Главная страница / «Основы религиозных культур и светской этики»: первые впечатления учителей

«Основы религиозных культур и светской этики»: первые впечатления учителей

Заведующая отделом методической работы
издательства «Просвещение»
Светлана ТРЕТЬЯКОВА

В апреле 2010 года в 19 регионах России началось преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Завершая учебный год, преподаватели поделились с издательством первыми впечатлениями об экспериментальном курсе, об уже проведенных уроках, об учебниках, общении с учащими и родителями в период проведенной работы.

Мы попросили преподавателей заполнить специальную анкету: проставить знаки согласия или несогласия с предложенными вариантами ответов, а также оставить комментарии к определенным пунктам анкеты или в целом по курсу.

Итоги опроса позволяют сделать вывод об отсутствии негативного восприятия эксперимента по апробации курса среди преподавателей, которые проводят двойную экспериментальную работу: участвуют в федеральном эксперименте по преподаванию курса и в апробации его учебно-методического сопровождения. В целом участники апробации не отметили наличия проблем, связанных с формированием учебных групп и неравномерным распределением в них учащихся.

К началу четвертой четверти в некоторых школах пособий еще не было в наличие, но это обстоятельство не остановило учителей: «Первый урок провели с электронным учебником, для детей, наоборот, была интрига. Они сравнили электронный учебник с оригиналом», «…знакомство с учебником произошло только на третьем уроке. Дети трудностей не испытали, потому что была подготовлена презентация по теме».

Некоторые преподаватели особо отметили важность первого урока, который требовал значительной предварительной подготовки: «…в подготовке к данному уроку принимали участие 11 начальных классов. Еще до каникул я попросила их поучаствовать в школьном проекте “Моя Родина — Россия” и они откликнулись».

Разницу мнений о трудностях при подготовке уроков, скорее всего, можно соотнести с различиями в предшествующем опыте работы по аналогичным курсам — от «Я знакома с основами иудаизма не понаслышке. Работала два года в школе при синагоге и много читала» до «На подготовку уходит много времени, больше чем на другие предметы». Но практически все, кто прокомментировал данную позицию, отмечают, что тратят много времени на подготовку с целью поддержания интереса учащихся к новому предмету. Как результат — подавляющее большинство учителей отмечают повышенный интерес учеников, который не снижается от урока к уроку. Учащимся доставляет удовольствие обсуждать пройденное на уроке с взрослыми («по рассказам детей, даже бабушки заинтересованы»), искать информацию к уроку, работать с электронным приложением.

Первичную оценку содержания курса учителя дают следующим образом: они признают насыщенность курса новыми понятиями и то, что «возникшие вопросы учат логически мыслить, рассуждать, мотивируют учащихся к поиску информации в дополнительных источниках. А значит, развивают их любознательность к изучаемому предмету, память и речь».

Комментарии учителей содержат также предложения по дополнению и пересмотру некоторых содержательных вопросов, по использованию литературных источников, краеведческого материала. Как отмечают участники анкетирования, накоплению содержательного материала по курсу способствуют:

  • коллекции ЦОРов по тематике курса;
  • подбор интернет-ресурсов;
  • создание презентаций и слайд-шоу к каждому уроку;
  • экскурсионная работа.

В целом положительно оценивая учебные пособия («Пособие очень понравилось родителям, детям, учителям»), участники апробации выделяют следующие проблемы:

  • избыточная насыщенность содержательного материала каждого урока;
  • нечеткость некоторых иллюстраций;
  • несоответствие стиля некоторых фрагментов текста возрастным особенностям учащихся 4 класса;
  • иллюстративный ряд привлекает учащихся, но требует разъяснений со стороны учителя;
  • мелкий шрифт и не всегда удобное расположение выносок «Это интересно», «Вопросы и задания» и других.

Предварительные предложения по доработке пособий носят конструктивный характер:

  • материал уроков должен содержать более конкретные и интересные для учащихся примеры (ситуации) для обсуждения;
  • в тексте уроков необходимо выделять содержательные блоки;
  • более тщательно продумать расположение выносок;
  • для заключительных уроков можно использовать, в том числе, задания в форме тестов (учащимся данного возраста удобнее оперировать научными понятиями, имея их перед глазами);
  • расширить УМК за счет хрестоматии, рабочих тетрадей для учащихся, развернутого тематического планирования.

В своих комментариях учителя отмечают, что планируют вовлекать родителей в процесс обучения постепенно. На данном этапе помощь родителей направлена преимущественно на подготовку к урокам дома (разбор содержания параграфов, помощь в работе с электронным пособием).

При доработке курса и его дальнейшем введении требуют особого внимания комментарии о том, что новизна курса и отсутствие опыта работы не позволяют учителю тратить много урочного времени на обсуждение спорных вопросов. Аналогичная ситуация прослеживается и с необходимостью введения проектной деятельности в канву уроков. Учителя признают, что имеют опыт работы над проектами, но пока не решаются использовать его в полную силу по нескольким причинам: слабая подготовленность учащихся и недостаток времени: «…мало часов, если дети начинают высказываться, одного урока мало — нужно изучать новую тему!».  Поэтому большинство участников анкетирования отложили подготовку проектов на последние уроки курса.

Об использовании электронного пособия преподаватели высказывались неоднозначно: «…учащиеся работают дома по заданию учителя», «50% учащихся не имеют дома компьютеров»,  «…в основном учитель использует электронное приложение на уроке, но иллюстративный ряд, предложенный на диске, недостаточен, приходится многое искать самостоятельно».

Заключительные позиции анкеты выявили общее позитивное отношение к курсу: «Курс нужен, интересен детям, педагогам, родителям. Дети с нетерпением ждут следующего урока».