Главная страница / Публикации / Журнал «Вестник образования» №4 Февраль 2010

Журнал «Вестник образования» №4 Февраль 2010

«Построение умной экономики нужно начинать со школы»

О том, зачем изучать инновации в школах и на каких уроках формировать у детей инновационное мышление, в интервью «Вестнику образования» рассказывают заместитель министра образования и науки Российской Федерации Исаак Калина, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков и автор учебного пособия «Живая инновация. Мышление ХХI века» Сергей Лесков.

– В последние годы слово «инновация» стало одним из самых популярных терминов и у руководителей страны, и у учёных, и у бизнесменов. Что за ним скрывается? Почему так много говорят о важности инноваций для современной России?

Сергей Лесков:
– Инновация – это экономический термин, означающий изобретение или научную идею, которые предполагают создание некоего конечного продукта, дающего прибыль. Инноватор – тот, кто желает получить прибыль, принося при этом экономическую пользу не только себе, но и государству. Именно таких людей не хватает нашей стране. У нас огромное количество изобретателей, не знающих, что делать со своими изобретениями, у нас столь же много талантливых учёных, при этом наука, как правило, оторвана от промышленности, от реальной экономики.

К сожалению, смысл термина «инновация» остаётся загадкой даже для многих из тех, кто его часто употребляет. Произнося слово «инновации», люди нередко имеют в виду изобретательство или научные открытия. Например, Иван Кулибин был изобретателем, а Евгений Завойский – величайшим физиком-первооткрывателем, но они не были инноваторами. Выстроить цепочку превращения изобретений и научных идей в инновации – значит на самом деле провести масштабную социальную революцию. Это безумно сложно. Собственно говоря, к этому и призывают при каждом удобном случае и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев, именно болью за сложности на этом пути проникнуто прошлогоднее Послание Президента России Федеральному собранию.

Чтобы участвовать в построении инновационной экономики, закладывая школьникам первые представления об инновациях, пытаться привить им инновационный образ и стиль мышления, учителям надо предельно чётко понимать, что такое инновация. В противном случае непонятна цель, к которой идёшь.

Исаак Калина:
– У инноваций в технологиях есть важная особенность: они расширяют традиции в ценностях, становятся необходимым условием поддержания и расширения хороших, важных для общества и для каждого человека традиций.
У Владимира Маяковского в поэме «Во весь голос» есть замечательная фраза: «И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо». В одной этой фразе удивительно ёмко сконцентрировано отношение и к материальному, и к духовному. Наверное, свежевымытая сорочка является одновременно материальной и духовной ценностью. Но когда Маяковский писал эти строки, свежевымытая сорочка, к сожалению, была ценностной традицией в лучшем случае для 5% жителей тогдашней России – ведь в те годы стирали вручную. Но если мы хотим, чтобы свежевымытая сорочка стала ценностной традицией для всех, приходится переходить на самые инновационные технологии. Без современных стиральных машин невозможно поддержать эту традицию.

– Есть ли очевидные и понятные школьникам примеры, подтверждающие, что Россия встаёт на иннова-ционный путь развития?

Сергей Лесков:
– Часто приходится слышать, что в нашей стране никогда не получалось и не получается делать инновации. Это не так. Я могу привести немало примеров, когда в России были реализованы полные инновационные цепочки. Например, нигде в мире нет обогатительных урановых циклов, но они построены в СССР и работают в современной России. Идея Владимира Путина о создании международного центра по обогащению урана, которая, очевидно, будет реализована, это подтверждает.

Есть и не столь оптимистичные примеры, о которых дети тоже должны знать. Так называемый парогазовый цикл – самую эффективную энергосберегающую технологию, созданную российским академиком Христиановичем, – удалось реализовать только на Западе. Только сейчас парогазовые установки стали строить в нашей стране, и занимается этим Анатолий Чубайс. Как бы к нему ни относилось население, обиженное в годы приватизации, именно он является сегодня главным инноватором в России, и в корпорации РОСНАНО, которую он возглавляет, реально применяются инновационные схемы.

– В рамках какого предмета школьники могут изучать тему инноваций?

Исаак Калина:
– Ни для кого не секрет, что содержание школьного образования давно разделилось на «предметные квартиры», и эта тенденция усиливается в последние десятилетия. Зачастую автор учебника, скажем, по физике не очень хорошо себе представляет, что написано в учебнике по математике для того же класса. Да и учителя смежных дисциплин – истории и литературы, химии и биологии и пр. – далеко не всегда имеют возможность состыковать содержание материала. В результате даже при очень хорошем содержании образования и очень хорошем изучении материала в школах всё равно не формируется системное, целостное восприятие мира, не формируется системное мышление. Поэтому обсуждается необходимость курса, который интегрировал бы то, что ребята изучают в разных предметах.
Эти дискуссии продолжаются, по-моему, столько времени, сколько я работаю в образовании. Книга «Живая инновация» даёт возможность интегрировать лучшее, самое интересное из разных предметов, которые дети изучают в школе. Её содержание трудно отнести к физике, математике или другому предмету, но благодаря такому интегрирующему курсу школьного образования, я надеюсь, в будущем появится возможность сформировать у наших ребят инновационное, целостное, системное восприятие мира и соответствующее мышление.

Такой подход характерен для стандартов нового поколения. В стандарте для начальной школы, который недавно был принят, сделана попытка перейти от некоего дискретного изучения конкретных дисциплин, дающего «разорванные» знания по разным предметам, к системному, во многом даже метапредметному обучению.

Александр Кондаков:
– Предполагается, что книга «Живая инновация» будет использоваться либо в качестве основы для элективного курса, либо как дополнительное пособие при изучении курса физики, математики, химии, мотивирующее ученика на инновационную деятельность. Ещё один вариант – использование книги во второй половине дня в различных видах внеурочной деятельности.

Мы часто говорим, что дети должны уделять больше внимания спорту, что они не должны попадать под влияние улицы, что они должны заниматься теми видами деятельности, которые способствуют их развитию. К сожалению, за постсоветский период мы забыли о той внеурочной работе во второй половине дня, которая на самом деле приводила огромное количество детей в кружки, связанные с техникой, моделированием, наукой.

В стандарте общего образования второго поколения предусмотрены занятия во второй половине дня – внеурочная, внешкольная деятельность, которая должна оплачиваться и иметь соответствующую материально-техническую базу. Так что инновационная деятельность школьников поощряется теми возможностями, которые предоставляет новый стандарт школьного образования.

– Будут ли рекомендации от Минобрнауки России по использованию в школах книги «Живая инновация»?

Александр Кондаков:
– Книга «Живая инновация» не учебник, а учебное пособие, поскольку предмет, специально посвящённый изучению инноваций, не входит в структуру базисного учебного плана. В соответствии с действующим законодательством учебное пособие в отличие от учебника не может иметь гриф «Допущено» или «Рекомендовано» Минобрнауки России. При этом школы могут использовать книгу, поскольку она выпущена издательством «Просвещение», входящим в список издательств, которым разрешён выпуск учебных пособий.
Мы обратились в региональные органы управления образованием с предложением провести апробацию новой книги. Например, в одном из субъектов Федерации, заинтересовавшихся книгой, – Республике Татарстан, к апробации книги были подключены самые разные школы. Мы, как обычно, просим подключить к апробации и слабые и сильные школы, и сельские и городские, и лицеи и гимназии. Мы получили достаточно хорошие результаты, провели в Казани семинар с участием учителей, работающих с новой книгой. В первой половине 2010 года будут проведены семинары ещё в нескольких субъектах Федерации, чтобы охватить все федеральные округа, прежде чем книга будет использоваться в школах в более широком масштабе.

Исаак Калина:
– Мы очень надеемся, что школы обязательно потребуют от нас включить изучение проблематики, связанной с инновациями, в образовательные программы. От некоторых регионов, в том числе от Республики Татарстан, такие предложения уже поступили.

– Не окажется ли материал, связанный с изучением инноваций, слишком сложным для детей, в частности для тех, кого называют троечниками?

Александр Кондаков:
– У Эйнштейна в школе была тройка по физике, Билла Гейтса выгнали со второго курса колледжа, но это непомешало им превратиться в талантливейших людей, которые во многом определяют развитие человечества в целом. В кружки технического творчества, популярные в советские времена, ходили не только отличники.

На мой взгляд, книга «Живая инновация» адресована самым разный детям, и ничего сложного в ней нет. Для издательства «Просвещение» Сергей Лесков как автор оказался открытием, потому что, к сожалению, в последнее время очень сложно найти людей, способных интересно и популярно говорить о сложном. Мы надеемся, что эта линейка книг будет продолжена. От учителей уже поступают просьбы о том, чтобы аналогичные книги были написаны не только для одиннадцатиклассников. Это позволит в более раннем возрасте мотивировать детей к познанию, творчеству, инновациям. Именно в этом залог успешности нашего государства, для которого инновационное развитие является единственным выходом.

– Почему именно сейчас было решено предложить школам изучать темы, связанные с инновациями?

Сергей Лесков:
– Это логическое продолжение той политики, которая проводится в стране. Мы говорим об экономике знаний,
о построении инновационной экономики. В последнем своём Послании Дмитрий Медведев предложил ещё один сино-
ним – «умная экономика». В любом случае речь идёт о некоем векторе развития страны, который направлен от сырьевой экономики на экономику высоких технологий.

Построение умной, инновационной экономики, конечно, необходимо начинать со школьников. В школах да и, пожалуй, в вузах практически нет дисциплин, которые были бы направлены на воспитание качеств, необходимых человеку в такой экономике. Пособие «Живая инновация» – первая попытка изменить ситуацию. Мне трудно прогнозировать, окажется ли она удачной. Судить об этом могут только учителя, ученики и их родители.

Александр Кондаков:
– Книга «Живая инновация» фактически даёт ответ на вопрос, что должна сделать система образования для реализации глобальной задачи социокультурной модернизации нашей страны. Когда мы говорим, что Россия должна перейти от догоняющей модели развития к опережающей, это касается и самой системы образования. Поэтому, разрабатывая стандарт общего образования второго поколения, мы исходили из того, что творческий потенциал человека является ведущим фактором социально-экономического роста. Детям, которые учатся в школе сегодня, предстоит работать в экономике эффективного применения знаний в высокотехнологичных отраслях.

– Считается, что учительское сообщество весьма консервативно. Как совместить это качество с необходимостью формировать у детей инновационное мышление?

Сергей Лесков:
– Очевидно, задача современного учителя в том и состоит, чтобы сочетать традиционные для педагога осторожность и консерватизм с парадоксальностью мышления, которую надо каким-то образом трансформировать на ученика.

Рассказывать детям об инновациях будет гораздо проще учителям в тех регионах, где создаётся конкурентная среда, где есть объективные условия, чтобы сегодняшние школьники в скором времени могли получить реальные возможности для реализации своих идей. Чтобы инновациям был дан зелёный свет, чтобы они развивались, необходимы мелкие фирмы, которые и рождают инновационный сервис. В России же так исторически сложилось, что научные открытия появляются в крупных КБ и научных институтах, которые, судя по мировой практике, не слишком для этого приспособлены. Сегодня есть регионы, где активно развивается мелкий и средний бизнес, где не первый год работают технопарки, и, я уверен, эти процессы с каждым годом будут идти активнее.

Исаак Калина:
– Когда-то до старших классов школы доходило далеко не 100% возрастной когорты, и очень немногие выпускники школ становились студентами вузов. Поэтому обучать можно было с помощью традиционных технологий, которые были ориентированы на освоение материала теми, кому это по силам. А кому не по силам, ограничивались получением основного общего образования. Сегодня общее среднее образование является обязательным, в старшие классы приходят все, и, чтобы успешно обучать каждого ребёнка вне зависимости от его способностей, нужны новые, можно сказать, инновационные технологии в образовании. К счастью, они появ-ляются.

Я окончил педвуз в 1972 году и долгое время работал учителем. А в последующие годы, приходя на уроки к своим коллегам, очень расстраивался, потому что видел: такой урок мог бы провести и я. То есть технологии, работавшие в 1970-е годы, работали и в 1990-х годах, и в начале 2000-х. И лишь года три назад я с большой радостью начал замечать, что попадаю на уроки, которые я, учитель 1970-х, провести уже не могу. Наступила пора, когда появились молодые и не очень молодые по возрасту, но молодые душой учителя, которые достаточно уверенно перешли на следующий этап педагогической квалификации, оставив меня как учителя в прошлом. В этой ситуации не стоит так уж однозначно говорить о консерватизме учительского сообщества. Наверно, это и есть лучший результат инноваций в образовании за последние годы.

Беседовал Борис Старцев


        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric