Главная страница / В помощь учителю / Христианство / Протестантизм / Пятидесятники

Пятидесятники

Основателем пятидесятничества считается Чарлз Фокс Пархам (1873—1929), священник методической церкви в США. Он руководил библейской школой, где в 1901 г. был зафиксирован факт «крещения Святым Духом» со «свидетельством говорения на языках». Ученик Пархама Вильям Дж. Сеймур, проповедовавший в Лос-Анджелесе, отождествил это переживание с излиянием Святого Духа на апостолов, учеников и пришедших поклониться Богу в Иерусалим  на  пятидесятый  день  Пасхи,   в  иудейский праздник Пятидесятницы, как это описано в книге «Деяния апостолов». Это и дало название движению.

Пятидесятники разделяют общехристианские представления о Святой Троице, об Иисусе Христе и бессмертии души. Основополагающим для пятидесятников является вера в Писание как Божье Слово, обращённое к людям и несущее весть о спасении верой в Иисуса Христа.

Особая роль в вероучении пятидесятников отводится действию в жизни всех христиан Святого Духа, третьей ипостаси Святой Троицы. Спецификой вероучения пятидесятников является утверждение, что сверхъестественные действия Духа Божьего (проявления даров Духа), описанные в книге «Деяния апостолов», не ограничиваются временем ранней церкви, но происходят и сегодня в христианских общинах. Кроме того, действия Святого Духа не ограничиваются только священнослужителями, а есть возможность схождения Святого Духа на каждого из членов церкви. Для созидания церкви и духовного роста Бог являет в жизни верующих исцеления, чудеса, пророчества, даёт особое знание и способности, в том числе говорить на незнакомых языках (Деян. 2:3—4, 10:46, 19:6, 1 Кор. 12:10, 28—30, 14:2—39).

На протяжении истории отношение к говорению на языках менялось. В начале оно имело первостепенное значение и считалось «вторым рождением свыше». Молитва на языках как в личном общении с Богом, так и на церковном собрании являлась центральным событием религиозной жизни. Однако в последние годы пятидесятничес-кая доктрина больше акцентирует говорение на языках как первоначальное, но не единственное свидетельство крещения Святым Духом. В практических вопросах христианской жизни и служения критерием наполненности Духом указываются не дары, а «плоды Духа» (Гал. 5:22— 23): «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Проповедь пятидесятников была привнесена и в Россию, сильную традицией богоискательства, которое было присуще таким раннеевангельским движениям, как стригольники, нестяжатели, старообрядцы — беспоповцы, духоборы, молокане и др. Согласно имеющимся историческим сведениям, первые поместные церкви христиан веры евангельской пятидесятников появились на территории России в начале XX в., хотя на основании данных «Всемирной христианской истории» описаны случаи существования в середине XIX в. ряда общин на Юге России, в Закавказье и в Сибири со всеми характерными признаками учения пятидесятников. В основном это были «сектанты»  из  Центральной  России,  сосланные  в  результате жёсткой государственной политики непрерывного преследования всех «неправославных». Несмотря на гонения, накануне Первой мировой войны миссионеры-пятидесятники А. М. Иванов и Н. И. Смородин образовали общину в Санкт-Петербурге (1913). Практически одновременно началось движение пятидесятников на Западе России (в Московской, Новгородской и Вятской губерниях), инициированное миссионерами П. А. Ильчуком и Т. С. Нагорным. Однако более распространённым и многочисленным направлением пятидесятников в СССР и России стал Союз христиан евангельской веры, основанный И. Е. Воронае-вым, принявшим веру в США и вернувшимся в начале 1920-х гг. в Одессу. Им был создан Одесский областной, затем Всеукраинский союз ХЕВ, а также предпринимались попытки к созданию ХЕВ в масштабе СССР в 1925 г. Уже к 1927 г. Союз ХЕВ насчитывал свыше 350 общин с более чем 17 тыс. прихожан.

В 1929 г. к пятидесятникам было применено новое законодательство о религиозных культах. Союз ХЕВ был лишён регистрации, и его официальная деятельность была запрещена. В 1930 г. епископ И. Е. Воронаев вместе с другими служителями Союза был репрессирован и принял мученическую смерть.

С 1945 по 1965 г. около 40 тыс. пятидесятников под нажимом советских властей присоединились к Союзу евангельских христиан-баптистов, но большая часть церквей пятидесятников продолжала действовать без регистрации и подвергалась жестоким гонениям, о чём подробно пишет А. Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ». Конец 1950-х и начало 1960-х гг. ознаменованы особенно жёстким преследованием верующих пятидесятников в СССР. В средствах массовой информации предпринимается попытка всячески очернить деятельность верующих пятидесятников, им приписывают самые чудовищные злодеяния. В это время многие священнослужители и рядовые члены церквей осуждены на длительные сроки.

Начиная с 1968 г. некоторые общины пятидесятников получают разрешение на государственную регистрацию, но большинство церквей пятидесятников находилось в положении «нерегистрированных» до начала 1990-х гг. И только после принятия 25 октября 1990 г. Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» «нерегистрированные» общины пятидесятников стали легализировать свою деятельность. В 1996 г. издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14.03.96 г. № 378, которым был «осуждён многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий». Все ранее осуждённые пятидесятники были реабилитированы. С 1990-х гг. в России действуют три дружественных пятидесятнических объединения: Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ), Российская церковь христиан веры евангельской (РЦХВЕ), Объединённая церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ). В их состав входят около 4 тыс. поместных общин по всей территории России.

Пятидесятники верят в священство всех верующих, под которым прежде всего подразумевается возможность каждого верующего иметь прямые отношения с Богом без посредничества. Служители трёх уровней (дьяконы, пресвитеры и епископы) несут ответственность за духовное руководство общинами и проводят богослужения. Места для богослужений обычно лишены религиозной атрибутики, часто помещения снимают в домах культуры и других общественных местах, если у общины нет собственного здания. Служители не имеют специальных облачений, обращаются к ним по имени («пастор Андрей») или по имени и отчеству. Традиционным является воскресное собрание верующих, включающее прославление Бога через пение, часто сопровождаемое музыкальной группой, проповедь и молитву. Во время проповеди прихожане сидят, во время прославления и молитв — встают. Основные религиозные праздники: Рождество, Пасха, Пятидесятница (Троица), некоторые общины осенью отмечают праздник собранного урожая — Жатву. Как правило, при каждой общине работают детские воскресные школы, обучающие основам христианской веры.

У пятидесятников есть опыт церковных общеобразовательных школ, где преподавание ведётся с позиции христианского мировоззрения и целью образования ставится «формирование в учащихся образа Христа». Как правило, эти школы небольшие и объединяют усилия служителей церкви, родителей и учащихся. Образование в церковных общеобразовательных школах нацелено прежде всего на духовно-нравственное становление личности учащихся, вокруг которого формируется вся остальная система знаний. Дети в соответствии с их способностями включаются в служение церкви и нацеливаются не на заучивание, а на применение полученных знаний на практике христианской общины.

Интересен опыт объединения детей в разновозрастные классы с использованием методики Коллективного Способа Обучения, в основу которого заложена нацеленность на личностное развитие ребёнка, развитие ценностей взаимоотношений в коллективе, как с учителями, так и между учащимися, развитие навыков самообразования. Каждый ребёнок осваивает предмет по индивидуальному плану, в соответствии со своей скоростью усвоения знаний, учитель помогает и контролирует этот процесс. Учащиеся работают в парах, объясняя друг другу материал и восполняя пробелы. При этом они не только осваивают конкретные предметные знания, но и учатся взаимодействовать с другими детьми, как с младшими, так и со старшими. Совместные занятия по изучению Библии развивают тесные взаимоотношения наставничества между учителями, служителями церкви и детьми.

В деятельности пятидесятнических церквей много внимания уделяется решению социальных проблем. При многих общинах открыты центры по реабилитации нарко-и алкогольно-зависимых, детские и социальные приюты. В церквях ведётся работа с родственниками зависимых по восстановлению отношений в семье. Церкви оказывают спонсорскую помощь, и многие члены церкви служат в данных центрах в качестве волонтёров. Детские центры в основном нацелены на работу с детьми из неблагополучных семей, помогая им в духовно-нравственном воспитании, а также оказывая необходимую материальную помощь. В последнее время активно развивается движение усыновления среди семей верующих.

Пятидесятники придерживаются традиционных христианских взглядов на семью. Они считают её Божьим установлением, заветом, который заключают мужчина и женщина перед Богом на всю жизнь. Разводы и повторные браки не приветствуются. Как правило, у пятидесятников многодетные семьи, детям прививаются высокие духовные и нравственные нормы, в семье читают и изучают Библию, учат любить Бога и людей в повседневной жизни.

У пятидесятников высокий стандарт святости — верующие призываются не только посещать богослужения, но и проявлять свою веру в повседневной жизни: в активной помощи нуждающимся, в трудолюбии, честности, трезвости, самоконтроле и других добродетелях.

Общая направленность на служение обществу в последнее время выразилась в стремлении пятидесятников открыто строить взаимоотношения с государством, что получило достаточно высокую оценку на высших уровнях власти. Председатель одного союза пятидесятнических церквей епископ Сергей Ряховский является членом Межрелигиозного Совета при Президенте РФ и членом Общественной Палаты РФ. Тенденции к активной общественной жизни и активная гражданская позиция верующих позволяют положительно оценить перспективы развития пятидесятнического движения в нашей стране.

Как религиозное движение пятидесятничество не является однородным. Оно объединяет ряд крупных и множество мелких течений, которые в своей деятельности основываются на учении о крещении Духом Святым со знамением «иных языков», признают духовные дары пророчества, исцеления больных и др.