Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Как помочь ребёнку самостоятельно выполнять домашние задания. Часть 2

Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания

Еще один вопрос от учителей и родителей начальных классов: «Меня беспокоит то, что некоторые ученики, не только неуспевающие, но и «хорошисты», тратят слишком много времени на приготовление домашнего задания. Они не успевают дома полноценно отдохнуть и на уроки приходят вялые, нервозные, а потому работают плохо, часто бывают пассивны. Как это скажется на здоровье?».

Часто такая ситуация бывает связана с тем, что некоторые мамы и папы бессознательно относятся к отметке ребёнка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности. Они принуждают ребёнка сидеть за уроками до тех пор, пока задание не будет выполнено безукоризненно, тексты читаются до тех пор, пока «от зубов не будет отскакивать», письменные работы также могут неоднократно переписываться, черновики при этом считаются обязательными. Но увеличение объёма работы может привести лишь к нарастанию количества ошибок у ребёнка. А это вызывает уже вторичное бабушкино или мамино раздражение и язвительные замечания в адрес ребёнка.

Бывает и по-другому: начинающий ученик предоставлен сам себе при выполнении домашнего задания, он долго не может сосредоточиться, ему трудно сориентироваться в задании, определить, с чего начать. Он или смотрит в окно или начинает играть. А время идёт... Потом приходят взрослые и... Я думаю, можно не продолжать.

И в первом, и во втором случае нерационально используются силы и время ребёнка. Он устает, а его нервная система еще больше истощается, он не успевает отдохнуть, погулять, расслабиться. Результат, к сожалению, будет неутешительным: переутомление скажется на снижении интереса к учению, вызовет плохие отметки и неудовольствие родителей.

В книге замечательного дефектолога А. О. Дробинской «Школьные трудности» указаны следующие санитарно-гигиенические нормы: в первом классе, начиная со второго полугодия, – не больше одного часа, во втором классе – до полутора часов, в третьем-четвертом классах – до двух часов.

Следует помнить, что перед началом работы ребёнку необходимо полноценно отдохнуть. Тогда его работоспособность будет выше, и ему потребуется меньше времени для работы.

Кроме того, для эффективной работы необходимы перерывы – работать без отдыха ребёнок может недолго. Так, непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 10 минут, письмо – 5 минут. После этого ему необходимо расслабление, переключение внимания, лучше всего физминутка, а также специальные упражнения для глаз, кистей и пальцев рук.

Через 40-45 минут после начала работы имеет смысл сделать большой перерыв – можно дать ребёнку возможность перекусить, поиграть с кошкой или собакой, повисеть на турнике. Только не стоит смотреть телевизор или играть в компьютер. Помните – должны отдохнуть глаза, и поработать и другие группы мышц.

С каких предметов следует начинать выполнение домашнего задания? Это определяется индивидуально. Однако в большинстве случаев начинать лучше с чтения. Оно включает ребёнка в работу, а зрительные образы слов подготавливают его к письму. После чтения и письма можно перейти к математике, оставив на «закуску» более легкие предметы. Но если ребёнок сам планирует выполнение своего домашнего задания, то не стоит ему мешать, дайте ему свободу. Обычно дети охотнее берутся за предметы, которые ими легче усваиваются или кажутся более интересными.

Внимательным родителям дома нетрудно организовать правильный ритм чередования нагрузки и отдыха: они знают своего ребёнка и чувствуют его состояние. А как быть учителю в классе, где 30 человек? По каким признакам он может понять, что ученики устали? Прежде всего, следует обращать внимание на осанку детей. Многие при утомлении часто «ложатся» на парту, «сползают» с неё, откровенно при этом зевая. Другим показателем утомления является снижение чувствительности учеников: для того, чтобы привлечь их внимание, учителю приходится чаще повышать голос.

Учитель может заметить у ребят и потерю интереса к выполняемому заданию, что связано со снижением продуктивности умственной деятельности, ухудшением концентрации внимания. Следует помнить, что в процессе обучения утомление неизбежно, об этом, кстати, надо обязательно сказать и родителям учеников. Нагрузка, которую мы даём детям, должна дозироваться таким образом, чтобы она могла полностью компенсироваться последующим отдыхом. Если же этого не происходит, то утомление ребёнка накапливается и переходит в хроническое переутомление. А этого быть не должно.

Режим дня ученика начальной школы необходимо тщательно планировать с учётом того, например, что ребёнок должен находиться на свежем воздухе не менее 2 часов ежедневно. Сочетание свежего воздуха, движения и положительных эмоций позволит ему зарядиться бодростью и энергией, и он обязательно с помощью учителя и родителей справится со школьными трудностями.

Смотрите также: Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания. Часть 1

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх