Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Как помочь ребёнку самостоятельно выполнять домашние задания. Часть 1

Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания

Как часто нам учителям приходится слышать от родителей наших учащихся, что при выполнении домашних заданий дети отвлекаются, делают их небрежно, часто просят помощи. Вот отрывок из письма: «Я разбираю с ним задание, он все понимает, и я вижу, что он может сделать его сам, без моей помощи. Из-за этого я сержусь на него, раздражаюсь. Результат – он в слёзы, я в крик».

Очень часто ребёнок, особенно в 1 и 2 классах, испытывает трудности с самоорганизацией и самоконтролем. Прежде всего родителям надо понять реальные проблемы ребёнка, а не навешивать на него ярлык лентяя и неумехи. Причин подобного поведения ребёнка на самом деле может быть много.

А проявляются они особенно ярко именно в неумении ориентироваться в выполнении задания, выделить в нём главное, существенное. Он с трудом включается в любую работу, требующую напряжения, с трудом переключается на выполнение следующего задания, делая при этом лишь только часть необходимой работы или совершая при этом большое число ошибок. И это не лень или нежелание работать, а вполне объективные трудности, которые он испытывает в такой непростой учебной деятельности.

Очень много зависит от самих родителей. Ведь хорошим подспорьем в работе для нашего ученика может оказаться так называемая организующая помощь. Это не подсказка, а доброжелательное родительское указание, на что ребёнку необходимо обратить внимание в своей работе.

Нельзя не сказать, что начинать, безусловно, надо с помощи ребёнку в организации его рабочего места. Конечно, об этом родителям следует подумать заранее. Выделить ребёнку отдельную комнату для приготовления уроков могут далеко не все. В этом случае особенно важно организовать в комнате, где живёт ребёнок, две отдельные зоны, «игровую» и «рабочую», и визуально отделить их друг от друга, так, чтобы первоклассника ничто не отвлекало от занятий. Для этого можно использовать передвижную перегородку - подойдет ширма, стеллаж, или подвешенные тканевые жалюзи. Визуально разделить пространство можно также, наклеив обои нейтрального цвета в «рабочей» зоне, в отличие от остальной части комнаты.

Оформляя рабочее место ребёнка, родителям следует помнить о том, что создаваемая атмосфера должна располагать к труду, к учёбе (игрушки, телевизор и прочее лучше разместить в «игровой» части комнаты). Например, можно повесить на стене разработанный родителями (вместе с ребёнком!) режим дня или расписание уроков, какие-либо учебные таблицы, географические карты. На свободной стене родители могут разместить полку или специальные тканевые кармашки, в которые ребёнок будет складывать какие-то важные для него вещицы.

Теперь о выполнении самого домашнего задания. Иногда бывает целесообразным разбить весь объем работы ребёнка на отдельные мелкие части и поэтапно работать с каждой, помогая ему при этом переключаться с одного задания на другое.

Могут возникнуть ситуации, когда первокласснику стоит напомнить, какой учебник надо достать из портфеля, вместе с ним найти нужную страницу, номер упражнения. Этим вы сэкономите время и силы ребёнка.

А главное – не торопите его! Пусть дома он работает в своем «природном» темпе. Ведь форсирование темпа работы может быстро истощить начинающего ученика, увеличить его нервозность. Под давлением взрослого ребёнок может быстрее писать, но вряд ли он при этом научится быстрее думать. Однако еще раз повторю, что продуманный внешний контроль со стороны родителя (или учителя, если домашние задания ребёнок выполняет в классе), как правило, повышает эффективность работы ученика.

Кроме того, спокойная и доброжелательная помощь поможет малышу не только сэкономить силы, но и даст возможность поверить в себя и свой успех. И не надо бояться того, что ребёнок никогда не станет самостоятельным – ведь при сопровождающей, поддерживающей помощи мы не лишаем его инициативы, не навязываем жёстко свой способ действия, а просто помогаем.

Если вы не можете победить трудности самостоятельно, то всегда можно обратиться к специалисту: учителю, психологу, дефектологу, неврологу. Именно они позволят вам понять объективные первопричины трудностей в обучении. Профессионально грамотно посоветуют, как помочь ребёнку.

Разумеется, это общие рекомендации: каждая ситуация индивидуальна, как и ребёнок. Важно, чтобы растущий человек верил в то, что родители будут его любить независимо от всех сложностей и трудностей, что они рады самому его желанию что-то делать, его познавательной активности хотя бы на самых простых заданиях.

Смотрите также: Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания. Часть 2

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх