Главная страница / В помощь учителю / Светское общество. Гражданская этика в основе светского государства

Светское общество. Гражданская этика в основе светского государства

Светское государство — это конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение его от церкви и разграничение сфер их деятельности. Вопрос, однако, в том, каковы должны быть эти разграничения и как они могут реально проявляться на практике, скажем, в сфере образования. Однозначного ответа на этот вопрос, как считают специалисты, нет. Для российского законодательства понятия «светскость» и, например, «веротерпимость», как принцип, определяющие основания отношений государства и религии, достаточно новы и только ещё складываются; в мировой же практике светскость включает в себя различные модели взаимоотношений между государством и религиозными организациями во многих сферах — от полного разделения сфер действий до возможных вариантов тесного сотрудничества.

Светскость означает признание в качестве ценности и фактическое наличие в общественных отношениях свободы верования, свободы совести, убеждений и мысли и выступает как ценностная этическая категория, идеал, неразложимый без остатка на формальные и статические признаки, точно так же, как понятие свободолюбия или понятие веры. Как утверждает Н. Ф. Козырев, понимание светскости должно вызревать в недрах общественного сознания методом проб и ошибок, поскольку подлинная светскость — это одна из важнейших общественных добродетелей, продукт гражданского самосознания, социального творчества граждан.

Принцип светскости в образовании подразумевает соблюдение равновесия между правами на свободное религиозное самовыражение, право на образование в соответствии с семейными традициями и право на свободу совести и убеждений.

Гражданское общество — это система социальных отношений и институтов, действующая независимо от политической власти и способная влиять на неё, являющаяся общностью автономных индивидов и автономных социальных субъектов. Гражданское общество характеризуется следующими параметрами: высоким уровнем демократических принципов; соблюдением закона; взаимоотношением властей и оппозиции, регулируемым нравственными принципами; защищённостью индивида от деспотизма и произвола властей; ограничением насилия; доверием ко всем членам общества; защитой прав и свобод граждан (Т. В. Мишаткина, З. В. Бражникова, А. И. Мушинский).

Основные характеристики гражданской этики:

  1. гражданская этика базируется на принципе социальной справедливости как возможности и гарантии достижения каждым человеком своих целей; в её основе лежат права человека, защищённые законом;
  2. гражданская этика отстаивает духовный суверенитет личности: это означает, что нравственный образ жизни не навязывается извне (большинством, политическими лидерами и иными «воспитателями», решающими за граждан, в чём заключается их долг, совесть и счастье), а определяется личным стремлением человека;
  3. для гражданской этики характерно преобладание личного интереса над общественным, свободы определения личных целей и успешности индивидуальной деятельности (благо общества при подобной позитивной свободе выступает как непреднамеренный, но закономерный итог индивидуальной деятельности людей);
  4. важная черта гражданской этики — плюрализм, предполагающий право каждого на собственное понимание личного интереса и на действия, ведущие к его достижению, а нравственным идеалом при этом выступает активная гражданская позиция (М. В. Мишаткина).

Этический императив гражданского общества предполагает постоянное добровольное уважение к другому, требует понимания поступков других, пользования свободой, собственной иерархией ценностей и на их основе принятия личных решений под личную ответственность (А. А. Гусейнов, В. И. Бакштановский).

В гражданском обществе этика гражданственности выступает результатом и показателем нравственной культуры общества и основывается на общечеловеческих моральных нормах и ценностях и нормах общества, обеспечивающих ему стабильность и устойчивость развития.