Наш новый сайт стал еще более удобным и ярким. Нажмите сюда и убедитесь в этом сами.



Как помочь младшим школьникам преодолеть медленное чтение

Как помочь младшим школьникам преодолеть медленное чтение

По последним данным почти 30% учащихся начальных классов обладают медленным темпом чтения. Медленное чтение затрудняет понимание детьми текстов, с которыми они работают: это и тексты задач на уроках математики, и тексты художественных произведений на уроках русского языка и литературного чтения и т.д. Соответственно, как следствие, у таких учащихся снижается эффективность учебной деятельности.

Для преодоления медленного темпа чтения мы рекомендуем следующие группы коррекционно-развивающих заданий.

1. ЗАДАНИЯ НА СИНТЕЗ ЗВУКО-БУКВЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.

  • «Сложи слова»
    Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая – на другой (например, пе-тух, сапо-ги). Слева кладут карточки с началом слов, а справа – с их вторыми половинками. Нужно сложить карточки так, чтобы получилось слово. В более сложных вариантах половинки слов перемешиваются, и ребёнок сам находит их начало и конец, иногда можно попросить подобрать похожие по написанию слова (например, моло-ко, моло-ток, моло-дец или бе-седа, бе-рег, бе-рёза).

  • «Сложи слог»
    Взрослый произносит отдельные звуки [д’], [а] и предлагает связать их в слог. Материалом для заданий могут быть открытые и закрытые слоги (са, ну; ап, ом; сас, лам), слоги со стечением согласных (ста, сто). В более сложном варианте можно называть по порядку отдельные звуки, из которых нужно сложить слово, например, [п], [а], [л], [к], [а].

  • «Почини слово»
    Предлагаем слово с пропущенным слогом. Ребёнок должен спрогнозировать на основе восприятия отдельных элементов слова недостающий слог.

  • «Словесные горки»
    Школьнику предлагается последовательно прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, то есть, каждое следующее слово длиннее предыдущего на одну букву. Первое (верхнее) слово состоит из двух букв, последнее (нижнее) – из 15-16 букв. Чем ниже ребёнок будет спускаться по «словесной горке», тем труднее ему будет читать. Постарайтесь мотивировать его стремление добраться до последней ступени.

  • «Восстанови слово»
    Детям выдаются карточки со словами, в которых буквы прописаны не полностью, место пропуска обозначено пунктиром: «Слова разрушились, надо их прочитать». Обязательно должна сохраняться однозначность прочтения слова. В более сложных вариантах степень разрушения букв в словах должна постепенно увеличиваться.

2. ЗАДАНИЯ НА УПРОЧЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ БУКВОЙ И ЗВУКОМ.

  • «Поиск заданной буквы»
    Ребёнок должен в течение 30 секунд найти в тексте заданную букву. Отыскав, он её подчеркивает или обводит кружком. Ошибки школьника (пропуск буквы, подчеркивание другой буквы) анализируются. Затем даётся аналогичное задание на отыскание другой буквы.

  • «Мягкие буквы»
    Ребёнку даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная).

3. ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА.

  • «Найди слова»
    Ученику дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, машина – малина, Маша – Миша, Тоня – Толя, стойка – стайка и др.

  • «Прочитай быстро»(для развития целостности и дифференцированности восприятия)
    Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами: близкий – ближний, дедушка – девушка, редкий – резкий, пуховый – пушной, соседний – соседский.

4. ЗАДАНИЯ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ВОСПРИЯТИЯ.

  • «Чтение строчек с прикрытой верхней половиной»
    Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, ребёнок, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, так как формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.

  • «Словесные столбики»
    Учитель/родитель быстро открывает и закрывает слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ребёнку даются карточки со словами из большего количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока школьник не научится читать слова, состоящие из десяти букв. Примеры слов: отец, поле (4); город, адрес (5); ворона, сирень (6); ботинки, корзина (7); карандаш, волейбол (8); смородина, крохотный (9); скворечник, количество (10).

  • «Мгновенное восприятие слов и словосочетаний»
    Для расширения «поля чтения» ребёнок должен мгновенно охватить глазами столько слов, сколько сможет за одно восприятие, и произнести их, не глядя в текст.

5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИИ.

  • «Произнеси быстро»
    Даётся предложение или строфа стихотворения и просят 10 раз подряд произнести её вслух – без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень чётко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.

  • «Произнеси гласные звуки»
    Ученикам нужно произнести гласные звуки, например [и-э], [и-о], [э-о], [э-у], [э-и], в различных темпах, повышая и понижая голос.

  • «Отчётливо произнесём»
    Дети должны отчётливо произнести согласные, которые часто слабо дифференцируются (ш-с, ж-с, р-л, с-з), и пары слов, различающиеся одним звуком (мыс – мышь, нож – нос, жарко – жалко и т.д.)

Эти коррекционно-развивающие упражнения рекомендуется проводить со всеми медленно читающими детьми. Однако особого внимания и тщательной отработки требуют те задания, которые школьниками выполняются с затруднениями.


По материалам статьи Натальи Локаловой «Как преодолеть медленное чтение у школьников», газета «Начальная школа, № 18, 1998 г.

«Сегодня “Просвещение” – это комплексная мультимедийная компания». Интервью Владимира Узуна и Михаила Кожевникова для журнала «Книжная индустрия»

Подробнее

Бесплатные электронные учебники - каждому ученику на 2016 год!

Министерство образования Московской области и Издательский дом «Первое сентября» при партнёрстве издательства «Просвещение» представляют: Электронные учебники – каждому ученику!

Подробнее

Издательству «Просвещение» — 85!

Подробнее

Новый УМК по отечественной истории

Представляем вашему вниманию новую линию УМК по истории России с 6 по 10 класс

Подробнее

«Академия Просвещения»

Приглашаем педагогов на курсы повышения квалификации!

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — новая образовательная реальность

Апробация электронных учебников. Записи уроков с использованием ЭУ. Вебинары с экспертами. Ответы на вопросы. Статьи. Нормативная документация

Подробнее

Наверх