Издательство 'Просвещение'



Письмо без ошибок! Как формировать орфографическую зоркость у ребёнка

Иногда большое количество ошибок, которые делает ребёнок при письме, взрослые объясняют отсутствием так называемой природной грамотности, когда школьнику достаточно только увидеть слово или один раз написать, чтобы никогда не допускать в нём ошибок. Такие случаи встречаются, но, к сожалению, не так часто.

Важнейшим условием обучения правописанию является осознание самим ребёнком совершаемых им действий в момент письма. Больше того, многие дети, знающие правила, но применяющие их неосознанно, допускают огромное количество ошибок.

Давайте вспомним, что орфограмма - это написание, которое невозможно установить на слух. В таком случае орфографическая зоркость демонстрирует способность ребёнка обнаруживать те места в слове, где букву невозможно определить звучанием. В умении обнаружить подобные звуки в словах и состоит орфографическая зоркость.

Что можно рекомендовать родителям, которые хотели бы помочь своим детям в овладении этим очень важным умением, при этом не дублируя работу учителя?

Обязательно заниматься со своими детьми последовательным выделением звуков в словах способом протяжного произнесения звука в целом слове (м-м-м-ир; ми-и-и-р, мир-р-р). Ребёнка при этом лучше не торопить, не выполнять действия за него. Если ребёнок допустил ошибку, в этом случае взрослый произносит слово с «ошибочным» звуком, например, [мыр]. Обязательно следует спросить ребёнка: «Это слово ты разбирал по звукам?»

Хорошо, если вы продолжите отрабатывать это умение в играх со словами, например, в таких, как «Найди в словах одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди в комнате (на рисунке и т.д.) предметы с заданным звуком» и т.д.

Только после того, как вы закрепите это умение, следует вводить слова, звучание и написание которых различаются. Осуществляем звуковой разбор этих слов, как это было обозначено выше, и сравниваем произношение слова с тем, как оно написано на карточке (в книге и т.д.). Поддержку и помощь при этом нам оказывают «слова-помощники», которые подбираем вместе с ребёнком или он делает это самостоятельно, но обязательно, комментируя каждое свое действие. И, конечно, продолжаем играть: взрослый произносит слова, а ребёнок должен «просигналить» (хлопнуть, топнуть, показать красный сигнал и т.д.), если услышит звук, которому «при письме нельзя доверять».

Можно предложить ребёнку поискать орфограммы в тексте, подчеркнуть их или выделить любым удобным способом (возможно, используя знакомые ему обозначения, какие были приняты в классе). Взрослому нужно приготовить трафарет-ключ ответов (прозрачный пластик-пакет с выделенными (например, овалом) словами с заданной орфограммой). Ребёнок имеет возможность проверить себя при наложении ключа на текст. По окончании работы ребёнку необходимо прокомментировать все действия, особенно ошибочные и коррекционные. Это чрезвычайно важно, так как комментирование выполненных действий позволяет нам развивать в ребёнке высокий уровень самоконтроля.