Издательство 'Просвещение'

09.02.2016

Как научить школьника писать сочинение?

Родители и учителя часто задаются вопросом, как научить ребенка писать сочинение. Об этом, а также о том, как построить подготовку на основе пособий «Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи», их автор - учитель высшей категории ГБОУ ЦО № 57, методический редактор журнала «Русский язык» ИД «Первое сентября» Надежда Шапиро - рассказала на вебинаре издательства «Просвещение», который прошел 9 февраля.

Самая важная проблема при подготовке детей к написанию сочинения – понять, чему их необходимо для этого учить. «Есть точка зрения, которая мне кажется страшным заблуждением – она заключается в том, что надо учить детей содержанию сочинения, надо им рассказать, что они должны написать. Я не могу сказать, что совсем не бывает ситуаций, когда надо учить содержанию – иногда бывают такие сочинения по литературе, которые являются, в сущности, контрольными работами (например, если мы изучали композицию «Героя нашего времени»). В таком случае есть какой-то важный литературоведческий материал, который мы вместе проговорили, и который мы рассчитываем увидеть связно, обстоятельно изложенным в детском сочинении. Но мы сейчас говорим о сочинениях, в которых у детей должна быть возможность сформулировать свою точку зрения, свою мысль и выстроить текст так, чтобы он ее внятно, убедительно доказывал», - пояснила Надежда Шапиро.

Автор пособий поделилась, что, на ее взгляд, первое, чему необходимо учить детей, – это хорошо понимать чужой текст. Прежде чем сочинять свое, они должны быть уверены, что то, про что они будут сочинять, им понятно. Здесь важную роль играют учителя литературы, обсуждающие с детьми художественные произведения. В каждой рабочей тетради «Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи» для каждого класса все начинается с упражнений на понимание текста, и это не так просто, как может показаться.

Но самое главное начинается дальше. Что должен уметь человек, чтобы у него получился связный, толковый, внятный текст? Он должен уметь очень многое: строить предложения так, чтобы было понятно, что он сказал, и не было вопиющих речевых ошибок, он должен уметь составлять план и вырабатывать последовательность перехода от мысли к мысли, он должен уметь формулировать мысль, должен уметь эти мысли доказывать. И все это он должен проявить сразу, когда пишет сочинение.

Надежда Шапиро отметила, что рабочими тетрадями «Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи» следует пользоваться не так, как учебником, который мы читаем с первой до последней страницы, а лучше делать упражнения из разных разделов, равномерно распределяя их по учебному году, внедряя упражнения в существующий порядок урока. Большинство упражнений не требуют дополнительных часов – так, упражнения на понимание текста могут отнять 7-10 минут в начале урока.

СПРАВОЧНО:
Обучение с помощью пособий «Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5-9 классы» поможет учащимся подойти к экзаменационному рубежу с необходимыми навыками и умениями.

Пособие:

  • организует систематическую работу на протяжении пяти лет по развитию письменной речи учащихся;
  • обучает пониманию и самостоятельному построению текста, используя лучшие образцы детской классической и современной литературы;
  • предполагает планомерную, системную, поэтапную отработку навыков письменной речи;
  • осуществляет принцип от целого (понимание текста) к частному (анализу его построения);
  • осуществляет принцип от простого к сложному (от анализа ошибок – к восстановлению семантико-синтаксических связей и самостоятельному грамотному построению текста);
  • даёт возможность для формирования таких ключевых умений, как самостоятельное целеполагание, рефлексия, самоконтроль;
  • содержит материал заданий по изучаемым грамматическим, синтаксическим темам, стилистике;
  • предназначено для работы на уроке и дома;
  • соответствует требованиям федерального стандарта образования;
  • является универсальным и подходит для работы со всеми учебно-методическими комплексами.