Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Вебинар «Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником. Урок № 7» — 20 апреля 2015 г.

Вебинар «Открытый урок по истории России. Обсуждение историко-культурного стандарта» прошёл 20 апреля в ТемоЦентре Департамента образования Москвы.

Урок по учебнику 6-го класса провела Лариса Кадырова, учитель школы № 1317; учениками выступили учителя из Совета молодых педагогов города Москвы.

В обсуждении приняли участие автор учебника Александр Данилов, профессор, доктор исторических наук, автор учебно-методических комплектов по отечественной истории, руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», и эксперт ЭУ Андрей Лукутин, президент общественной организации «Столичный учитель».

Ведущий вебинара — Артём Соловейчик, вице-президент по новым технологиям «Просвещения».

ПОДРОБНЕЕ

… — У меня зарядка 20%, — сообщает «ученик», получив планшет перед уроком.

— Это тоже в опыт, — парирует Артём Соловейчик. — Берите обычный учебник.

Однако для «ученика» было предпочтительнее поставить устройство на зарядку. Тоже, кстати, новая ситуация: обойтись только двумя розетками в классе скоро не получится. И еще вопрос: можно ли вести урок с ЭУ, если планшеты есть лишь у части детей? Он будет задан в конце вебинара, ответ последует утвердительный.

А пока — вступительное слово Артёма Соловейчика. Масштабная апробация учебников идет по стране, цель её — понять, насколько широко можно доставлять учебники на личные устройства. Коды активно скачиваются, учебники загружаются. Да, не все учебники представлены для апробации, да, пока включены только базовые функции, но для начала достаточно. Также он сообщил, что решение продолжить трансляцию онлайн-уроков принято по просьбам участников вебинара. «Быть смелыми, идти вперед, несмотря на неудачи» и «пережить здесь, вместе, все удобства и неудобства» — этого нам желают учителя. А теперь урок.

Ход урока.

Учитель:

— Проведём урок по электронному учебнику, в него я загрузила приложение NEARPOD — оно даёт возможность учителю интегрировать и контролировать планшеты учеников класса. В устройства можно закачать разные программы, в том числе такие, которые связывают все устройства и позволяют вывести на экран планшет любого ученика.

Откроем приложение, в нём видеофрагмент. Посмотрим, чтобы определить тему урока. (Ученики быстро догадались: татаро-монгольское нашествие). Итак, тема — образование монгольской державы и начало завоевательных походов.

Фронтальная беседа «Что такое государство» — признаки постепенно перечисляются, вопрос: «Тогда что же мы хотим узнать на уроке?». Пожелания разные: кто же они такие, как им удалось захватить такие большие территории и образовать государство…

Рассказ учителя. «Какие новые слова вы услышали?» Курултай. Великая яса. Учитель предлагает зайти в учебник (обратите внимание, новая лексика), найти там параграф 12, в контекстном меню справа зайти в словарь исторических терминов. Обсуждается значение слова «курултай», формулируется удобное определение, далее переход в «заметки» — найти «карандаш», вписать определение, сохранить.

— Поговорим о монгольском воинстве. Перейдем на плитку «Из исторических источников» — почитаем текст о структуре монгольской армии.

Ученица читает. Несмотря на то что впечатление производит этический момент (беспримерная жестокость), учитель отрабатывает структуру: снова зайти в программу, найти рисунок и вписать в схему нужные названия. Учитель выводит на экран работу одного ученика (остальные сверяются).

Снова тот же видеофрагмент — монгольское войско в походе, на фоне изображения рассказ учителя особенно впечатляющ. Армия, непобедимая через жестокость (этический план не упущен).

Далее задание в той же программе: «вооружить воина» — воин отдельно, оружие отдельно (вооружение дано с избытком).

Учитель: я вижу, кто готов… также вижу, кто пытается покинуть программу. Вывожу на доску работу Кирилла. Прокомментируйте… теперь проверим: да, так.

Далее ученики отмечают покорённые территории на карте. Работа в той же программе, однако, в отличие от карты электронного учебника, они здесь не увеличиваются… жаль.

Зато там есть прекрасная анимационная схема битвы на реке Калке. Синие прямоугольники медленно поглощают красные, тогда как учитель красочно описывает события боя.

После этого вопрос: «Почему русские проиграли?» — не посторонний. Версии интересные, разные. И вот — контроль: четыре теста по теме, проверка.

— Спасибо за урок.

Аплодисменты.

Обсуждение урока прошло не как обычно. Первое слово получил автор учебников истории издательства «Просвещение» Александр Данилов.

— Я в первый раз участвую в уроке по электронному учебнику. Когда 20 лет назад вышел мой первый учебник, я и подумать не мог, как много может дать уроку визуализация! Рассказ учителя и образ, который видит ученик, останутся в памяти надолго. Притом этот урок учитель вёл с опорой на терминологию, это очень важно. И образы логике не мешали. Мне урок очень понравился.

В то же время Александр Данилов напомнил о новой (единой) концепции исторического образования, принятой в стране. Согласно ей, этот же материал должен будет представляться иначе — ведь теперь историю России следует рассматривать в тех границах, которые существуют на сегодня. А в этих географических пределах все проблемы отношений этносов и государств будут смотреться в другом формате.

Затем слово взял Андрей Лукутин. Он оценил и учебник, и работу учителя, поделился мыслями о том, что столь революционный переворот в образовании обозначит новый этап педагогической культуры: «Это совершенно другая работа с учебным материалом… та школа методического сопровождения учителя, которой много десятков лет, уходит, нужна новая. Как контент наполнять, как траекторию ловить…»

Из традиционного диалога с «учениками» выяснилось, что не всем было комфортно работать в программе, которой управляет учитель. «Я был очень скован этим… сижу за решеткой. Это очень тяжёлое ощущение», — признается учитель-ученик и вспоминает предыдущие уроки, когда учителя не давали возможности «покидать» урок, строя его интересно.

Заметим, именно этого хотят учителя — полного контроля над рабочими столами учеников. Как видим, и это возможно. Речь не о технических решениях, а о педагогических. Они-то и встанут перед нами во всей полноте.

Учитель Лариса Кадырова давно работает на уроке с устройствами, она рассказала, что один учитель может реализовать на разных уроках разные стили ведения — как мягкий, так и жёсткий в зависимости от задач. Она и фильмы с детьми снимает на уроке.

Участники вебинара засыпали её вопросами, и она отвечала: нет разницы, сколько детей в классе, когда применяем ЭУ; оценивать учеников становится просто и быстро, программа сама проверит, учитель получит статистику; да, устройства есть у детей, но мы в школе закупили планшеты, и я раздаю их перед уроком… Если есть не у всех? Я бы предложила работу в группах…

…Всё, всё, конец. Участники уже построились для фотографии на память с профессором Даниловым!

Людмила Кожурина

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх