Издательство 'Просвещение'

Как организовать адаптационный период ребёнка в школе

Важнейшим событием для каждого ребёнка и семьи становится его поступление в школу. Ученые-психологи определяют седьмой год жизни как кризисный, отличающийся от более стабильных периодов - дошкольного или младшего школьного. В таком случае, давайте подумаем, как помочь первокласснику лучше адаптироваться к условиям школы, как не причинить вреда его здоровью, как помочь сохранить в нем тот трепетный интерес ко всему новому, с которым он приходит в школу? К кому обращаться за помощью, если проблемы всё-таки проявились?

Прежде всего, попробуем ответить на вопрос, в каком возрасте ребёнок должен поступать в школу?

Педагоги и школьные психологи пришли к неутешительному выводу, что всё большее количество первоклассников к началу обучения не достигают уровня школьной зрелости. Дети не готовы к новым формам сотрудничества со взрослым. А результатами того, что учащийся не был готов к школе, становятся неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность. Таким детям приходится прилагать большие усилия для работы. Что нужно сделать, чтобы помочь таким детям?

Идеальным вариантом будет ваше обращение к квалифицированному психологу. Только у него вы можете получить информацию о том, в какой степени у вашего ребёнка сформированы те необходимые психофизиологические функции, на которые приходится наибольшая нагрузка в процессе обучения: умеет ли он управлять своим поведением, готов ли слушать и понимать обращенную к себе речь, способен ли он концентрировать внимание, умеет ли строить взаимоотношения со сверстниками и с учителями.

Консультация специалиста будет полезна тем родителям, которые увидели сложности своего ребёнка уже через несколько недель после начала занятий в школе. Специалист поможет вам определить зоны детских трудностей, предложит варианты создания необходимых для успешного обучения условий.

Переход от дошкольного детства к школьному - это сложный процесс. Главное, мы должны понимать, что успехи детей зависят от их общего развития - развития их ума, воли, чувств, нравственных представлений, от того, насколько активно они готовы открывать для себя новое, как долго они могут «находиться» в задании, данном учителем, внимательны ли они.

Первоклассники должны обладать развитой речевой, слухоречевой и зрительной памятью и достаточно высоким темпом деятельности.

Кроме того, родители должны помнить, что многие школьные трудности ребёнка связаны с состоянием его здоровья. В этом случае также полезной будет консультация детского врача.

Очень важно, что к школе должны быть готовы не только дети, но и их родители. Ребёнок не должен чувствовать слишком высокий уровень наших родительских требований. Наоборот, он должен быть уверен в том, что, при решении школьных проблем, он не окажется в одиночестве, что в любой ситуации первоклассник может получить нашу помощь и поддержку.

Как много нового врывается в жизнь ребёнка одномоментно - новый коллектив, новые занятия, новые обязанности и, что вызывает особые трудности, интеллектуальные, психологические, физические нагрузки.

И, наконец, если вы подготовились сами и подготовили вашего ребёнка к этому важнейшему старту нового этапа его развития, в добрый путь!

Смотрите также: Как организовать адаптационный период ребёнка в школе. Часть 2