Главная страница / В помощь учителю / Человек — существо духовное

Человек — существо духовное

Религиозное мировоззрение связано с учением о том, что человек принципиально отличается от всех других видов и форм жизни. Он является венцом творения, вершиной творческого процесса Бога. Бог сотворил человека «из праха земного», т. е. из материи. Человек есть, таким образом, плоть от плоти земли, из которой он вылеплен «руками Божьими». Но Творец также «вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою». Будучи земным, человек получает некое «божественное начало», поэтому отличается от всех прочих живых существ: он занимает высшее положение в этой иерархии.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их… И стало так. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».
Библия. Книга Бытия. 1:26—31.

Таким образом, человек есть не просто биологическое существо, но и духовное, обладающее не только телом, но и душой, носительницей ума, воли, свободы.

Во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном, посмертном существовании человека, его души. В религиозном откровении мы находим учение о вечной жизни человека. Благодаря этому учению земная жизнь и деятельность человека в религиозном контексте приобретает особенно ответственный характер и полноценный смысл. Цель земной жизни человека, по религиозному учению, состоит в подготовке к вечности. Эта подготовка требует большого напряжения, особых усилий и даже страданий. Каждому человеку как для земной, так и для будущей вечной жизни необходимы труд, упорство и терпение, воспитывающие его дух и дающие ему возможность реализовать себя в вечности.

Религия утверждает различие добра и зла — это важнейшие нравственные категории, обозначающие предельные свойства бытия. Добро — это всё должное, положительное, гармоничное, а зло — это всё предосудительное, отрицательное, дисгармоничное. Составной частью религиозного мировоззрения является представление о совести как наиболее очевидном проявлении нравственного закона в человеке. Нравственное чувство — это то, что внутренне присуще человеку, записано в его сердце. Великий немецкий философ И. Кант писал, что его «больше всего поражает нравственный закон, имеющийся внутри человека».

Вопрос духовной жизни является основным для религии, именно состояние духа находится в центре внимания религиозной деятельности. От состояния духа человека зависят отношение к людям, окружающему миру, чувства, желания, переживания и т. д. Здравое духовное состояние является целью религиозной практики. Достигается это путём самодисциплины и очищения от пороков и страстей. Таким образом, духовность в религиозном смысле отличается от светского понимания этой категории, в котором она связывается прежде всего с обладанием культурным багажом и моральными нормами (об этом читайте в последнем разделе книги).