Новинки

Актуально

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

О внесении изменений в федеральный перечень учебников

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Точка зрения / Н.О. Зиновьева. Обучение детей социальным навыкам в образовательных учреждениях

Н.О. Зиновьева. Обучение детей социальным навыкам в образовательных учреждениях

Зиновьева Наталья Олеговна,
кандидат педагогических наук,
магистр психологического консультирования (Флоридский Атлантический Университет, США),
доцент кафедры психологии семьи и детства Санкт-Петербургского Государственного
университета культуры и искусств

Традиционно при обучении детей учителя обращают внимание на их недостатки, несовершенства, нехватку знаний и т.п. Поэтому традиционно считается, что задача учителя — компенсировать то, чего учащимся недостает, или же обучить их тому, чего они не знают или не умеют. Но с точки зрения развития психических функций ребенка, а также его психосоциальных умений, далеко не всегда возможно компенсировать то, чего нет. Считается, что в таких случаях важно точно продиагностировать ребенка, чтобы разработать наиболее эффективный план воздействия и/или психолого-педагогического вмешательства.
Тем не менее существует иной подход к обучению и воспитанию детей и подростков, предложенный еще Альфредом Адлером. Вместо поисков того, что «неправильно» в ребенке, Адлер и его последователи считали, что более эффективно развивать социальные умения и навыки, которые способствовали бы формированию у ребенка устойчивости к внешним негативным воздействиям, а также способности достаточно быстро восстанавливать физическое и психическое здоровье.
Мы познакомим вас на практическом примере (урок), как возможно эффективно развивать у детей социальные умения и навыки.
Вариант урока, предлагаемый ниже, можно проводить как с малой группой, так и с большой, т.е. со всем классом.

Понимание, поддержка и забота об окружающих
Занятие для детей 10—12 лет. Отрабатываемые социальные навыки: способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатия).

Цель: помочь учащимся научиться определять, как и что окружающие думают и чувствуют в различных ситуациях; отличать конструктивные (созидающие) реакции на людей от деструктивных (разрушающих). Необходимо подготовить: фотографии детей в различных социальных и учебных ситуациях, а также раздать листы бумаги, озаглавленные: «Что бы ты чувствовал, думал и как бы поступил?»

Вводный рассказ педагога:
Мальчик Слава, 10 лет, учится в 4-м классе. В начальной школе у него возникли сложности с русским языком и чтением. Не складывались отношения с одноклассниками. Слава — достаточно крупный и полный ребенок, обычно за партой сидит один и избегает как работы на уроке, так и общения с другими детьми. Как говорят учителя, во время уроков он невнимателен и рассеян. Учительница однажды в сердцах сказала ему: «Слава, такое впечатление, что в твоей голове не мозги, а кусок жира».

Обсуждение рассказа:
Как вы считаете, как Слава относится к себе, к школе, к одноклассникам? Что он думает и чувствует? Что он почувствовал, услышав слова учителя? Что, возможно, он подумал после этого о себе, об уроках, об одноклассниках? Что могли бы вы сказать или сделать, чтобы помочь Славе? Что, по вашему мнению, может еще ухудшить ситуацию для Славы?


Задание:
  1. Обсуждаем со всем классом:
    • Зачем нам необходимо понимать, что другой человек думает и чувствует.
    Вопросы:
    • Вспомните, когда кто-то сказал вам что-то очень обидное, недоброе.
    • Что вы подумали об этом человеке?
    • Что бы вы предпочли услышать от него вместо этого?
    • Что бы вы подумали об этом человеке после его добрых слов?
    • Почему же так важно пытаться понять, что окружающие думают и чувствуют?
    • Что происходит, если мы не показываем людям, что мы понимаем, о чем они думают и что чувствуют?
  2. Распределите учащихся на группы из трех человек. Раздайте им приготовленные фотографии, на которых изображены дети в различных ситуациях. Предложите учащимся обсудить в группе и записать на общем листе: «Как вам кажется, о чем думает ребенок в этот момент, что он чувствует и почему?»
  3. Предложите учащимся записать, что бы они сказали и что бы сделали полезное для детей, изображенных на фото (отдельно для каждого фото). Предложите участникам малых групп поделиться своими идеями со всем классом. Выделите самые конструктивные ответы.
  4. Спросите у детей:
    • наблюдали ли они такие ситуации, в которых люди ведут себя так, что это разрушает их отношения;
    • что, по их мнению, могут чувствовать люди, причиняющие боль другому человеку.
    Сообщите детям, что история Славы — реальная. Спустя некоторое время Слава подружился со старшеклассником, который очень любил читать и заинтересовал этим своего друга. Через 20 лет Слава (имя, конечно, изменено) стал писателем с мировым именем.

Возможные домашние задания для учащихся:

  1. Попросите своих родителей вкратце рассказать о том, кто и как их поддерживал, когда им было плохо. Запишите их рассказ.
  2. Попросите своих родителей вспомнить те случаи, когда я (ребенок), по их мнению, поддерживаю окружающих и забочусь о них. Запишите их рассказ.
Позже в классе можно вслух прочитать эти истории.


 

Новости

29.11.2018

Приглашаем принять участие в вебинарах декабря 2018 г.

подробнее
19.11.2018

Готовимся к школе!

подробнее
31.10.2018

Приглашаем принять участие в вебинарах ноября 2018 г.

подробнее
30.10.2018

Фестиваль «Учительская книга»

подробнее
05.10.2018

С Днём учителя!

подробнее
02.10.2018

Приглашаем принять участие в вебинарах октября 2018 г.

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
Издательство   |   Где купить   |   Контакты   |   Обратная связь
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric