Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Вебинар «Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником. Урок № 8» — 27 апреля 2015 г.

Вебинары «Электронный учебник – новая образовательная реальность» продолжаются.

27 апреля Чернявская Татьяна Борисовна (лицей № 138) провела урок физики по учебнику 7-го класса издательства «Просвещение», авторы Белага В.В., Ломанченков И.А., Панебратцев Ю.А. Издание подготовлено в соответствии с новым образовательным стандартом основной школы. Трансляция велась на сайте издательства «Просвещение» и сайте Департамента образования Москвы.

ПОДРОБНЕЕ

Как уже заметили участники, каждый показ привносит новое в копилку технологических решений урока с использованием ЭУ. На этот раз в студию привезли интерактивную доску SMART, подключили к ней планшеты «учеников», а заодно использовали и возможности самой доски. Ещё обновление: к планшетам присоединили клавиатуру – для удобства письма. Наконец, новое организационное решение: «ученики» работают в двух группах: 1-я – в обычном режиме (печатный учебник, поднос с набором предметов для опытов); 2-я – в режиме учебника цифровой лаборатории на планшете. Моделировалась ситуация гибридного урока, когда планшеты есть не у всех детей.

– Печатный учебник неуязвим, и мы не боимся новых технологий в том числе потому, что не отказываемся от него, – пояснил замысел урока Артём Соловейчик.

Ход урока.

Учитель:

– Cегодня проведём урок в научной лаборатории – в реальной и в виртуальной. Откроем электронный учебник… найдем в галерее изображение «Методы научного познания»… поясним каждый… так, в конце урока у нас должны появиться выводы. О чём же наш урок? Зайдем в раздел «Закладки» – я приготовила для вас нужный материал – там параграфы… Да, «Законы силы тяжести». Пользуясь материалом, продолжите фразу: «Сила тяжести – это…». Можно отвечать хором.

Внимание обращается на один из многих ответов: «Сила тяжести – сила веса»; на доске происходит смена картинки – учитель работает без планшета, но с доской, соответственно те же изменения на планшетах «учеников». Динамометр, мера веса… Учитель рукой перетаскивает предмет (тело) к динамометру, под ним стакан с водой, поднимает динамометр – тело опускается в стакан. «Вес – меньше? От чего зависит вес тела?»

Всем предлагается открыть параграф 37, стр. 96 в учебнике. Преимущество «виртуалов»: они делают это быстрее, а главное – могут увеличить картинку. «Ученики» выдвигают гипотезы о взаимодействии тел – какие это тела, как, почему.

– Предлагаю проверить ваши гипотезы экспериментально, – объявляет учитель.

Начинается лабораторная работа.

В ходе выполнения экспериментального задания заполняется интерактивная таблица: место слева и место справа от четырех гипотез (результаты наблюдения) заполняют, соответственно, «реалисты» и «виртуальщики» (пишут маркером).

Пока «ученики» работают, учитель сообщает, что виртуальная лаборатория включена им в учебник без проблем, ее разработала компания «Новый диск».

Заодно нам показали, как можно видеть ход работы каждого на доске. Правда, получилось не сразу, только с помощью подоспевшего специалиста. Сенсорная чувствительность экрана, как нам объяснили, понижается из-за обилия аппаратуры (радиоволн) в студии. К тому же, как мы знаем, «во всем нужна сноровка, закалка, тренировка».

– Доска прибыла в студию за полчаса до урока, который, как известно, проводится без репетиций. В рабочем режиме все мы пробуем и пробуем, получая опыт, – прокомментировал Артём Соловейчик.

Однако – лабораторная. Интересно, что учитель чаще подходит к «реалистам» и даже помогает им, тогда как «виртуальщики» уверенно действуют самостоятельно и никаких сигналов о помощи не подают.

В результате ответы тех и других аналогичные, другое дело, что в виртуальной лаборатории оказался невозможным опыт с зависимостью выталкивающий силы от плотности жидкости. «Реалисты» же получили результат. Зато «виртуальщики» быстро сообразили, как можно «поиграть» с программой, создавая невозможные в реальном мире условия поведения груза...

Учитель между тем комментировал: можно дать ученикам возможность переходить из группы в группу – от реальных объектов к цифровым. Но – было заметно – общее поле урока было цифровое, так что по окончании «ученица» из группы реалистов посетовала: я, мол, пришла на урок по электронному учебнику, а планшет в руках не подержала. Почувствовала себя обиженной.

Однако урок переходит в последнюю стадию: сила Архимеда, сила выталкивания. Картинка для наблюдения и сравнения: плывёт бревно, плывёт айсберг – у них разные условия плавания. Разговор. Затем контроль на тренажёрах. Учитель использует ситуацию «две группы» и предлагает соревнование: кто быстрее подаст сигнал об ответе. Но он упустил из виду, что тесты на доске пошли отдельно от планшета, и у обладателей ЭУ появилось преимущество в поиске ответа в учебнике. Да, учитель всё понял, дал команду закрыть учебники. Тест завершен. Всё. Спасибо, урок окончен. Аплодисменты.

Обсуждение.

Ситуация с ЭУ, куда можно загружать разные продукты, в том числе виртуальную лабораторию, возобновляет дискуссию о преимуществах/недостатках работы в ней по сравнению с живыми опытами. Первая часть обсуждений касалась этой темы. Татьяна Борисовна подчеркнула – выводы верные сделаны и там и там, но заметим: экспериментальные задачи на ЕГЭ и ОГЭ тоже по картинкам, дети должны уметь снимать показания по рисункам. К тому же – скорость; а это оптимизация содержания урока. Но были и другие мнения: «работа своими руками» ученикам нужнее; второе: можно теорию проходить в электронной версии, а практику – с реальными приборами.

Далее зачитывались вопросы участников вебинара.

Помогут ли ЭУ вести физику в разновозрастном классе? (Да, как раз для такой учебной ситуации – разные темы при индивидуализации обучения – ЭУ и создан, отвечал Артём Соловейчик.)

Какие преимущества даёт ЭУ учителю? (Легче организовать материал и построить урок оптимально, отвечала учитель Татьяна Чернявская.) К тому же на подготовку лабораторной работы не уходит так много времени, как обычно. А с точки зрения «учеников» – интерес к эксперименту у них значительно повысился, «это было захватывающе».

И – почти футуристические прогнозы: когда реальные приборы будут подключены к виртуальной лаборатории – то-то будет здорово!

Также учитель отметил ценность двух уровней изложения содержания в ЭУ: сжатое и расширенное. С одной стороны, учитывается потребность ученика в сжатой информации на определенном этапе освоения (повторение или общее ознакомление), а с другой – есть возможность детальной проработки информации при быстром переходе от версии к версии. «Можно разнообразно и быстро двигаться по теме», – комментировал учитель.

А минусы? Минусы тоже были заметны. На этапе контроля учитель, заговорившись с учениками, забыл поставить галочку у верного ответа в тесте. При закрытии – ошибка. То есть во взаимодействии с ЭУ мало правильно знать-понимать, надо внимательно действовать.

Второе: участники вебинара не зря заговорили о фронтальной работе: на уроках с ЭУ мы пока только её и видим. Даже контроль (самостоятельная работа) комментируется. Тут и впрямь некий парадокс: учебник, созданный для большей индивидуализации процесса, используется для синхронной работы; более того, нам показывают выдающиеся возможности постоянной обратной связи (более жесткого контроля). Очевидно, что цель идущих в рамках вебинаров уроков – показать новые возможности в привычной парадигме обучения: объяснять и контролировать теперь можно куда интереснее и эффективнее. Мол, это тот же бумажный, только богаче; та же методика, только оптимизированная. Это хорошо как тактический ход разработчиков, но что касается стратегии – сам вопрос участников о фронтальной форме ведения уроков говорит об их готовности идти дальше.

– Что ещё есть, кроме фронтальной работы?

Индивидуальная. Как организовать её с учётом возможности выбора деятельности (это формирует мотивацию), как корректировать, как интегрировать в общее дело, как вести оценивание, совмещая само-, взаимо- и внешнюю оценку?

Задачи на завтра.

– Спасибо участникам вебинара за обратную связь: много замечаний, они нам очень нужны, но и добрых слов много – поддержка тоже важна, – заключил Артём Соловейчик.

Людмила Кожурина

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх