Главная страница / В помощь учителю / Ислам

Ислам

История ислама

Ислам — это мировая религия, возникшая на Аравийском полуострове. Наряду с христианством и иудаизмом она относится к числу монотеистических религий, которые также называют авраамическими — по имени пророка Авраама (Ибрахима). Само слово «ислам» означает в арабском языке «мир», «покорность», «умиротворённость», «предание себя Богу». Это указывает на фундаментальную религиозную идею: верующий, называющий себя мусульманином, принимает обязательство быть покорным воле Аллаха — единого и единственного Бога, вечного и вездесущего Творца, обладающего всемогуществом и всезнанием. Вероучение ислама представляет собой наиболее завершённую форму единобожия, ставя во главу угла бескомпромиссный монотеизм и строгое следование обязательной религиозной практике.

История ислама началась в 610 г. с проповеди Мухаммада, обращённой к небольшой группе соплеменников в Мекке, а затем эта религия очень быстро распространилась на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Андалусии, Иране, на Кавказе, в Средней Азии, Индостане, Малайзии и Китае. Сегодня на земном шаре насчитывается более полутора миллиардов последователей этой религии и нет ни одного крупного государства, где не проживали бы мусульмане. Хотя в границах ислама существуют различные течения, все мусульмане объединены общей верой и чувством принадлежности к единому сообществу — умме. Для всякого мусульманина ислам является основой его мировоззрения, сутью его духовного мира, источником нравственных ценностей и традиций.

Будучи всеобъемлющей системой, ислам обладает развитой мировоззренческой доктриной. В её основе лежит вера в Аллаха, в Его ангелов, Священные Писания, ниспосланные на землю через посланников и пророков. Эта вера включает и эсхатологическую составляющую: мусульмане верят в Судный день и наступление жизни вечной и последней, в которой все люди после воскрешения окажутся либо в раю, либо в аду. К вопросам веры относится и то, что весь мир и человек созданы Аллахом и существуют по воле Творца, более того, всё, что происходит в мироздании, предопределено благодаря всеобъемлющему знанию Всевышнего.

Обязанность людей по отношению к Богу заключается в вере в своего Творца, в признании того, что лишь Он — Господь, Властелин, Творец и Кормилец всего сущего, лишь Он обладает Божественными качествами и лишь Он достоин поклонения. Поклонение заключается в исполнении тех религиозных обязанностей, которые составляют пять главных столпов ислама: свидетельство о единобожии и пророческой миссии Мухаммада (шахада), молитва (намаз), пост (ураза), обязательная милостыня (закят) и паломничество (хадж). Пророк ислама Мухаммад является для всех мусульман наилучшим примером добродетельного человека, образцом мусульманской нравственности и морали. Его жизнь, дела и высказывания составляют Сунну и представляют собой второй после Корана источник ислама.

Верования арабов до ислама имели мало общего с поклонением Единому Богу. Среди большинства арабов были распространены идолопоклонство, почитание камней, скал, деревьев, животных, звёзд, а также различные суеверия. Иногда в идолов превращались могилы праведников, над которыми сооружались храмы. Большую роль в религиозных представлениях арабов играли духи, воплощавшие в себе силы добра и зла. Среди язычников была распространена традиция обращаться к прорицателям перед поездкой, женитьбой или при принятии важного решения.

Пророк ислама

Пророк Мухаммад был прямым потомком пророка Ибрахима и его сына Исмаила. Он происходил из влиятельного рода хашимитов, входившего в состав именитого арабского племени Курайш. Отца Мухаммада звали Абдаллах. В возрасте двадцати пяти лет Абдаллах женился на знатной девушке Амине бинт Вахб, отец которой был старейшиной влиятельного рода и пользовался большим уважением среди соплеменников. Вскоре после женитьбы Абдаллах отправился в путешествие с торговым караваном, но в дороге заболел и умер. По мнению большинства историков, он скончался до рождения Мухаммада.

Пророк Мухаммад появился на свет в 571 г. По традиции, существовавшей в аравийских городах, Мухаммаду подобрали воспитательницу из соседнего племени кочевников-бедуинов. Это делалось для того, чтобы ребёнок рос на чистом воздухе, вдалеке от очагов болезней и с детства учился чистому арабскому языку.

В шесть лет Мухаммад лишился матери и воспитывался в семье дяди Абу Талиба. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, он вместе с дядей отправился в торговую поездку в Палестину. Именно там монах по имени Бахи-ра узнал в Мухаммаде пророка, чьё пришествие было предсказано в Писаниях иудеев и христиан. В подтверждение своих слов он показал на печать пророчества — родимое пятно величиной с яблоко на спине мальчика.

В ранней юности у Мухаммада не было определённого занятия, но известно, что он за скромную плату пас овец для жителей Мекки. Юноша был известен правдивостью и благородным нравом. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он женился на богатой и знатной женщине по имени Хадиджа, которая родила ему шестерых детей.
До начала пророчества Мухаммад занимался торговлей, не выезжая из Мекки. В возрасте сорока лет у Мухаммада появилось влечение к уединению. Он брал с собой запасы еды и питья на месяц и отправлялся в пещеру на горе Хира, возвышавшейся недалеко от его дома. Там он подолгу размышлял о жизни своих современников и о смысле бытия. Вскоре в месяц рамадан 610 г. к нему явился ангел Джибрил (библ. Гавриил) и внушил ему первые стихи (аяты) Божественного откровения — Корана. Вот как они звучат в переводе на русский язык:

Читай во имя твоего Господа, Который сотворил всё сущее.
Он сотворил человека из сгустка крови.
Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный.
Он научил посредством письменной трости человека тому, чего тот не знал.
(Коран, 96:1—5).

Мекканский период пророчества

Сначала Мухаммад обратился с призывом только к самым близким и верным ему людям, и этот период тайного призыва продолжался с 610 по 613 г. До мекканской знати доходили слухи о появлении в городе нового учения, распространяемого Мухаммадом, но до тех пор, пока он не начал открыто призывать жителей Мекки к отказу от поклонения идолам, отречению от ложных представлений о бытии и мироздании, курайшиты не проявляли сильного беспокойства. Пророк пользовался поддержкой дяди Абу Талиба, который тогда был старейшиной рода хашимитов. Он по древней арабской традиции опекал и защищал Мухамма-да, хотя сам так и не отказался от языческой религии своих предков.

Когда Мухаммад по велению Господа начал открыто и публично призывать людей к поклонению Единому Богу и отказу от идолопоклонства, курайшиты встревожились. Они поняли, что победа ислама над язычеством повлечёт за собой разрушение традиционного уклада жизни арабов и они, курайшиты, столь влиятельные и могущественные, лишатся власти и богатства. Тогда они решили выступить против Мухаммада и его последователей и помешать распространению ислама. Язычники начали издеваться над первыми мусульманами, распространяли лживые рассказы о Пророке и извращали смысл его проповедей. Спустя некоторое время мекканская знать, видя, что численность мусульман неуклонно увеличивается, решила силой остановить распространение ислама. Гонениям, истязаниям и публичным унижениям подвергались все, кто открыто заявлял о своей приверженности религии Аллаха, но наибольшие муки и испытания выпадали на долю бедных мусульман и рабов. В начале 617 г. курайшиты заключили между собой договор, что не будут заключать браков и торговых сделок с хашимитами, перестанут встречаться и общаться с ними, пока те не отрекутся от своего сородича Мухаммада. Этот бойкот продолжался три года, но, так как многие курайшиты были не согласны с тем, что их дальние родственники и собратья подвергались таким лишениям, в начале 620 г. договор был аннулирован. Однако положение Мухаммада и его последователей окончательно ухудшилось к этому времени, потому что умерли его жена Хадиджа и дядя Абу Талиб, который до последних дней продолжал защищать своего племянника.

Возненавидевшие мусульман язычники решили убить Мухаммада, однако Пророку стало известно об их заговоре, и Господь дал ему возможность спастись. Тринадцать лет он наставлял своих соплеменников, предлагая им отречься от ложных богов и уверовать в Единственного Бога. Однако его дальнейшее пребывание в Мекке стало смертельно опасным, и Мухаммад тайно покинул город под покровом ночи вместе со своим ближайшим соратником — Абу Бакром ас-Сыддиком.

Мединский период

Переселение Пророка Мухамма-да и всех остальных мусульман в Медину в 622 г. получило название хиджры. Хиджра стала поворотным моментом в истории ислама и всего человечества. Переселенцы из Мекки, именуемые мухаджирами, и мусульмане из числа коренных жителей Медины, ансары, объединились в сообщество нового типа — умму, в основе которой лежал не принцип племенной принадлежности, а принцип религиозного и духовного братства, а Медина превратилась в прообраз мусульманского государства во главе с Пророком Мухаммадом.

Однако борьба язычников с мусульманами не прекратилась. Мекканцы понимали, что мусульманская община ещё слаба, но они опасались её усиления за счёт верующих, которые не переставали прибывать к Пророку из Мекки и других поселений. Курайшиты постоянно угрожали Пророку расправой и натравливали на жителей Медины соседние арабские племена. В таких условиях Пророк Мухаммад и его последователи были вынуждены браться за оружие, чтобы отстоять свои права на жизнь и свободу. Между курайшитами и мусульманами за 10 лет до смерти Пророка произошло несколько столкновений, в которых попеременно побеждали то мусульмане, то ку-райшиты. Но это противостояние завершилось окончательной победой мусульман, которые под руководством самого Пророка Мухаммада в 630 г. овладели Меккой и очистили Каабу от идолов, сделав её главной святыней ислама, к которой ежедневно сотни миллионов мусульман обращаются в своих молитвах.

Пророческая миссия Мухаммада приблизилась к завершению. В 632 г. Пророк объявил о своём намерении совершить хадж — большое паломничество в Мекку. В ходе своего последнего хаджа Мухаммад показал мусульманам, как правильно совершать все обряды паломничества, и произнёс прощальную проповедь. Вскоре Мухаммад скончался в возрасте 63 лет, и произошло это утром в понедельник 8 июня 632 г.

Ислам после кончины Пророка Мухаммада

Преемником Мухаммада и первым халифом молодого мусульманского государства — халифата стал его ближайший друг и сподвижник Абу Бакр. Решительные действия первого халифа помогли объединить всю Аравию в лоне ислама. Однако безопасность мусульман всё ещё находилась под угрозой. Византия и Персия не могли мириться с существованием вблизи их границ ещё одного крупного государства. Оба соседних государства значительно превосходили мусульман материальными богатствами и численностью населения, оснащённостью и выучкой армии, но Абу Бакр и пришедшие вслед за ним другие праведные халифы — Умар, Усман и Али — понимали неизбежность военного столкновения и выступили последовательно с походами против Византии и Персии. На стороне мусульман было то преимущество, что народы, находившиеся под властью византийских императоров и персидских царей, страдали от гнёта наместников и непомерных налогов и, не поддерживая своих правителей, переходили под власть мусульман, гарантировавших всем народам экономические и религиозные свободы.

Ислам очень быстро распространился среди различных народов Азии, Африки и Европы.

Обращение многочисленных народов в ислам оказало огромное влияние на развитие мировой цивилизации. Выйдя за пределы Аравийского полуострова, ислам преобразил мир. В мусульманском мире поощрялось развитие науки и искусства, философии и литературы, торговли и военного дела. Покорённые народы не порабощались и не подвергались унижениям. Во многих случаях они, наоборот, освобождались от тирании своих прежних правителей и получали права и свободы, которыми прежде никогда не пользовались. Мусульмане часто доверяли управление местным жителям. Не угрожая самобытности новообращённых народов, ислам быстро превращался в составную часть региональной и местной культуры. Войска мусульман одерживали победы благодаря искусству полководцев и самопожертвованию воинов, но закрепиться на завоёванных землях и заручиться поддержкой населения им удавалось только благодаря высокой нравственности и справедливому отношению к местному населению.

Мировоззрение ислама

Бог и человек

Главная религиозная идея ислама — существование Единого Бога, Творца Вселенной и человека, Единственного, кто достоин обожествления и поклонения. В арабском языке и в языках большинства мусульманских народов понятие Бог обозначается словом Аллах. Он один обладает самыми совершенными качествами, безграничным могуществом и величием, мудростью и знанием, и поэтому только Аллах определяется в исламе как Бог.

Согласно Священному Корану, Аллах обладает наивысшей властью и делает что пожелает. Ничто на небесах и на земле не происходит без Его ведома и без Его дозволения. Мусульмане верят: Господь знает все слова и поступки человека, все его мысли и тайны ещё до его рождения. Он распоряжается жизнью и смертью, вершит судьбы творений и ниспосылает им пропитание. Его деяния и решения исполнены милосердия и справедливости, и Он ни с кем не поступает несправедливо.

Аллах ни в чём и ни в ком не нуждается для того, чтобы создавать миры и управлять ими. Он может сделать всё, что бы люди ни попросили у Него. Его могущество, сила и знания ни на каплю от этого не уменьшаются.

Согласно Корану, сотворение человека проходило в два этапа. На первом этапе был создан общий предок всего человечества — Адам. Аллах сотворил его из глины, придал ему человеческий облик, а потом вдохнул в него душу и наделил его разумом. Адам появился на свет без родителей, а от него самого была создана его жена — Хавва (библ. Ева). Они поселились в раю, где им было позволено вкушать любые блага, но не приближаться к одному дереву. Сатана соблазнил их, и они, ослушавшись своего Господа, отведали плодов того дерева. Осознав свой грех, Адам и Хавва покаялись, и Аллах простил их, но низвёл на землю для того, чтобы они вместе с их потомками проходили через жизненные испытания и возвращались к Нему.

Второй этап сотворения человека — формирование рода человеческого и расселение его на земле. От праотца всех людей через многие поколения стали формироваться разные расы, племена и народы.

Вера в Аллаха, Единого и Единственного, Сущего и Вечного, Милостивого и Милосердного, является первым и главным постулатом в религиозной догматике ислама. Сотворив Вселенную, Бог установил завет, согласно которому люди должны были поклоняться только Ему. Более того, Аллах сделал человека своим наместником на земле, даровал ему право пользоваться всем, что есть на ней, но не для того, чтобы творить зло или забавляться в угоду своим алчным желаниям. Аллах создал людей и остальные творения по своей милости, но человеку Он, кроме всего прочего, дал разум и возвысил его над другими существами.

Способность человека познавать мир ограниченна, он не способен раскрыть все тайны Вселенной, да и жизнь его слишком коротка для того, чтобы самостоятельно объять разумом всё мироздание. Но Аллах не оставлял человека без духовного и материального пропитания. Он время от времени посылал откровения своим посланникам и через них наставлял людей на путь истины. В цепи пророческих откровений ислам сформировался благодаря истинному Божественному откровению, ниспосланному Пророку Мухаммаду. Это откровение позднее было собрано в Священную Книгу мусульман — Коран. Коран для мусульман предстаёт как последнее, окончательное и совершенное Богооткровение, зафиксированное письменно человеческими усилиями в виде священного текста. Коран является частью Вечной Скрижали, хранимой у Аллаха.

Мусульмане верят, что, совершая добрые дела, они приближаются к Аллаху и получают возможность благодарить Его за дарованные милости. Для познания Аллаха большое значение имеет размышление над окружающими нас вещами и явлениями. Вселенная — чудесная книга, рассказывающая о могуществе и совершенстве Творца. Читая её внимательно, в каждом её уголке можно найти знамения, указывающие на существование Господа, Его совершенство, мудрость и милосердие. Конечно, человеческий разум не способен осознать величие, красоту и тайны Вселенной в полном смысле, но это не значит, что человек вообще не должен исследовать её. Наоборот, ему надлежит использовать все свои возможности, чтобы постичь величие Аллаха и приблизиться к Нему.

В Священном Коране упомянуто около двадцати имён Аллаха, указывающих на отношение Его к творениям. На русский язык их можно перевести как Милостивый, Милосердный, Великодушный, Снисходительный, Прощающий, Добродетельный, Добрый, Принимающий покаяния, Любящий, Сострадательный, Признательный, Благодарный, Дарующий, Одаряющий.

Познавая атрибуты Всевышнего, человек обретает чувство милости и добролюбия, избавляется от высокомерия, гордыни и других душевных пороков. Вера не только изменяет его внутренний мир, но и отражается на его внешнем виде и поведении. Благодаря духовным исканиям помыслы человека становятся чище, а его поступки — правильнее и добрее, и с каждым шагом по ступеням ислама верующий всё больше вносит в свою жизнь и жизнь окружающих свет любви к Богу и надежды на лучшую жизнь в будущем.
Аллаху по силам всё: Он может избавить мир от бед и страданий, установить в нём справедливость и благоденствие, но тогда земной мир превратится в рай и в нём человеку не придётся идти путём деяний и поступков, он уже не будет наместником на земле. Всевышний же ведёт людей через горнило познания, сомнения, страдания, уготовив каждому свою долю добра и зла в этой земной жизни. Именно в земном мире человеку надлежит пройти испытание и самому позаботиться о своём благополучии в жизни будущей. В этом ислам усматривает величайшую мудрость Аллаха, создавшего человека не ради забавы, а ради выполнения важной задачи — прожить эту жизнь достойно, исполняя предписания Творца. В будущей жизни Аллах избавит людей от всего этого, назначив в день великого суда каждому то, что он заслужил. Праведники окажутся в раю и смогут наслаждаться близостью к Богу, а неверующие и великие грешники окажутся в аду, чтобы страданиями искупить свою вину перед Господом.

Ангелы и джинны

Вера в ангелов — вторая из основ веры в исламе. Согласно исламу, ангелы всего лишь творения. Они не способны создавать, управлять Вселенной или распоряжаться судьбами. Аллах один управляет всем происходящим во Вселенной, и никто не разделяет с Ним этой власти.

Ангелы сотворены из света, не имеют пола и обладают невидимыми человеческому глазу телами. Они обитают на небесах и время от времени спускаются на землю для выполнения распоряжений Аллаха. Они способны менять форму и принимать прекрасные обличия, обладают огромной силой и передвигаются с высокой скоростью.
В Коране и Сунне упоминаются имена и обязанности некоторых ангелов. Джибрил передаёт откровения Аллаха пророкам. Микаил заботится о ниспослании дождя и произрастании растений. Исрафилу поручено подуть в рог, когда наступит Судный день. Эти трое считаются самыми приближёнными ангелами. У каждого человека имеется два ангела, которые записывают его хорошие и дурные поступки. Они сменяют друг друга на рассвете и на закате, и поэтому молитвы в эти часы имеют особое значение.

Ангелы Мункар и Накир допрашивают покойных в могиле об их вере и делах. Ангел Малик — страж ада, и он не улыбается с тех пор, как впервые взглянул на геенну. Ангелу смерти Азраилу поручено забирать души творений.

В Коране сообщается о том, что ангелы любят верующих и поддерживают их в момент расставания с жизнью и после смерти. Мусульманам тоже предписано любить ангелов, однако поклоняться и молиться им запрещается, поскольку поклоняться следует только Господу. Согласно мусульманской традиции, ангелы и джинны были сотворены задолго до появления человечества. Ангелы, сотво-рённые Аллахом из света, заселили небеса, а джинны были сотворены из огня и поселились на Земле. Один из джиннов настолько усердно и искренне служил Аллаху, что ему было позволено присоединиться к ангелам и поселиться на небесах. Когда Господь сотворил первого человека — Адама и повелел ангелам поклониться ему, все ангелы повиновались, а джинн возгордился и отказался. Аллах проклял его, и с тех пор он получил имя Иблис, что означает «потерявший надежду на милость». Ему была предоставлена отсрочка от наказания за свой великий грех вплоть до великого суда, и он поклялся искушать людей и враждовать с ними, пока не приведёт их в ад. Аллах позволил ему искушать людей, но обещал прощать каждого, кто будет раскаиваться в своих проступках и просить прощения.

Согласно Корану, в Судный день Иблис (иначе он именуется шайтаном или дьяволом) вместе со своими последователями войдёт в ад и останется там навсегда. Мусульмане не считают дьявола «князем тьмы» или «владыкой ада». Мучения Иблиса, совершившего столько зла, будут самыми страшными, и он ничем не сможет помочь ни самому себе, ни другим своим последователям из числа людей и джиннов. Все они являются великими грешниками, не выполняющими своих обязанностей перед Аллахом и перед людьми, и за это их ждёт вечное наказание в аду.

Писания и пророки

Желая сделать людей духовно чистыми и помочь им больше узнать о Творце, Всевышний ниспослал Писания. Их приносили пророки и посланники — Божьи избранники из числа людей, которых Аллах с ранних лет готовил для получения откровения и исполнения великой миссии посланничества. Каждое последующее Писание подтверждало правдивость предыдущих откровений и содержало пророчества о пришествии очередного посланника. Заключительным Писанием, в которое обязаны уверовать люди, является Священный Коран. Основы вероучения, ниспосланные во всех Писаниях Аллаха, идентичны, поскольку они содержат только правдивые сведения об Аллахе и Божественном замысле. Однако между религиозными законами, основанными на Священных Писаниях, есть различия. Они ниспосылались в соответствии с уровнем развития общества и накопленных знаний, и изменение этих законов происходило параллельно с эволюцией общественного сознания.

Вера в Писания играет большую роль в жизни верующего и становлении его духовного мира. Она вселяет в него уверенность в том, что он не лишён Божьего руководства и не обречён на безуспешные блуждания в поисках истины. Она помогает ему благодарить Аллаха за заботу, которую Он проявляет по отношению к людям. Размышляя над тем, чем обязано человечество Священным Писаниям, верующий понимает, что их ниспослание — величайшая из всех милостей Господа.

Вера в посланников — одна из основ вероучения ислама. Согласно Корану, человек не станет верующим, пока не уверует во всех Божьих пророков и посланников. В основе их учений заложено поклонение одному Богу. Все пророки приносили людям откровения от Аллаха и призывали к нравственной чистоте и праведности.

Посланники не просто передавали людям Божье руководство — они были примером для подражания. Их мудрые проповеди очищали сердца людей. Пророки получали откровения от Бога, творили чудеса по воле Бога, никогда не ошибались и ничего не забывали при передаче послания Господа людям и обладали безукоризненными нравственными качествами.

Судный день

Мусульмане верят в воскрешение, Судный день и вечную будущую жизнь. Никто, кроме Аллаха, не знает, когда наступит Судный день. Обитель, в которую попадает душа, расставаясь с земным миром, называется барзах — «промежуток» между земным миром и миром вечным. Там праведники и грешники узнают об ожидающем их приговоре, после чего души одних восходят на небеса, где находят покой и наслаждаются близостью к Аллаху, а души других остаются на земле, где получают первые мучения за совершённые грехи. Так продолжается до Судного дня, когда ангел Исрафил затрубит в рог и все люди будут воскрешены и выйдут из могил. Души соединятся с телами, и люди будут собраны в ожидании Страшного суда: грешники — рядом с Ибли-сом, а верующие — рядом с пророками, за которыми они следовали.

Предопределение

Вера в предопределение и судьбу является последней, шестой основой веры в исламе. Предопределение указывает на безграничное знание и могущество Аллаха, Его милосердие и заботу о творениях, Его мудрость, сдержанность и снисходительность. Мусульмане верят, что всё происходящее в мире является частью Божьего замысла, венцом которого станет торжество добра и утверждение справедливости.

Вера в Божье предопределение складывается из четырёх основных убеждений. Первое — Аллаху известно обо всём, что происходит на небесах и на Земле. Ничто не может быть сокрыто от Него, и судьба всех творений была известна Ему до того, как Он сотворил их. Второе — Аллах записал судьбу всех творений в Хранимой Скрижали задолго до Сотворения мира. Это Писание находится на небесах, и никому из небожителей не позволяется заглянуть в него без дозволения Аллаха. Третье — все события на небесах и на Земле происходят так, как того пожелал Аллах. Его воля неукоснительно исполняется, и все явления во Вселенной исполнены Божественной мудрости. Он способен изменить всех людей, наставив их на правильный путь, но Ему угодно, чтобы люди самостоятельно делали свой выбор и были испытанием друг для друга. Четвёртое — Аллах сотворил всё, что есть во Вселенной, включая человеческие деяния и помыслы. Согласно Корану, поступки людей зависят от их желаний и намерений, а Аллах даёт или не даёт им возможность осуществить их. Он творит причину, которая воплощается в результат. Поэтому считается, что поступки людей совершаются самими людьми, но создаются Аллахом, единственным Творцом всего сущего.

Таким образом, вероучение ислама формируется из шести постулатов: вера в Аллаха, ангелов, Священные Писания, пророков и посланников, Судный день, предопределение.

Нравственность мусульманина

Высокая мораль всегда была характерной особенностью ислама. Благонравие и порядочность считаются в исламе одними из самых достойных качеств. Верующий, возлюбивший Аллаха и живущий по установлениям Корана, не ждёт от людей благодарности или награды. Он творит добро бескорыстно, из любви к Создателю и Его творениям. Если кто-то обижает его, то он не стремится отомстить и не отвечает злом на зло, а сдерживает гнев и великодушно прощает своего обидчика.

Мусульманин избегает лжи и очень терпелив. Истинный верующий всегда отличается скромностью и смирением. Для мусульманина понятия «ислам», «вера» и «искренность» неотделимы друг от друга. Мусульманин — верный друг и честный товарищ и всегда стремится приносить людям только пользу, следуя завету Пророка Мухаммада: «Не причиняй вреда первым и не причиняй вреда в ответ».

Мусульманская семья

Семья в исламе является основой общественной жизни. В Священном Коране и хадисах Пророка Мухаммада много говорится о взаимоотношениях в мусульманской семье, о том, как мусульманин должен относиться к своим родителям, жене, детям и другим родственникам. До нас дошло множество заботливо сохранённых мусульманами и передаваемых из поколения в поколение рассказов о том, каким был Пророк племянником, мужем, отцом и дедом. Хотя Мухаммад очень рано лишился родителей, он вырос в большой семье своего дяди Абу Талиба, и никто из его родственников не мог сказать о нём ничего плохого: он был честным, верным своему слову, послушным велениям Господа и уважал старших членов семьи. От пророка и посланника Всевышнего нельзя было ожидать другого поведения, ведь он образец для всех людей, живущих на земле.
Главная особенность мусульманской семьи — в том, что она живёт по заветам Всевышнего, стараясь ни в чём не отступать от Его предписаний. Верующие любят Господа и друг друга. Благодаря этому мусульманская семья дружная и крепкая, в ней царит дух любви, уважения, доброты. Каждый член семьи старательно исполняет свои обязанности по отношению к близким, веря, что Всевышний вознаградит его за это.

Отношение к родителям

Ислам предписывает детям почитать родителей, благодарить их за всё доброе и «преклонять пред ними крыло смирения». В исламе предписывается уважение к родителям, и особенно к матери. «Рай — у ног матерей», — сказал как-то Пророк Мухам-мад, а на вопрос одного человека о том, кто больше всех достоин уважения и заботы, он трижды ответил: «Твоя мать» — и только потом сказал: «Твой отец». Коран учит мусульман молиться за родителей и говорить: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком!»
Родители обязаны заботиться о детях, радеть за них, ограждать от бед и несчастий, и тем самым они изо дня в день творят добро. Разве они не заслуживают за это благодарности? Господь сказал в Коране: «Благодари Меня и своих родителей». Разговаривать с родителями неуважительно, огорчать их, повышать на них голос — великий грех. «Уважайте своих родителей, и ваши дети будут уважать вас», — учил Пророк Мухаммад.

В мусульманской семье заботятся о пожилых людях. Чем старше становятся родители, тем больше внимания должны уделять им дети. Мусульмане помнят слова Пророка: «Не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к малым и не уважает старших». Заботясь о старом человеке, мусульмане никогда не забывают о том, что каждый был когда-то молод и полон сил и не покладая рук трудился и делал добро в надежде, что дела его принесут пользу людям и что Господь вознаградит его. Когда-то человек заботился о других, а теперь он сам нуждается в заботе. Тот, кто помогает пожилым и старается дать им то, в чём они нуждаются, делает доброе дело, которое Господь не оставит без внимания. За это добро человеку воздастся в старости. Пророк говорил, что, если юноша почтительно относится к старому человеку, Аллах обязательно пошлёт ему того, кто будет почтительно относиться к нему, когда он состарится.

У мусульманина есть особые обязанности перед родителями. Человек должен слушаться своих родителей и выполнять их просьбы и поручения, за исключением тех, которые являются греховными. Грех запрещён Всевышним, и обязанность каждого человека — соблюдать этот запрет. Мусульманин — воспитанный, добрый, почтительный сын. Мусульманка — заботливая, любящая дочь. Они обращаются к Господу с мольбами за своих родителей и просят для них прощения грехов и пребывания в раю. Пророк Мухаммад говорил, что, когда человек умирает, все его дела прекращаются, но остаются благочестивые дети, которые молятся за родителя.

Мусульманин обязан сохранять добрые отношения с людьми, которых любили его родители, помогать этим людям. Именно так поступал Пророк с родственниками и подругами своей супруги Хадиджи после её кончины. Если у родителей остались долги, дети обязаны выплатить их, совершить вместо них хадж — паломничество в Мекку, если родители по каким-то причинам не совершили его.

Отношение к детям

Мусульмане очень любят детей и благодарят Всевышнего за них, помня о том, что дети — Его дар. Ребёнок — свет в мусульманском доме, и родители-мусульмане одинаково радуются рождению дочери и сына. Согласно исламу, дети — украшение земной жизни человека, одна из главных радостей, которые достаются человеку в этом мире.

Родители-мусульмане стараются воспитывать своих детей так, чтобы те выросли достойными, благородными, праведными людьми и были их гордостью. Они знают, что Всевышний обязательно вознаградит их за время и силы, которые они потратили на воспитание и обучение своего ребёнка. Пророк Мухам-мад пояснил, что, даже покинув этот мир, человек продолжает получать награду за добрые дела, которые совершают его дети, — он как будто сам продолжает делать добро и приносить пользу людям, только теперь уже руками тех, кого он вырастил и воспитал.

Ислам наделил детей особыми правами, в том числе на родительскую заботу и обеспечение всем необходимым. В соответствии с мусульманской традицией мать кормит ребёнка грудью два года, чтобы он окреп, а отец трудится, чтобы обеспечить мать и ребёнка всем, в чём они нуждаются. Родители обязаны подобрать сыну или дочери хорошее имя, благозвучное и с хорошим значением, потому что ислам запретил давать детям скверные имена и обидные прозвища. С раннего детства детей приучают правильно есть и пить — правой рукой, с произнесением имени Всевышнего, ибо именно Он дарует пропитание всему живому. Родители учат ребёнка произносить особые слова поминания Господа перед сном и после пробуждения, при входе в дом и выходе на улицу, перед едой и перед любым делом.

Немного позже маленький мусульманин постепенно знакомится с Кораном, привыкает совершать обязательную молитву и соблюдать пост в месяц Рамадан. Мальчики обычно посещают мечеть вместе с отцом, а девочки совершают молитву дома с матерью. Родители-мусульмане объясняют детям, что должен делать мусульманин, а чего ему следует избегать. Они стараются не только вложить в сердца детей искреннюю веру и любовь к Создателю, но и придать характеру каждого ребёнка хорошие черты. Ислам одобряет всё доброе, хорошее и полезное и отвергает всё скверное. Поэтому родители-мусульмане должны особенно печься о том, чтобы у их детей был добрый нрав, достойный мусульманина, и не было пороков и дурных привычек, в особенности строго запрещённых исламом и приносящих много горя людям, таких, как употребление алкоголя и наркотиков, сексуальная распущенность, азартные игры. Мечта любого мусульманина — вырастить хорошо воспитанных, верующих детей, которые будут искренне служить Всевышнему, доставляя радость родителям.

Хиджаб

Женскую одежду, соответствующую требованиям ислама, принято называть хиджаб. В арабском языке это слово означает «покров, занавес». Это занавес целомудрия, скромности и благопристойности, которым мусульманка окружает свою душу. Ношение покрывала — свидетельство покорности Господу не только в исламе, но и в других религиях, оно было неотъемлемой частью женского убранства с древнейших времён. Эта традиция сохраняется до сегодняшнего дня и в иудаизме, и в христианстве.
Одежда мусульманки — длинная и свободная, из плотных, непросвечивающих тканей. Она скрывает всё тело, кроме лица и кистей рук. Неотъемлемая часть её одеяния — покрывало или платок, скрывающий волосы, шею и плечи.

Брак

Брак в исламе — это благословенный союз мужчины и женщины, освящённый Господом. Священное Писание мусульман гласит: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили у них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих» (30:20—21).

Ислам признаёт достоинства как мужчины, так и женщины. Обоих Всевышний сотворил «в наилучшем образе», и женщина является матерью, сестрой или женой для всякого мужчины. Однако Господь наделил людей разными способностями и склонностями, а потому у каждого пола имеется разное предназначение и разные роли в семье. Мужчина и женщина предстают как две половинки одного целого, дополняющие друг друга. Всевышний предписал каждому из них заниматься тем, что ему подходит и соответствует социальному и физиологическому статусу. Он не требует от человека ничего сверх того, что ему по силам. Мужчина — кормилец и защитник — обеспечивает семью всем необходимым, а женщина — хранительница очага — заботится о доме и детях. Пророк Му-хаммад сказал: «Мужчина — пастырь для семьи своей и несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего и несёт ответственность за свою паству».

Вступление в брак — путь к созданию крепкой и дружной семьи, а произведение потомства помогает сохранить род человеческий. В исламе не оговорено, в каком именно возрасте мусульманин должен вступать в брак и какая разница в возрасте должна быть между супругами. В то же время ранние браки среди мусульман поощряются, чтобы молодёжь не впадала в грех прелюбодеяния. Пророк Мухаммад не раз обращался к молодым мусульманам со словами: «О, юноши! Кто из вас имеет возможность жениться, пусть женится».

Ислам запрещает браки между близкими родственниками, считая их противными человеческой природе. Мусульманин не может жениться на родной сестре, матери, дочери, а также на молочной матери или сестре. Мужчине разрешается жениться не только на мусульманках, но и на женщинах, исповедующих монотеистические религии, — христианках и иудейках. Но чаще всего мусульманин, желающий, чтобы в его семье царило согласие и гармония, берёт в жёны мусульманку.

Брак начинается со знакомства жениха и невесты и их семей. Обычно знакомство и сватовство происходит в доме девушки. В выборе спутников жизни мусульманину и мусульманке в большинстве случаев активно помогают родители, однако в брак и мужчина и женщина вступают только добровольно. Ислам запрещает принуждение, считая его несправедливым и бессмысленным, поскольку очевидно, что брак, заключённый насильно, без любви и обоюдного согласия, будет непрочным.

Если девушка и молодой человек понравились друг другу и решили пожениться, они заключают помолвку и договариваются о размере брачного дара, который жених передаёт невесте в знак серьёзности своих намерений и заботы о ней. Ислам запрещает мусульманину свататься к девушке, если он знает, что к ней уже посватался другой мужчина. По прошествии определённого времени, если намерения молодых не изменились, брак заключается. На церемонии, помимо жениха и невесты, обязательно присутствует опекун невесты (в большинстве случаев отец), два свидетеля и человек, заключающий брак: имам или другой уважаемый мусульманин. После заключения брака обычно устраивается свадьба, на которую приглашают большое количество родных и знакомых, поздравляющих новобрачных.

Нормой в исламе является моногамный брак, и вопреки распространённому мнению мужчины, как правило, имеют одну жену. При этом мусульманину разрешается жениться на двух, трёх или четырёх женщинах при условии, что он может содержать их и одинаково справедливо относиться к ним. Чаще всего мусульманин решается на новый брак, если его жена не может иметь детей. Верующий понимает: иметь две или три семьи — огромная ответственность. К тому же соблюдать справедливость между жёнами — нелёгкая задача, а мусульманин боится гнева Всевышнего и никогда не забывает о том, что в Судный день Господь взыщет с него за всё.

Ислам побуждает супругов оберегать свой брак и по возможности избегать разрушения семьи, потому что при расторжении брака страдают не только супруги, но и их дети. Мухаммад учил: «Самое ненавистное для Аллаха из дозволенных деяний — развод». Однако, если супруги не смогли достичь взаимопонимания и компромисса, если использовали все возможности сохранить семью, ислам признаёт развод в качестве крайней меры.

По исламу в бракоразводном процессе главенствующая роль отдаётся мужу, который должен трижды произнести формулу развода, желательно через определённые промежутки времени, когда супруги ещё могут успокоиться и отменить своё решение. Даже после окончательного решения о разводе супругам предоставляется испытательный срок, который длится около трёх месяцев. В течение этого срока женщина не покидает супружеского дома и не теряет права на содержание. Это время даётся мужу и жене, чтобы ещё раз обдумать своё решение и понять, действительно ли они желают расстаться. Если до окончания этого срока супруги решат не расставаться, муж возвращает  жену  и  брак  считается  восстановленным.

Если после окончания срока выжидания брак не был восстановлен, женщина считается разведённой и покидает супружеский дом, а муж больше не обязан содержать её, поскольку она становится посторонней для него, как любая другая женщина. В большинстве случаев дети после развода остаются на попечении отца до тех пор, пока не станут совершеннолетними.

Отношение к родственникам

Мусульманин должен делать добро своим родным, обеспечивать их, если они нуждаются, справляться об их положении и оказывать им помощь, присутствовать на их похоронах.
«Поддерживайте родственные связи хотя бы с помощью приветствия», — учил Пророк Мухаммад.
Ислам велит человеку поддерживать связь не только с самыми близкими и любимыми родственниками, но и с теми, кто не общается с ним и не проявляет родственной привязанности. Пророк сказал: «Не тот поддерживает родственные связи, кто отвечает тем же; по-настоящему поддерживает их тот, с кем его родственники эти связи порывают, а он продолжает поддерживать их».

Источники ислама

Священный Коран

Коран — главный источник мусульманского вероучения, нравственно-этических норм и права. Текст этого Писания на арабском языке считается несотворённым Словом Бога по форме и содержанию. Каждое его слово соответствует записи в Хранимой Скрижали — небесном архетипе Священных Писаний, хранящем сведения обо всём происходящем во Вселенной. Аллах вкладывал Коран в уста Мухаммада, но сам Коран является Словом Бога и основным источником мусульманского вероучения. Главная цель ниспослания Корана состояла в том, чтобы направить людей на путь нравственного очищения и духовного совершенствования, к которому люди испытывают естественное тяготение. Его предписания и нравственно-этические ценности на протяжении многих веков определяют быт, поведение и образ мышления мусульман, обусловливают их поступки в тех или иных обстоятельствах.

Коран учит отличать добро от зла, а верный путь от заблуждения. Его истины подтверждаются в реальной жизни убедительными фактами и неопровержимыми доказательствами. Истины опровергают правило «не испытывай, но веруй», провозглашая новое жизненное кредо — «испытай и уверуй». Коран вдохновляет человека на праведные поступки и помогает ему возлюбить ближнего и стать счастливым. Коран ниспослан на ясном арабском языке, его аяты прекрасны и благозвучны, а текст представлен в форме рифмованной прозы, отличающейся высоким поэтическим слогом.

В Коране нет ничего лишнего и случайного, и размышление над ним считается одним из самых достойных занятий. Мусульмане любят проводить свободное время за чтением Корана. Посланник Аллаха разъяснял, что лучшим мусульманином является тот, кто изучает Коран и обучает ему других. Господь Сам оберегает Коран от любых изменений и искажений вплоть до Судного дня. Коран неподражаем, и никому до сих пор не удавалось сочинить нечто подобное ему. Коран не похож на людские речи. Его истины подтверждены научными открытиями, сделанными в последние десятилетия.

Священный Коран ниспосылался Мухаммаду частями. Пророк сначала заставлял сподвижников заучивать его наизусть. Одни мусульмане смогли выучить наизусть весь Коран, другие — только некоторые главы. Позднее, получив очередное откровение, Мухаммад распоряжался сразу же записать его. Коран был записан полностью ещё при жизни Пророка, но при правлении первого халифа Абу Бакра (632—634) все существовавшие тогда списки Корана собрали и сверили, а потом составили один, чтобы всегда обращаться только к нему.

Коран состоит из 114 главсур и 6236 стиховаятов. В Коране содержатся рассказы о древних пророках и их народах, а также о важных событиях из жизни Мухам-мада, приводятся поучительные истории о людях, которые когда-то жили на земле. Коран повествует о Сотворении мира и человека. Кроме того, в Священное Писание мусульман включено много религиозных законов, заветов, наставлений, притч. Чтение текста Священного Корана на арабском языке считается праведным поступком, помогающим человеку обрести Божью милость.

Сунна

Сунна — второй источник ислама. Это высказывания Пророка Мухаммада, а также рассказы о его поступках, характере, внешности и поведении. Сунна Пророка дошла до нас в виде особых рассказов — хадисов, которые были собраны в шесть канонизированных сводов, сохранившихся по сей день. Знать Сунну важно, поскольку Пророк был «живым Кораном», подавая личный пример верующим. Её надо знать и для понимания Корана. Одни хадисы совпадают по смыслу с аятами Корана и подтверждают их, другие объясняют и дополняют Коран.

Основополагающим принципом ислама, который красной нитью проходит через всю его религиозную систему, является свидетельство веры — шахада: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его Пророк и Посланник». Это   заключительный   завет   Аллаха   с   человечеством.

Он подтверждает правдивость предыдущих небесных посланий, регулирует взаимоотношения человека с Богом и очерчивает путь, ведущий к духовному познанию мира.
Каждый мусульманин обязан уверовать в эти слова сердцем, произносить их вслух и выполнять предписания ислама на практике. Считается, что для обращения в ислам человеку достаточно совершить полное омовение и произнести вслух свидетельство веры, а потом всю жизнь оставаться верным своему обязательству перед Богом. Завет, заключённый Аллахом с мусульманами, является продолжением и исполнением завета с первым человеком и пророком Адамом, а также с патриархом Божьих пророков — Ибрахимом.

После произнесения шахады у мусульманина возникают дальнейшие обязанности перед Богом. Он обязан поклоняться Аллаху, совершать целый комплекс религиозных действий и обрядов, которые составляют столпы ислама. Важно знать, что поклонение в исламе — это отказ от преклонения перед всем сотворённым и рукотворным, поскольку правом на божественное почитание обладает только Аллах.

Поклонение приносит пользу не только душе, но и телу. Медики подтверждают, что омовение, обязательная молитва, пост и некоторые другие предписания ислама благотворно влияют на работу организма. Здоровый образ жизни мусульманина предписывает также запрет на употребление вредных продуктов питания, свинины, алкогольных напитков и наркотиков. Поклонение в исламе — это не только совершение молитвы или иных ритуальных действий. Поклонением считается любой богоугодный поступок, любое доброе дело, приносящее пользу самому человеку или окружающим. Даже улыбка, поднимающая настроение идущему навстречу знакомому, считается поклонением и приближением к Аллаху.

В мусульманских семьях принято обучать добрым поступкам с раннего детства. Наряду с нравственным воспитанием, детей учат чтению Корана, правилам совершения обязательной молитвы и т. п. Однако исполнять религиозные обязанности мусульманин должен лишь по достижении совершеннолетия. В исламе совершеннолетием считается достижение половой зрелости или пятнадцатилетнего возраста.

Столпы ислама

Ислам опирается на пять столпов:

  • Шахада — свидетельство единобожия: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его Пророк и Посланник». Свидетельство веры состоит из двух частей. Первая означает, что никто не заслуживает обожествления, поклонения и полного подчинения, кроме Аллаха, Творца всего сущего. Вторая часть указывает на то, что поклоняться Аллаху следует так, как это делал Пророк Мухаммад.
  • Намаз — молитва. В исламе установлена обязательная ежедневная пятикратная молитва — намаз. Обязательные молитвы желательно совершать в начале отведённого для них времени: на утренней заре до восхода солнца, в полдень, после полудня, когда солнце склонится к западу, после захода солнца до наступления темноты, ночью до наступления утренней зари. Если человек сильно занят, разрешается ненадолго отсрочить их совершение. Пропускать обязательные молитвы без уважительной причины считается грехом, и возместить их полагается, как только представится возможность. Если мусульманин проспал намаз, он должен возместить его сразу, как проснётся.
    Главная цель молитвы — поминание Аллаха и приближение к Нему. Обязательные молитвы можно совершать и в одиночку, и вместе с другими мусульманами. Для мужчин совершать коллективные молитвы лучше, чем молиться отдельно. Пророк сообщил, что вознаграждение за коллективную молитву в двадцать семь раз превосходит награду за молитву, совершённую в одиночку. Для женщин предпочтительнее молиться дома. При наступлении времени каждой молитвы из мечетей раздаётся особый призыв на молитву — азан.
    Помимо обязательной ежедневной пятикратной молитвы, мусульмане совершают еженедельное коллективное пятничное моление в мечети. Существует целый ряд дополнительных намазов, которые совершают наряду с обязательными: приветственная молитва в мечети, праздничные молитвы, погребальная молитва, молитва, совершаемая во время солнечных и лунных затмений, и т. п.
    Перед всякой молитвой верующий очищается — совершает малое омовение, во время которого следует обязательно вымыть руки, лицо и ноги, а также обтереть голову влажными руками. После близости с женой и в некоторых других случаях требуется полное омовение, во время которого водой омывают всё тело. Мусульманин также обязан следить за чистотой своей одежды и места совершения молитвы.
  • Ураза — пост в месяц Рамадан. Пост занимает особое место среди обрядов поклонения. В месяц Рамадан, начиная с рассвета и заканчивая заходом солнца, мусульмане отказываются от еды и питья, от близости с супругами. После дневного воздержания они собираются вместе, приглашают родственников и друзей, чтобы совершить вечернюю трапезу разговения — ифтар.
    Рамадан — месяц милости и добра, щедрости и гостеприимства. Считается, что награда за добрые дела и молитвы, совершённые в эти дни, увеличивается в 70 раз, и поэтому мусульмане с особым рвением раздают пожертвования нуждающимся, а также оказывают гостеприимство близким и путникам. По ночам верующие собираются в мечетях для совершения особой коллективной молитвы — таравих. Последние десять ночей Рамадана считаются лучшими в году, и поэтому многие мусульмане выискивают возможности для того, чтобы провести их в служении Аллаху и молитве. Главное событие последних десяти ночей Рамадана — Ночь предопределения. Мусульмане верят, что в Ночь предопределения ангелы-писцы получают сведения о том, что произойдёт в течение следующего года, поэтому усердно молят Аллаха о ниспослании благополучия и добра.
  • Закят — очистительное пожертвование. Согласно исламу, все богатства в действительности принадлежат только Аллаху. Он вверяет имущество людям на время их земной жизни, чтобы те использовали его в благих целях. Если человек расходует имущество во благо себе, своим близким и окружающим, то он поступает правильно. Если же он использует его в целях, запрещённых Аллахом, то проявляет по отношению к Нему неблагодарность.
    Исполняя веление Всевышнего, состоятельные мусульмане каждый год отдают небольшую часть своего имущества, которая потом распределяется среди нуждающихся.
  • Хадж — паломничество в Мекку. Это паломничество каждый мусульманин обязан совершить один раз в жизни. Хадж проходит в последний месяц мусульманского календаря зуль-хиджа и завершается праздником жертвоприношения. Перед тем как отправиться в хадж, мусульмане совершают омовение и облачаются в ихрам — белые одежды, состоящие из двух кусков ткани, одна из которых обматывается вокруг пояса, а вторая покрывает верхнюю часть тела. Во время паломничества все выглядят одинаково, и это помогает мусульманам почувствовать себя братьями. В течение нескольких дней миллионы верующих, съехавшихся со всех концов света, вместе исполняют обряды хаджа — обход вокруг храма Каабы, пробег между холмами Сафа и Марва, стояние на горе Арафат. Хадж завершается принесением в жертву Аллаху барана или овцы, коровы или верблюда. Часть мяса жертвенного животного мусульманин оставляет себе, а другую часть раздаёт родственникам и нуждающимся.

Мусульманский календарь и праздники

Мусульманский лунный календарь состоит из 12 месяцев, каждый из которых длится от появления одного молодого месяца до другого. Поэтому в одном месяце может быть 29 дней, а в другом — 30. Таким образом, лунный год состоит из 354 дней, что на 11 дней короче солнечного. Именно этим объясняется то, что мусульманские священные дни и праздники ежегодно сдвигаются на 11 дней по отношению к григорианскому календарю, который принят у нас в стране.

У мусульман два главных праздника: Ураза-байрам — Праздник разговения, которым завершается Рамадан, и Курбан-байрам — Праздник жертвоприношения, которым завершается паломничество. В праздничные дни совершается коллективная праздничная молитва и произносится проповедь. Верующие поздравляют и угощают друг друга, обмениваются подарками. Кроме того, мусульмане празднуют день рождения Пророка Мухаммада — мавлид, который отмечают 12-го числа месяца раби ал-аввал, а также ночь чудесного путешествия Пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим, а оттуда к небесному престолу Аллаха — лейлат ал-мирадж. Он отмечается в ночь с 26-го на 27-е число месяца раджаб.

Пятница считается благословенным днём и еженедельным праздником мусульман, во время которого они собираются в мечетях для совершения еженедельной коллективной молитвы. В большинстве мусульманских стран пятница является официальным выходным днём.

Культовая архитектура ислама не уступает по своей красоте и изысканности ни одной другой религиозной архитектурной традиции: Кааба с её строгим силуэтом, Мечеть Пророка Мухаммада в Медине, Купол Скалы в Иерусалиме, мечети Каира, Дамаска, Стамбула, Средней Азии, Индии и Малайзии — настоящие шедевры архитектурного творчества мусульманских народов.

Мечети всегда играли ведущую роль в просвещении. В мечети люди разных возрастов могли обучаться грамоте и арабскому языку, изучать Коран и Сунну Пророка.