Главная страница / В помощь учителю / Правовые основы и опыт религиоведческого, культурологического и религиозного образования в общеобразовательных учреждениях

Правовые основы и опыт религиоведческого, культурологического и религиозного образования в общеобразовательных учреждениях

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом (статья 14 Конституции Российской Федерации) Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», а также Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливают, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В таких учреждениях, а также органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Законодательством Российской Федерации определён социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны и способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию. Поэтому интеграция обучающихся в национальную и мировую культуру — одна из важнейших задач системы образования. В ходе осуществляемой работы по обновлению федеральных государственных образовательных стандартов, отвечающих названным приоритетам, воспитательное пространство образовательного учреждения рассматривается как форма жизнедеятельности, которая выводит обучающихся в мир культуры, расширяет возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития, самореализации, самоопределения. Удовлетворение мировоззренческих потребностей граждан Российской Федерации, формирование духовно-нравственной личности реализуются посредством преподавания в общеобразовательных учреждениях в том числе и знаний по истории и культуре религий — разнообразных предметов, спецкурсов, факультативов религиоведческого, культурологического характера.

Среди других документов, определяющих государственное значение преподавания знаний по религиозной культуре и истории религии России, необходимо отметить Концепцию национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г. № 201). Национальная образовательная политика Российской Федерации направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультур-ного развития юных граждан Российской Федерации и преследует триединую цель: создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России; содействие средствами образования политике государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию; создание необходимых условий, обеспечивающих формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.

В настоящее время в регионах Российской Федерации разработаны и реализуются программы разнообразных предметов, спецкурсов, факультативных и элективных курсов («История и культура мировых религий» — Москва; «Духовное краеведение Подмосковья» — Московская область; «История православной культуры земли Смоленской» — Смоленская область; «Православие и казачество» — Ростовская область; «Развитие русской культуры на основе православных знаний» — Брянская область; «История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесской Республики» — Карачаево-Черкесская Республика; «Основы духовно-нравственной культуры» — Тюменская область; «Культура народов Республики Саха (Якутия)» — Республика Саха (Якутия); «Моя Бурятия» — Республика Бурятия; «Урал. Человек. Истоки» — Свердловская область; «Основы православной культуры» и «Основы мусульманской культуры» — 2 последовательно изучаемых предмета в Республике Мордовия и др.). В Чеченской и Ингушской Республиках преподавание курса по истории мировых религий является составной частью системной политики, направленной на создание более благоприятных условий для межкультурного и межконфессионального диалога. Всего в субъектах Российской Федерации изучается 97 различных предметов, в той или иной степени включающих вопросы истории и культуры религий.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования в рамках обязательных предметов («История Отечества», «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «История» — начальная школа; «Литература», «Обществозна-ние» — основное общее образование) предусмотрено изучение истории и культуры религии, в первую очередь христианства (православия), а также религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Кроме того, исторические и культурные основы мировых религий могут преподаваться в форме факультативных занятий, элективных или специальных курсов, а также в различных формах внеурочной деятельности. Используемые в настоящее время учебники по истории, литературе, обществознанию содержат значительный объём материала по духовной культуре, быту, традициям народов России и мира.

Знакомство обучающихся с историей и культурой религий народов России не может и не должно замыкаться в рамках классно-урочной формы. Огромные возможности в этом направлении предоставляет система дополнительного образования детей через реализацию авторских образовательных программ в области культуры, этики, морали, духовно-нравственного воспитания. Во многих регионах России для реализации таких программ созданы специальные центры.

Помимо реализации религиоведческих или культурологических предметов, факультативных, элективных курсов и программ дополнительного образования детей, в Российской Федерации законодательно закреплено (Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», статья 5) право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (под обучением религии понимается преподавание основ вероучения). В соответствии с этим был утверждён приказ Минобразования России от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 2003 г. № 4955).

В соответствии с данным приказом администрациям государственных и муниципальных образовательных учреждений при предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ необходимо учитывать следующее: обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей), при этом просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения.

Предоставление религиозным организациям возможности обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях осуществляется по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления. Используемые в процессе обучения религии литература и учебно-методические пособия, включая аудио- и видеоматериалы, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.

Содержание обучения религии, его формы и методы определяются религиозными группами самостоятельно, но не могут противоречить нормам Конституции Российской Федерации, федерального законодательства в сфере образования, Всеобщей декларации прав человека, статья 18 которой определяет право каждого человека на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

В 35 из 67 субъектов Российской Федерации, представивших информацию в 2008/09 учебном году, имеются договорные отношения с религиозными организациями, в некоторых случаях включающие договорённости о предоставлении помещений государственных и муниципальных образовательных учреждений для религиозного обучения. При этом подавляющая часть договоров заключена с православными организациями, в единичных случаях — с организациями других традиционных религий (ислам и иудаизм). Всего 90 школ (из них 39 в Центральном федеральном округе и 46 в Приволжском федеральном округе) имеют договорные отношения на использование помещений образовательных учреждений для обучения детей религии вне рамок образовательных программ. Количество обучающихся — 2521 человек.

Важно учитывать, что международные правовые нормы устанавливают, что «государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям»   (Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования, Протокол № 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод).

Статьёй 26 Всеобщей декларации прав человека установлено: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами…»
В Декларации ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений установлено право «вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели» (статья 6). В данном международном документе особо указывается, что «права и свободы, провозглашённые в настоящей Декларации, предоставляются в национальном законодательстве таким образом, чтобы каждый человек мог пользоваться такими правами и свободами на практике» (статья 7).

В образовательной практике многих стран Европы осуществляется приобщение школьников к духовным и культурным ценностям мировых религий, религия присутствует в государственной школе, и право граждан на религиозное образование конституционно закреплено. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре религий в образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей культуры, а также убеждениями, принятыми в семье.

В то же время во многих европейских странах в настоящее время идёт пересмотр «одноконфессиональных образовательных программ» в связи с решениями Европейского суда по правам человека от 29 июня 2007 г. и от 9 октября 2007 г., рассмотревшего дела о ведении уроков «христианского образования, религии и образа жизни» в общеобразовательных школах Норвегии (Норвежская евангелическо-лютеранская церковь, имеющая статус государственной, находится в ведении Министерства просвещения, науки и религии), а также о порядке преподавания «религиозной культуры и этики» в общеобразовательных школах Турции и признавшего это преподавание не соответствующим критериям объективности и плюрализма.
Российская Федерация выступает с поддержкой предложений о приобщении обучающихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим основным принципам государственной политики в области образования и общим  целям  воспитания  детей.  Законом  Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (пункт 4 статьи 14).

Изучение религиоведческих и культурологических дисциплин в системе образования Российской Федерации призвано формировать у обучающихся представление о религии как о социокультурном феномене, важной составляющей мировой культуры, являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, служить профилактике религиозного и межнационального экстремизма, фанатизма, ксенофобии, способствовать осознанному и свободному выбору мировоззрения.