Главная страница / В помощь учителю / Религиозные истины

Религиозные истины

Большинство религий основываются на исповедании духовного, совершенного, разумного Бога, являющегося творцом всего существующего, в том числе человека, и всегда присутствующего в мире. Религия учит, что Бог есть неизменный идеал добра, истины и красоты. Он есть цель духовных устремлений человека. Следующей важнейшей истиной религии, прямо вытекающей из признания бытия Бога, является убеждение в том, что человек не только способен к общению с Богом, к совершенной и вечной жизни, но и вступает с Богом в личностные отношения посредством этого общения. И ещё одна религиозная истина — постулат о совершенной, вечной жизни.

Что означает слово «Бог» в русском языке и в других языках славянского происхождения? Слово «Бог» родственно санскритскому bhaga, что значит «одаряющий, наделяющий», в свою очередь происходящему от bhagas — «достояние», «счастье». Слово «богатство» тоже родственно слову «Бог». В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, однако, не остаются внутри Божества, но изливаются на мир, на людей, на всё живое. Бог, согласно религии, одаряет, наделяет нас Своей полнотой, Своим богатством.

Существенный элемент любой религии — это откровение. Верующие убеждены в возможности и необходимости для человека Божественного откровения. И хотя учение об откровении в разных религиях имеет свои особенности, сама вера в откровение всегда сохраняется. Христианство, ислам и иудаизм целиком и полностью базируются на откровении. Ему они обязаны своим возникновением. Религиозные учения обычно выделяют два вида откровения. Первое — это так называемое естественное откровение. Оно представляет собой такое понимание Бога, которое получает человек на основании изучения и познания самого себя и окружающего мира. Многие мыслители древности, искавшие истину и смысл человеческой жизни, размышлявшие о начале и причинах мироздания, приходили к твёрдому убеждению в существовании единого Бога. К этой мысли подошли, например, древнегреческие философы Гераклит, Сократ, Ксенофонт.

Однако под словом «откровение» в религии понимается главным образом сверхъестественное откровение, т. е. особое действие Бога, дающее людям истинное знание о Нём. Носителями или проводниками такого откровения выступают особо избранные люди — пророки, возвещающие основные истины, исповедание и исполнение которых необходимо для верующих. Именно откровение даёт людям знание о Боге. Согласно религиозному взгляду на мир, особенность откровения заключается в том, что его основополагающие истины являются не следствием человеческих наблюдений или философских умозаключений, а прямым словом Самого Бога.

Переданное через пророков откровение обычно записывается в специальных священных книгах, называемых Священным Писанием (в христианстве это Библия, в исламе — Коран, в иудаизме — Тора и т. д.). Это очень древние книги, написанные много веков назад. В этих книгах можно найти много сведений о жизни людей в те времена, об их культуре и знаниях, особенностях их взгляда на мир. Священные книги доносят до нас основные истины религии на том языке, которым пользовались люди много веков назад. Поэтому сегодня сложно понимать эти книги. В них почти нет отвлечённых понятий и терминов, которые играют важную роль в современном языке.

Когда надо было обозначить какой-то промежуток времени, не говорили «эпоха» или «период» — говорили «час», «день», «год» или «век»; когда надо было сказать о материальном и духовном мире, не говорили «материя» и «духовная реальность», но — «земля» и «небо». Во многих религиозных текстах о Боге говорится как о человекоподобном существе, имеющем лицо, глаза, уши, руки, плечи, крылья, ноги, дыхание. Говорится, что Бог поворачивается или отворачивается, вспоминает или забывает, гневается или успокаивается, удивляется, скорбит, ненавидит, ходит, слышит. Через эти образы и изображения передавалось видение Бога как живого существа, неописуемого и недоступного для ума человека.

Другим важным элементом любой религии является вера, т. е. уверенность в том, что не дано видеть и познавать непосредственно. Вера предполагает личное участие человека, его свободное соглашение с предметом веры, который не очевиден. Человек может согласиться или не согласиться с религиозными утверждениями. Религиозная вера обязательно предполагает свободное согласие, свободное самоопределение человека. Однако вера не исключает разума, не исключает знания. Напротив, верующий человек должен хорошо знать истины своей веры. Ведь верят не во что-то вообще, вера имеет свой предмет. Верующий может знать всё то, с чем знакомы люди, несогласные с его верой. В этом смысле религия не противоречит разуму.