Новинки

Актуально

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

О внесении изменений в федеральный перечень учебников

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Изменения в учебно-методических пособиях разных лет издания (2012-2015)

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Родителям / Советы и рекомендации / Права и обязанности детей с точки зрения психолога

Права и обязанности детей с точки зрения психолога

Н.О. Зиновьева

В этих заметках не будет полного перечня того, что должны делать дети младшего школьного возраста; вряд ли возможно перечислить все, что мы, взрослые, возлагаем на них. К тому же, в разных семьях совершенно по-разному относятся к вопросу прав и обязанностей детей. Например, в одной семье ребенку говорят: «У тебя одна обязанность – хорошо учиться» (такой подход может вызвать проблемы в плане воспитания у детей привычки к наведению и поддержанию порядка в доме). В другой семье тревожные и амбициозные родители пытаются разделить с ребенком его обязанность учиться, готовя вместе с ним домашние задания. На консультации, когда задаешь ребенку вопрос: «А какие у тебя есть обязанности по дому», часто следует ответ: «Когда мама просит, выношу мусорное ведро, или накрываю на стол, или подметаю», из чего следует, что постоянных обязанностей у него нет. Что касается прав детей, то обычно в семьях этот вопрос не поднимается, не обсуждается, да и вообще многие не понимают, что под этим подразумевать.

Вернемся пока к вопросу об обязанностях детей. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, принимает как само собой разумеющееся, что вы для него готовите, убираете, стираете, моете его, укладываете спать и т.п. Нет ни одного ребенка, который бы отказался от привилегии быть членом семьи и ничего самому для семьи не делать, в том числе и обслуживать самого себя. На самом деле, дети младшего школьного возраста в состоянии брать на себя не только обязанность обеспечивать полностью свою личную гигиену, но и домашние обязанности, не говоря уже об обязанностях учебных. Как обычно вводятся эти обязанности в распорядок дня? Родители сообщают ребенку о тех правилах, которые приняты в семье, и кто за что отвечает. В отношении домашних обязанностей очень важно предоставить ребенку возможность выбора; затем уточнить, как часто и каким образом будут выполняться эти обязанности. Чем конкретнее и подробнее родители договорятся с детьми, тем больше шансов, что договоренности будут выполняться. Не ждите, что ребенок всегда будет выполнять свои обязательства. Если это связано с исключительными обстоятельствами, например, болезнью, родителям стоит отнестись к этому мягко и с пониманием. Однако будьте бдительны: исключения не должны стать нормой. Как только у ребенка выполнение своих обязанностей станет привычным, это даст ему ощущение спокойствия и безопасности, в которых мы все так нуждаемся. Это способствует повышению уверенности в себе и снижению внутренней тревожности.

Что касается прав детей, то, по мнению ряда психологов, они тесно связаны с правами родителей. Современные специалисты, говоря о так называемой «теории социального равенства», утверждают, что нынешние дети воспринимают себя равными родителям, точно так же заслуживающими уважения, внимания, права иметь свою собственную точку зрения и т.п. Подобные установки у детей связаны с тем, как общество через средства массовой информации «проповедует» демократическое сотрудничество между партиями, меньшинствами, мужчинами и женщинами и т.п. Что касается семьи, то ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители, дедушки и бабушки дискутируют по разным вопросам и подсознательно делает для себя вывод: и мне тоже можно, я тоже имею право. Поэтому сегодня из всех имеющихся педагогических подходов к воспитанию приветствуется воспитание в духе сотрудничества, которое предполагает, что родители будут придерживаться принципов, описанных ниже, и этот подход даст возможность детям реализовывать свои права.

 

Принципы воспитания через сотрудничество
(по Г.Л. Ландрету)

Я – не всезнайка, поэтому я не буду пытаться быть им.

Я хочу, чтобы меня любили, поэтому я буду открытым для любви своих детей.

Я хочу больше принимать в себе ребенка, поэтому я с интересом и благодарностью позволю своим детям входить в мой мир.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, поэтому я позволю детям учить меня.

Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий, поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.

Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам убежище своим детям.

Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле, поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

Я делаю ошибки. Я человек и могу ошибаться, поэтому я буду терпеливым со своим ребенком.

Я реагирую эмоционально на мир собственной реальности, поэтому я постараюсь понять и войти в мир моего ребенка.

Приятно чувствовать себя главным и большим и знать ответы на все вопросы, поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы защитить от себя детей.

Я чувствую себя лучше всего, когда нахожусь в безопасности, поэтому я буду последователен и постараюсь дать такое же ощущение своим детям.

Я – единственный, кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы всегда управлять жизнью своего ребенка.

Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю своим детям приобретать их собственный опыт.

Я черпаю надежду и любовь к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и поддерживать чувство собственного достоинства у своего ребенка.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребенка исчезли, поэтому я буду стараться смягчать удары.

Я сам чувствую страх, когда я беззащитен, поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру моего ребенка с добротой, лаской и нежностью.

 

Завершая эти заметки о правах и обязанностях, хотелось бы перечислить основные права человека, которые поддерживают уверенность в себе (по C. Kelley):

  • право быть одному;
  • право быть независимым;
  • право на то, чтобы быть успешным;
  • право быть выслушанным и принятым всерьез;
  • право получать то, за что платишь (в смысле и материальном, и моральном);
  • право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека;
  • право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;
  • право просить то, чего хочешь;
  • право не быть напористым и уступать;
  • право совершать ошибки и быть ответственным за них.

Дорогие родители, научите детей реализовывать свои права!


Новости

29.04.2016

Внимание! Конкурс!

подробнее
15.04.2016

Вебинар «Ресурсы предметной линии «Математика» авторов Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой для формирования и развития основ логического мышления обучающихся»

подробнее
12.04.2016

Авторский вебинар «Ресурсы УМК издательства «Просвещение» для формирования информационных умений у младших школьников. Работа с текстом. Часть 3»

подробнее
25.03.2016

Вебинар «Технологическая карта урока физической культуры в начальной школе»

подробнее
25.03.2016

Вебинар «Преемственность в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста»

подробнее
18.03.2016

Вебинар «Как помочь четверокласснику успешно справиться с итоговой работой (ВПР) по русскому языку? Как предупредить типичные трудности и ошибки?»

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
Издательство   |   Где купить   |   Контакты   |   Обратная связь
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric