Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Почему нужно развивать мелкую моторику?

Почему нужно развивать мелкую моторикуУчёные доказали, что развитие мелкой моторики связано с развитием речи. То есть, чем больше ребёнок может делать руками, тем лучше он говорит. Именно поэтому педагоги акцентируют внимание родителей на развитии мелкой моторики рук будущих школьников. Упражнениями по развитию мелкой моторики можно развивать и корректировать речь ребёнка.

В каких сферах человеческой деятельности будет важен уровень развития мелкой моторики?

Развивая мелкую моторику рук ребёнка, мы создаём условия его успешной коммуникации, продуктивного взаимодействия во всех видах его деятельности (учебной, творческой и т.д.).

Далее, развитая моторика пригодится и в быту: от умения одеться или раздеться до умения что-либо приготовить, починить. Во взрослой жизни наши движения должны быть скоординированными.

Развитие мелкой моторики скажется на почерке, при выполнении всех письменных заданий, при составлении схем, чертежей, с которыми будет встречаться ваш ребёнок. Но было бы серьёзной ошибкой сводить проблемы мелкой моторики только к почерку. Что, к сожалению, замечаем во многих пособиях для подготовки к школе, когда акцент делается лишь на формировании графического навыка – умения проводить карандашом или ручкой по бумаге.

Нужно помнить о том, что мелкая моторика – это действия, движения рук в пространстве и на плоскости. Все письменные задания, чертежи, схемы – это движения на плоскости, но действия, например, по завязыванию шнурков, застегиванию пуговиц, – движения в пространстве – также развивают мелкую моторику рук, что скажется на улучшении почерка ребёнка.

В любой творческой деятельности важна мелкая моторика. Для многих в будущем творческая деятельность может стать делом всей жизни. Пианист, художник, скульптор – это люди, которые, как говорят, «руками создают свою профессию», у них «талант на кончиках пальцев». Развитая мелкая моторика позволит сформировать необходимые навыки в таких профессиях, как хирург, парикмахер, повар и т.п. Мы очень хорошо понимаем, какими скоординированными должны быть движения хирурга во время операции, какими точными они должны быть, какой должна быть концентрация и координация всех систем: нервной, зрительной, костной и мышечной.

И, наконец, развитая моторика – слаженность работы всех систем человеческого организма – создает условия для терапевтического, успокаивающего эффекта. Например, на некоторых людей такие виды деятельности, как вязание, вышивание, оказывают успокаивающее воздействие, для мужчин это может быть резьба по дереву или создание макетов архитектурных сооружений из спичек и т.п. Эта деятельность, которая не является профессиональной, позволяет скоординировать работу всех четырех систем головного мозга и тем самым решить задачи терапии, расслабления, успокоения. Сегодня все чаще используется арт-терапия, когда с помощью заданий по лепке, песочной терапии и т.д. маленький человек расслабляется физически и психически.

Упражнения для развития мелкой моторики.

Эффективнее всего для развития мелкой моторики именно обеих рук (на это мы обращаем ваше внимание!) оказываются игры с мелкими предметами: конструкторами, бусинами, пазлами и т.д. Начинать подобные занятия следует, когда ребёнок уже перестал тянуть мелкие предметы в рот, используя достаточно объёмные фигуры. И пусть вас не останавливают рассыпанные по всему полу элементы конструктора, бусины и т.д. – всё в конце концов собирается и приводится в порядок.

Моторику развивает и лепка из пластилина, глины, солёного теста. При этом задействованы обе руки, они работают в пространстве.

Плетение из бисера, макраме, гобеленов, вязание крючком, на спицах, вязание морских узлов – все эти виды деятельности развивают мелкую моторику рук ребёнка. Надо только определиться, какое занятие более всего ему по душе и в каком из них вы можете оказать необходимую помощь и поддержку. Не обращайте внимания на тех, кто говорит, что все эти виды деятельности уже несовременны. Наши задачи особые: сформировать у ребёнка умение координировать движения рук, пальцев, развивая тем самым его речь, почерк, что очень важно при его подготовке к школе и что, несомненно, принесёт успех в процессе обучения.

Хорошими помощниками станут бабушки-мастерицы и дедушки-умельцы, которые могут заняться с внуками вязанием, резьбой, разными народными промыслами. А вот компьютеры и планшеты не развивают мелкую моторику рук. Наоборот, современные технологии рассчитаны на управление сенсором «в одно касание», управляются эти приборы так называемым «перелистывающим движением». Поэтому, чтобы полноценно развивать своего ребёнка, отводите специальное время для ручного труда!

Развивает пальцы рук рисование карандашами, красками, развивают и все бытовые дела. Завязывание шнурков, застегивание пуговиц, обращение со столовыми предметами, любая помощь по дому тоже будет способствовать развитию мелкой моторики. Не бойтесь увидеть рассыпавшуюся муку или испорченный кусочек теста! Воспользуйтесь прекрасной возможностью не только развить своего ребёнка, но и приобщить его к семейным традициям.

Развивает моторику и массаж, в том числе массаж крупами. Мы помним, что детским ручкам нужны тренировки, но также им необходима возможность расслабиться. С помощью массажа можно успокоить мышцы рук, пальцев, привести их в тонус, чтобы создать необходимые условия для дальнейшего развития.

Уважаемые родители, выбирайте те способы развития мелкой моторики рук, те занятия, упражнения, которые будут интересны вашему ребёнку. И пусть вас не смущает, что мальчик может проявить интерес к вязанию, а девочка увлечься морскими узлами. Попробуйте десять разных занятий, о которых мы говорили, и вы узнаете о предпочтениях, интересах и возможностях вашего ребёнка.

Главное, что развитые руки сделают жизнь наших детей успешнее и, следовательно, лучше, а речь богаче.

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх