Главная страница / В помощь учителю / Классификация религий

Классификация религий

Религиозное сознание, представление о «божественном», как уже отмечалось выше, присуще человеческому сознанию. Однако формируется и формулируется оно не только на основании внутреннего чувства и индивидуального опыта человека, а в значительной степени и на основании той историко-культурной, языковой, общественной и собственно религиозной среды, в которой происходит духовное формирование личности. Сочетание этих факторов в любой момент человеческой истории бесконечно велико, и соответственно богат спектр религиозных форм, традиций, школ и вероучений. Попытка их систематического описания и классификации сталкивается с определёнными трудностями и не может считаться исчерпывающей.
При сопоставлении религиозных верований существенным признаком является признание или непризнание тождества между божеством, с одной стороны, и миром и человеком — с другой.

Этот признак позволяет выделить следующие категории: пантеистические религии (историческими формами пантеизма считаются некоторые системы индийской (брахманизм, индуизм, веданта) и китайской (даосизм) философии) утверждают единство и тождественность божества и мира; теистические религии (например, христианство, ислам, иудаизм) признают независимое существование божества и тварного (т. е. сотворённого божеством) мира и человека.

Следующим признаком для различения религиозных верований служит признание или непризнание господства единого божества над миром и человеком, разделяющее верования на политеистические (индуизм, даосизм, синтоизм, а также языческие религии народов Севера, Африки, исповедующие существование множества богов) и монотеистические (единобожие). Примерами последних можно считать «аврамические» религии — иудаизм, христианство, ислам.

Вероучения, представляющие единобожие, различаются между собой главным образом отношением к личности Христа. Иудеи ожидают пришествия Его как идеального, посланного Богом царя и потомка Давида.

Христианство исповедует Иисуса Христа, родившегося две тысячи лет тому назад, распятого за грехи всего человечества, воскресшего на третий день и грядущего во втором Своём пришествии судить живых и мёртвых и установить Своё вечное царствие. Ислам же, связывает спасение верующего со следованием «пяти столпам», т. е. вероисповедальным, нравственным и ритуальным основам исламского учения.

В зависимости от следования древнейшим традиционным формам или нравственным установлениям и нормам иудаизм в современном мире представлен в своём ортодоксальном, традиционном и реформистском течениях.

Принципиальные различия течений внутри ислама прослеживаются по вопросам в основном правоприменения, а не догматики (вероучения), за исключением вопроса о свободе воли и, следовательно, личной ответственности: шииты возлагают её на человека в гораздо большей мере, чем сунниты, подчёркивающие в своём учении роль божественного предопределения.
Различные христианские традиции, отражая исторический опыт церкви, выделяют те или иные грани и аспекты христианского вероучения, богослужения или благочестия, которые в той или иной культурно-исторической среде оказывались наиболее актуальными и принципиально важными. В названиях, исповеданиях и богослужебной практике различных современных церковных объединений (баптисты, пятидесятники, православные, адвентисты и т. д.) этот исторический духовный опыт находит более или менее яркое выражение. Например, баптистская церковная традиция настаивает на необходимости крещения по личному исповеданию веры человеком в зрелом возрасте, в то время как православная и лютеранская традиции допускают крещение младенцев по вере родителей или духовных восприемников.

При этом решения вопроса об отношении члена современного российского общества к вере и к Богу, очевидно, не следует ждать ни от государственной власти, ни даже от властей и религиозных авторитетов, задача которых, вероятно, должна сводиться, с одной стороны, к предоставлению населению наиболее полной и непредвзято подобранной информации о различных вероучениях, а с другой — к обеспечению права и возможности каждой личности совершить этот выбор самостоятельно, ответственно и осведомлённо. Верующий человек в современном обществе ощущает на себе давление, происходящее, как правило, из бытующих в нём представлений о вере.