебинара порой упускали, судя по комментариям в чате.

Учитель между тем предлагает ученикам выделить предложение из текста (оно окрашивается в фиолетовый цвет), отправить его в «заметки» и там перевести, затем отправить перевод на планшет учителя. Далее – фронтальная беседа о том, что получилось. Кстати, эту часть урока обеспечивает программа Explain Everything, добавленная в планшет учителем. На этот раз она не подвела (ср. с предыдущим уроком русского языка).

Время грамматических штудий. Та же картинка, но персонажи с именами – замена имен на личные местоимения. Затем построение предложений с разной целью высказывания (утвердительные, вопросительные) – работа идет внутри процесса перетаскивания нужных картинок и слов в нужное место (в соответствии с искомым порядком слов).

Со стороны смотреть – скорость переходов от задания к заданию невероятная, и это немного пугает. Да, сосредоточенность высокая, никто не отвлекается на листание и поиск нужного места в учебнике, все работают, работают, работают – без малейшей передышки. Но не теряем ли мы себя в послушном следовании за темпом машины? Антропоморфно ли это (человекоразмерно)? На обсуждении Юлия Александровна выделит этот момент в плюсы; а Артём Соловейчик в очередной раз напомнит: учебник для учителя и ученика, а не вместо них; впереди – человеческие потребности.

Однако урок летит к развязке: фронтальная беседа о том, что было на уроке (рефлексия); переход к тренажёрам.

Тут надо заметить: сколько мы видели уроков – столько разных моделей тренажёров. Это, видимо, отдельная, очень интересная тема для разработчиков: надо сделать так, чтобы проверка соответствовала и специфике изучаемого предмета, и характеру изучаемого материала, и особенностям класса. На сегодня учителя сами создают или находят подходящие, по их мнению, средства обратной связи (по итогам урока или изучения темы) – средства самопроверки, взаимопроверки, внешней проверки. Поэтому интерес учителей именно к тренажёрам в ЭУ огромный.

На этом уроке тренажёр был устроен так: девять одинаковых заданий выдаются всем ученикам, но для каждого – в иной последовательности. В такой модели учителю нецелесообразно комментировать выполнение; в нашем случае по окончании тестирования учитель провёл небольшую фронтальную беседу и поблагодарил учеников.

Урок закончился, аплодисменты.

В обсуждении прозвучали мнения всех участников. По словам Артёма Соловейчика, для разработчиков важно каждое.

Учитель Юлия Абрамова: учебник понятен, удобен. Главное удобство – возможность подстройки под свои задачи, а также быстрота перемещений: от текста к словарю, к картинке, тренажёру: «Это не съедает время, дает безграничные возможности учить».

Участник вебинара задал ей вопрос о том, почему на уроке не было слышно ни слова по-русски, ведь это 5-й класс! Юлия Александровна разъяснила: говорить только на изучаемом языке – это принципиальная позиция; другое дело, на каком уровне; в данной ситуации «ученики» не нуждались в повторах по поводу инструкций. В то же время Артём Соловейчик не скрыл своей озадаченности: может быть, в учебниках по иностранному языку меню должно быть не на русском?

Прозвучало мнение о пользе высокого темпа урока: оказывается, один ученик-учитель провел эксперимент: он сначала пытался выйти в интернет, но не успевал – задания сыпались и сыпались; затем он пытался обмануть тренажёр: прошёл по-быстрому, не задумываясь, чтобы увидеть ответы, а потом пройти набело. Тоже не вышло. Это к тому, что опять спрашивали, можно ли контролировать рабочий стол ученика – учителя опасаются, что дети убегут с урока в интернет.

Также интересовались, как учителю увидеть результаты теста. Ответ: это будет возможно, когда все планшеты группы будут синхронизированы, тогда в личном кабинете учителя будут видны результаты всех. В то же время усложнять (утяжелять) устройство не полезно. Мы видели, как легко заглянуть в планшет работающего ученика в группе из 16 человек, когда все находятся напротив учителя, – меньше минуты.

Итак, всегда ставим вопрос: насколько нам необходима та или иная опция. Думаем, в какой степени нам нужны или не нужны обычные школьные принадлежности. Например, в очередной раз спрашивали, как быть с письмом. Письмо – тетрадь и ручку – никто отменять не собирается, просто эти уроки про ЭУ, они про другое.

Наконец, вопрос от реального ученика – участника урока: а в чем же новость, если и учебник, и тетрадь, и ручка, и учитель, и ученик остаются на месте?

Артём Соловейчик этому вопросу был рад. Сам-то он считает, что всё это должно быть в самом продукте, другое дело – сейчас переходный период, и нам важно не потерять то хорошее, что есть в образовании на сегодня.

К тому же – вдруг кто-то захочет учиться в винтажной школе, писать стальным перышком, обмакивая его в чернильницу-непроливайку?

В образовании должно быть доступно всё!

…Коллеги, многие ваши вопросы повторяются от раза к разу, например, про СанПиНы или про «кто обеспечит/разрешит». Теперь ответы на них вынесены на главную страницу проекта «Электронный учебник – новая образовательная реальность» – здесь.

И здесь же – информация о массовой апробации учебников; в частности: «Библиотека электронных учебников будет доступна на сайте проекта «Школа цифрового века». Если вы не являетесь участником данного проекта, то вам необходимо зарегистрироваться на сайте. Начиная с 15 апреля, в личном кабинете можно будет скачать электронные учебники. Участие в апробации бесплатное».

Удачи!

Людмила Кожурина

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх