Новинки

Актуально

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

О внесении изменений в федеральный перечень учебников

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Изменения в учебно-методических пособиях разных лет издания (2012-2015)

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Содружество родителей Просвещения / Советы и рекомендации / Права и обязанности детей с точки зрения психолога

Права и обязанности детей с точки зрения психолога

Н.О. Зиновьева

В этих заметках не будет полного перечня того, что должны делать дети младшего школьного возраста; вряд ли возможно перечислить все, что мы, взрослые, возлагаем на них. К тому же, в разных семьях совершенно по-разному относятся к вопросу прав и обязанностей детей. Например, в одной семье ребенку говорят: «У тебя одна обязанность – хорошо учиться» (такой подход может вызвать проблемы в плане воспитания у детей привычки к наведению и поддержанию порядка в доме). В другой семье тревожные и амбициозные родители пытаются разделить с ребенком его обязанность учиться, готовя вместе с ним домашние задания. На консультации, когда задаешь ребенку вопрос: «А какие у тебя есть обязанности по дому», часто следует ответ: «Когда мама просит, выношу мусорное ведро, или накрываю на стол, или подметаю», из чего следует, что постоянных обязанностей у него нет. Что касается прав детей, то обычно в семьях этот вопрос не поднимается, не обсуждается, да и вообще многие не понимают, что под этим подразумевать.

Вернемся пока к вопросу об обязанностях детей. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, принимает как само собой разумеющееся, что вы для него готовите, убираете, стираете, моете его, укладываете спать и т.п. Нет ни одного ребенка, который бы отказался от привилегии быть членом семьи и ничего самому для семьи не делать, в том числе и обслуживать самого себя. На самом деле, дети младшего школьного возраста в состоянии брать на себя не только обязанность обеспечивать полностью свою личную гигиену, но и домашние обязанности, не говоря уже об обязанностях учебных. Как обычно вводятся эти обязанности в распорядок дня? Родители сообщают ребенку о тех правилах, которые приняты в семье, и кто за что отвечает. В отношении домашних обязанностей очень важно предоставить ребенку возможность выбора; затем уточнить, как часто и каким образом будут выполняться эти обязанности. Чем конкретнее и подробнее родители договорятся с детьми, тем больше шансов, что договоренности будут выполняться. Не ждите, что ребенок всегда будет выполнять свои обязательства. Если это связано с исключительными обстоятельствами, например, болезнью, родителям стоит отнестись к этому мягко и с пониманием. Однако будьте бдительны: исключения не должны стать нормой. Как только у ребенка выполнение своих обязанностей станет привычным, это даст ему ощущение спокойствия и безопасности, в которых мы все так нуждаемся. Это способствует повышению уверенности в себе и снижению внутренней тревожности.

Что касается прав детей, то, по мнению ряда психологов, они тесно связаны с правами родителей. Современные специалисты, говоря о так называемой «теории социального равенства», утверждают, что нынешние дети воспринимают себя равными родителям, точно так же заслуживающими уважения, внимания, права иметь свою собственную точку зрения и т.п. Подобные установки у детей связаны с тем, как общество через средства массовой информации «проповедует» демократическое сотрудничество между партиями, меньшинствами, мужчинами и женщинами и т.п. Что касается семьи, то ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители, дедушки и бабушки дискутируют по разным вопросам и подсознательно делает для себя вывод: и мне тоже можно, я тоже имею право. Поэтому сегодня из всех имеющихся педагогических подходов к воспитанию приветствуется воспитание в духе сотрудничества, которое предполагает, что родители будут придерживаться принципов, описанных ниже, и этот подход даст возможность детям реализовывать свои права.

 

Принципы воспитания через сотрудничество
(по Г.Л. Ландрету)

Я – не всезнайка, поэтому я не буду пытаться быть им.

Я хочу, чтобы меня любили, поэтому я буду открытым для любви своих детей.

Я хочу больше принимать в себе ребенка, поэтому я с интересом и благодарностью позволю своим детям входить в мой мир.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, поэтому я позволю детям учить меня.

Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий, поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.

Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам убежище своим детям.

Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле, поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

Я делаю ошибки. Я человек и могу ошибаться, поэтому я буду терпеливым со своим ребенком.

Я реагирую эмоционально на мир собственной реальности, поэтому я постараюсь понять и войти в мир моего ребенка.

Приятно чувствовать себя главным и большим и знать ответы на все вопросы, поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы защитить от себя детей.

Я чувствую себя лучше всего, когда нахожусь в безопасности, поэтому я буду последователен и постараюсь дать такое же ощущение своим детям.

Я – единственный, кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы всегда управлять жизнью своего ребенка.

Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю своим детям приобретать их собственный опыт.

Я черпаю надежду и любовь к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и поддерживать чувство собственного достоинства у своего ребенка.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребенка исчезли, поэтому я буду стараться смягчать удары.

Я сам чувствую страх, когда я беззащитен, поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру моего ребенка с добротой, лаской и нежностью.

 

Завершая эти заметки о правах и обязанностях, хотелось бы перечислить основные права человека, которые поддерживают уверенность в себе (по C. Kelley):

  • право быть одному;
  • право быть независимым;
  • право на то, чтобы быть успешным;
  • право быть выслушанным и принятым всерьез;
  • право получать то, за что платишь (в смысле и материальном, и моральном);
  • право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека;
  • право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;
  • право просить то, чего хочешь;
  • право не быть напористым и уступать;
  • право совершать ошибки и быть ответственным за них.

Дорогие родители, научите детей реализовывать свои права!


Новости

05.12.2016

Цикл авторских вебинаров по работе с комплектом «Всероссийские проверочные работы»

подробнее
25.11.2016

Вебинар «Организация внеурочной деятельности средствами УМК «Перспектива»

подробнее
25.11.2016

Курсы повышения квалификации в городе Ульяновске

подробнее
24.11.2016

Вебинар из цикла «Просвещение» – педагогам и родителям!» «Учим ребёнка говорить правильно»

подробнее
16.11.2016

Цикл авторских вебинаров по работе с комплектом «Готовимся к Всероссийской проверочной работе»

подробнее
10.11.2016

Приглашаем вас принять участие в читательском конкурсе «Мой читательский дневник»

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
Издательство   |   Где купить   |   Контакты   |   Обратная связь
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric