Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Вебинар «Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником. Урок № 6» — 13 апреля 2015 г.

13 апреля прошёл шестой «Открытый урок с ЭУ» в рамках вебинара по теме «Электронный учебник – новая образовательная реальность». Его провела учитель биологии школы № 1317 Наталья Николаевна Салюкова.

В составе учеников – молодые педагоги и старшеклассники.

Трансляцию осуществлял Московский центр модернизации образования (ТЕМОцентр) – www.temocenter.ru. Посмотреть урок зрители могли на сайте издательства «Просвещение» и Департамента образования Москвы.

ПОДРОБНЕЕ

Ведущий вебинара — Артём Соловейчик, вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение».

На предыдущих уроках мы видели такие возможности ЭУ, как подстройка информации в учебнике под предпочтения преподавателя, учёт особенностей учеников; то есть материал варьируется в зависимости от обстоятельств. Второе: учебник не только под-страивается, но и до-страивается. Учитель может загрузить на планшет нужные ему сервисы и в них работать. Что же касается последнего урока, была продемонстрирована еще и удачная при-стройка его содержания к концепции авторов учебника: лаконичность, структурированность материала и широкая разнообразная его визуализация — замысел создателей УМК и суть данного урока с ЭУ.

Урок проводился по учебнику «Биология. Живой организм. 5–6-й классы», авторы — Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Колесникова И.Я.

Ход урока.

— Перед вами цветы (цветок лилии на прозрачном подносе перед каждым). Говорят, они созданы, чтобы нас радовать. Но ведь они созданы гораздо раньше нас. И как созданы! Откроем на планшете программу Explain Everything, выполним задание: три картинки, соедините их стрелочками в последовательность (семена, цветок, плоды). Так… И что же такое цветок? Да. Орган размножения растения.

Учитель объявляет тему: «Откроем учебник… параграф… определение цветка… рисунок в галерее… состав цветка…». Ознакомительная часть проходит очень быстро – три минуты, начинается лабораторная часть:

— Давайте препарируем наш цветок, отделим три лепестка так, чтобы были видны части цветка… теперь сфотографируйте на камеру в планшете… Войдите в программу Explain Everything и найдите опцию «вставить объект»… подпишите на фотографии все части цветка. Подписывать можно как карандашом, так и вызвать клавиатуру…

Ученики переспрашивают, так как не находят у лилии чашелистиков, учитель предлагает вернуться к исходному рисунку из галереи учебника и сравнить. Уясняется, что не все цветы утроены по идеальной схеме, заодно ученики замечают, что в учебнике нет определения околоцветника, дают его и вводят в учебник через опцию «заметки» (не забываем нажать «сохранить»).

Вопрос учителя «что еще не указано?» побуждает к проверке других определений и новым записям в «заметках».

Далее – возвращение к живому цветку: «Распределите главные части цветка и второстепенные»; потом – рассматривание главных (пестик и тычинки) через лупу или через увеличение при помощи камеры в планшете – изображение очень чистое. (Ученики пробуют и то и другое.)

Характерно, что ученики всякий раз задают вопрос «зачем»: для чего надо отрывать лепестки, с какой целью мы распределяем сейчас части цветка. Понятно, что это не шестиклассники, тем не менее видно: мы должны быть готовы чётко обосновывать свои инструкции. Не просто говорить «возьмите», «отделите», а ещё и описывать контекст происходящего. И шестиклассники, пусть они и не возражают, пусть тоже привыкают быть участниками процесса.

Урок заканчивается работой на тренажёре с последующей проверкой в форме фронтальной беседы. Заключительное слово учителя: спасибо, мы сделали на уроке всё, что должно было быть сделано.

Обсуждение урока начал Артём Соловейчик. Ценно, что было продемонстрировано сочетание разных видов работы в разных «местах», реальных и виртуальных, это большая заслуга учителя. Затем участникам урока было предложено сказать, готовы ли они вести уроки с помощью ЭУ.

Ответы:

— Да, конечно, если техника не будет подводить. (Кстати, данный урок шёл без выхода в сеть, единственный техмомент – связь планшета учителя с электронной доской, но и это только для удобства участников вебинара.)

— Да, но не во всех случаях. Я историк, мне на пользу, когда все 85 книг, которыми я пользуюсь, у меня под рукой… но я всё же за чтение учениками печатных книг.

— Да, безусловно. Достигается небывалое разнообразие форм и видов деятельности.

— Ещё бы! Было бы глупо не воспользоваться возможностями, которые дает ЭУ. Ведь больше инструментов – больше красок обучения.

И, наконец, мнение старшеклассницы: как жаль, что я уже заканчиваю школу, ведь нас так не учили.

Судя по вопросам участников вебинара (а их было более 6 тыс. из всех уголков страны), они снова и снова примеряли новый «костюм» на себя. Учитель с планшетом – он какой должен быть? Какими качествами обладать, какую квалификацию иметь? Где этому научиться?

Артём Соловейчик в диалоге с учителем постарался развенчать магию сверхъестественного: учитель, который провёл сейчас урок, — простой учитель; это первый в его жизни урок с планшетом, а планшет он получил неделю назад, и никакой спецподготовки не проходил. Единственное его преимущество – он не боится пробовать.

Спрашивали про устройства для загрузки учебника. Никак не проходит простая мысль, что учебник хорошо бы загрузить на личное устройство ученика и учителя, а не на стационарный компьютер в классе с XP или Windows 7. Почему? Судя по записям в чате, учителя всё еще боятся интернета в классе, и тут следуют новые «почему»: они видят в нём сильного конкурента? Вообще не допускают альтернатив своему стилю ведения урока? Но это ведь не очень хорошо.

Содержательный вопрос — «Как увидеть ответы учеников на планшете учителя?». Решений может быть несколько. Очевидное — связь устройств через вайфай и школьный сервер. Более продуктивное — это использование приложений, которые помогают управлять и собирать информацию с разных устройств. Да, они большей частью платные, но издательство «Просвещение» ведет переговоры с фирмами-разработчиками об инкорпорации их продуктов в ЭУ. В частности, о бесплатной поставке сервисов для ЭУ, работающих офлайн, и о разовой невысокой плате для версии, работающей в интернете. Предполагается также создать каталог удобных приложений для разных операционных систем.

Люди интересовались итогами экспертизы в МОН: а прошли ли её те учебники, работу по которым нам показывают? Ответ: итоги ещё не объявлены, ориентировочно списки представят в конце апреля – в мае. Однако в случае непрохождения экспертизы учебника в электронной форме недопущенной окажется и его печатная форма. В таком случае учебник изымается из списка.

Наконец, вопрос сохранения учебника на устройстве после истечения срока лицензии. Да, учебник останется, но уже не будет обновляться и поддерживаться. Для ЭУ это та же смерть.

…А еще люди писали о своей влюблённости в ЭУ, возникшей под впечатлением просмотренных уроков; о надежде на обретение современными детьми смысла учёбы посредством ЭУ. Мотивация отличная!

Людмила Кожурина

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх