Новинки

Актуально

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

О внесении изменений в федеральный перечень учебников

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Внеурочная деятельность

Блок внеклассной работы. «Окружающий мир. 3 класс»

Блок внеклассной работы «За страницами учебника»

Деятельность учителя в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» непосредственно вытекает из содержания программы 3 класса и опирается на ценностно-смысловой потенциал отечественной и мировой культуры. Рассмотрим более подробно особенности этой работы.

Третий класс
Тема года: «От родного дома — к всемирным сокровищам»

Тема этого года еще больше расширяет круг общения детей: от родного дома — в мир города (села), родного края, своей страны, к поискам всемирных сокровищ. Любое путешествие начинается от родного порога. Любое путешествие — это открытие мира, это познание себя и окружающих людей. Поэтому необходимо обратиться к понятию дом в самом понятном для каждого человека смысле: дом — это семья, круг близких людей. Наши родные (родители, братья, сестры, бабушки и дедушки) не только самые любимые и близкие люди, но и те, кто нам помогает в жизни, защищает от невзгод. Дети должны задуматься, умеют ли они ценить любовь и заботу близких, и отвечать им тем же. Заповедь «Чти отца и мать твою» должна стать смысловым центром всей работы. Говоря о своих родителях, ребята из христианских семей могут обратиться к святым, чьи имена носят их мама и папа, брат и сестра, вспомнить об ангелах-хранителях. И, конечно, всем детям, без различия их этнической и конфессиональной принадлежности, важно обратить внимание на символическое значение своего имени, на происхождение своей фамилии, на поиск образца для подражания в историко-культурном прошлом России и всего мира, а также среди своих современников-земляков и соотечественников.
Так постепенно представление о доме у ребят расширится, и они поймут, что домом можно назвать свою Родину. Можно будет проследить и раскрыть связь слов «род — родня — родник — Родина». Так же, как и зависимость слов «отец — отчий — Отчизна — Отечество». Таким образом, через глубину понимания слов родного языка создаются условия для воспитания в детях чувства патриотизма, гражданственности. Это — хороший фундамент для работы по программе следующего, 4 класса. Вспомнив поговорку «Иван, родства не помнящий», можно начать разговор о том, как важно знать свои корни, знать как можно больше о своих предках, о происхождении фамилии. Следует задуматься, в каких случаях мы используем прилагательное в разных устойчивых словосочетаниях: родной, родной человек, родной дом, родной язык, родные просторы, родная деревня…
Таким образом, в течение года ведется разговор об уважении к родителям, родственникам, об умении быть гостеприимным, заботливым, внимательным к тем, кто слабее и младше тебя. Помимо развития этих важных нравственных качеств, следует продолжить знакомить ребят с особенностями этикета. Им полезно будет узнать о правилах знакомства, о том, как следует себя вести в гостях, или, напротив, когда твои друзья пришли в гости к тебе, в твой «отчий дом».
Усвоение и осознание воспитательного содержания курса за страницами учебника должно происходить путем его расширения в ходе чтения, рассуждения, а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром. Диапазон произведений по внеклассному чтению может быть расширен за счет произведений писателей, принадлежащих в духовном смысле к конфессиям, традиционным для России — православию, исламу, иудаизму, буддизму (по выбору).
Содержание работы в течение года можно более подробно представить, если обратиться к основным темам каждой четверти.

I четверть
Как я изменился за год;
Как изменились мои друзья;
С кем я пойду в путешествие;
Готовимся к путешествию.
II четверть
Почему вода бывает святой;
Как сохранить воздух — наше невидимое сокровище;
Как уберечь землю — нашу кормилицу;
«Большая охота» в родном городе (селе).
III четверть
Помним ли мы своих предков;
Откуда произошла моя фамилия;
Тепло родного дома;
«Красный угол» родного дома;
Златоглавое чудо (церковь рядом с домом и её история).
IV четверть
Учимся помогать слабому.
Как жить в мире, или можно ли обойтись без ссор?
Легко ли просить прощение
Когда мы радуемся и когда грустим
Что значит «милосердие»
Любовью за любовь
Что мы будем читать летом.
Конкретные советы даются в рубрике «Рекомендации для занятий в семье», в поурочных описаниях занятий в классе. Таково общее содержание работы за страницами учебника в 3 классе. Однако в дальнейшем оно будет конкретизировано в соответствии с разделами учебника «Окружающий мир».

За страницами учебника
(раздел «Радость познания»)

Организуйте путешествие по вашему городу (селу). При подготовке путешествия опирайтесь на советы, данные в этом разделе. Используйте для уточнения маршрута карты, планы, чертежи, путеводители. На основе своих путевых материалов — дневников, зарисовок, фотографий — начните оформление индивидуального или общего «Альбома путешествий».
Побеседуйте с детьми на темы:
1. Как прошло мое лето и что во мне изменилось за прошедший год?
2. Что и почему мне и моему другу (подруге) было интересно на экскурсии в краеведческом (или любом другом) музее?
Проведите праздник «Книга — источник знаний» с участием семей ваших воспитанников. Подготовьте выставку «Моя любимая книга». Проведите фестиваль рассказов о любимой книге.

За страницами учебника
(раздел «Мир как дом»)

По возможности организуйте экскурсии в заповедник, ботанический сад для знакомства с природными сообществами, характерными для вашего края. В библиотеке, интернете подберите дополнительный материал на эту тему. По результатам экскурсии и поисковой работы проведите совместный фестиваль с соседним классом «Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков-современников».
Сделайте для школы стенгазету «Бережём родную землю!». Используйте для оформления материалы экскурсии и фестиваля, свои рисунки, фотографии, стихотворения, загадки, песни.
Предложите родителям организовать вместе с детьми концерт-праздник на тему «Образы природы в старинном и современном декоративно-прикладном, архитектурном и устно-поэтическом творчестве народов нашего края»

За страницами учебника
(раздел «Дом как мир»)

Организуйте с помощью родителей по желанию и взаимной договоренности посещения друг друга по правилам гостеприимства народов вашего края.
Посетите краеведческий музей или музей под открытым небом. Познакомьтесь с внутренним устройством старинных жилищ народов вашего края. Смастерите игрушечные жилища и кукол разного возраста для нескольких кукольных семей. Разыграйте кукольную свадьбу по старинным обычаям.
Предложите родителям вместе с детьми приступить к составлению своего родословного древа. Проведите праздники на темы: «Моё имя — моя честь», «Моя фамилия — память об истории рода и Родины».
Организуйте вместе с детьми изготовление рукодельных подарков для младших и старших членов их семьи к ближайшему календарному празднику.
Проведите конкурсы на темы: «Мой уголок для игры в родном доме», «Народная игрушка — добрая душа», «Школа первой помощи», «Хорошая хозяйка», «Хороший хозяин».
Организуйте совместно с родителями воспитанников праздники «Игры народов нашего края — школа здоровья», «Мудрый учится у мудрого».

За страницами учебника
(раздел «В поисках Всемирного наследия»)

По возможности посетите объект Всемирного наследия вашего края. После экскурсии продолжите оформление «Альбома путешествий».
Организуйте встречи с родными, друзьями, земляками, которые могут поделиться с детьми своими впечатлениями об объектах Всемирного наследия России и мира.
Организуйте с помощью современных технических средств заочное путешествие к одному или нескольким объектам Всемирного наследия (по вашему выбору и возможностям).
Предложите детям совместно с родителями побывать в доме-музее вашего земляка, которого они выбрали в качестве своего образца как обладателя лучших человеческих качеств.
Инициируйте составление Списка объектов природного историко-культурного наследия своего края; составление Списка Всемирных духовных сокровищ по согласованию со всеми воспитанниками.


Новости

07.09.2017

Вебинары сентября 2017 г.

подробнее
04.09.2017

Вебинар «Выявление талантов и индивидуальные траектории развития детей дошкольного и младшего школьного возраста»

подробнее
01.09.2017

Поздравление с Днём знаний

подробнее
29.08.2017

Семинары в Республике Крым

подробнее
29.08.2017

Вебинар «Формирование учебной самостоятельности в 1 классе. С чего начать учителю? Как могут помочь родители?»

подробнее
29.08.2017

Вебинар «Программы физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста и их связь с эмоционально-волевой сферой»

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
Издательство   |   Где купить   |   Контакты   |   Обратная связь
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric