Новинки

Актуально

Федеральный перечень учебников 2019

подробнее

Осторожно – контрафакт!

подробнее

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Точка зрения / Опыт работы в МБОУ «Батыревская СОШ №1» Батыревского района Чувашской Республики

Опыт работы в МБОУ «Батыревская СОШ №1» Батыревского района Чувашской Республики

Наталья Борисовна Андреева,
к. п. н., директор МБОУ «Батыревская СОШ №1»,
«Учитель года Чувашии – 2012»

В материалах размещены фотографии с уроков педагогов Уруковой С. С. (2 класс) и Антоновой Н. Л. (1 класс), Фёдоровой Н. А. (3 класс)

Государственная политика в области образования нацелена на совершенно новый образ выпускника школы, обладающего не только целостной системой универсальных знаний, умений и навыков по предметным областям, но и формирование ключевых компетенций – личной ответственности и готовности к самостоятельной деятельности. Школьник должен стать личностью, способной к самосовершенствованию и саморазвитию, обладающей исторической культурой и культурой межличностного общения. На наш взгляд, УМК «Перспектива» нацелен на решение именно этих задач.

В МБОУ «Батыревская СОШ №1» Батыревского района Чувашской Республики учебно-методический комплекс «Перспектива» реализуется с 2008 года. По данному УМК в нашей школе работают два педагога: учитель высшей квалификационной категории Светлана Сергеевна Урукова (6 лет опыта работы с УМК «Перспектива») и учитель первой квалификационной категории Марина Анатольевна Федорова (4 года с УМК). Марина Анатольевна первой апробировала данную программу еще в 2008 - 2009 годах, войдя в экспериментальную группу по совершенствованию качества учебников издательства «Просвещение», за что была удостоена Благодарственного письма за практические предложения по совершенствованию учебно-методического комплекта. В 2011 году Федорова М. А. стала абсолютным победителем по всем номинациям в фотоконкурсе «Вместе с «Перспективой». Вслед за опытными учителями, в новом учебном году к работе с УМК «Перспектива» приступили два молодых педагога: Антонова Наталия Леонидовна и Воронова Мария Валериевна, учителя первой квалификационной категории. По мнению педагогов и родителей, «Перспектива» является настоящей «золотой серединой», сочетающей в себе инновационные идеи современного образования и лучшие достижения классической советско-российской школы. Программа позволяет по-новому взглянуть на организацию учебного процесса, больше внимания уделить развитию общеучебных умений, способствует формированию универсальных учебных действий: коммуникативных, умения учиться, выдвигать и проверять гипотезы, рассматривать разные пути решения проблемы, обосновывать свой выбор.

В состав УМК входят линии учебников по следующим предметам: «Русский язык» (Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева – 1 класс, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина – 2 класс), «Азбука» (Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева), «Литературное чтение» (Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий), «Математика» (Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова), «Окружающий мир» (А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая), «Технология» (Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Шипилова), «Изобразительное искусство» (Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова). В нашей школе педагоги начального уровня общего образования, работающие по другим УМК, таким как «Школа 2100», программа Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, используют в своей работе и учебники программы «Перспектива» по предметам «Технология», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир». Их привлекает разнообразие творческих заданий, наличие технологических карт уроков, пошаговых алгоритмов выполнения заданий, презентабельность учебников и рабочих тетрадей. Несомненно, также облегчают работу учителя и электронные образовательные ресурсы в комплектах учебников. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

Кликните по картинке, чтобы увеличить её.

На уроках литературного чтения благодаря интересной структуре учебника прекрасно организуются такие формы работы, как «Люблю все живое», «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение», «Мы идем в библиотеку», «Наш театр», «Читалочка – обучалочка», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Странички из энциклопедии». Часто педагогами используются на уроках ролевые игры, уроки фантазирования сказок, инсценирование, устное и словесное рисование. Уроки легко интегрируются с уроками музыки, фольклора, изобразительного искусства, окружающего мира, внеурочной деятельностью по программе «Социокультурные истоки». Такой подход к преподаванию литературного чтения обогащает практический опыт ребенка, так как складывается единая система работы с книгой, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Принципиальной особенностью УМК «Перспектива» является изучение литературы в культурно-историческом контексте. Дети обучаются на лучших образцах классики детской художественной литературы: произведения К. Ушинского, Л. Толстого, Б. Заходера, А. Барто, Н. Сладкого, В. Бианки и других; жанры устного народного творчества: потешки, считалки, загадки, присказки.

Кликните по картинке, чтобы увеличить её.

На страницах УМК «Русский язык» главными ориентирами для учащихся становятся разнообразные виды речевой деятельности: умения писать, читать, слушать и говорить, развитие речевого мышления, умения общаться и понимать себя и других. Работа на уроке выстраивается в форме диалога, в ходе которого обыгрываются различные коммуникативно-речевые ситуации. Хорошо организована работа с текстовым материалом, с игровыми и занимательными упражнениями, структурно-образными моделями слов. Курс подобран с учетом уровня развития познавательных интересов ребенка и отличается коммуникативно-познавательной и духовно-нравственной направленностью.

Задания в программе по русскому языку составлены с учетом интересов учащихся, ориентированы на решение тех проблем, которые его волнуют именно на этом этапе жизни, причем решение происходит через беседу, игровую ситуацию, рефлексию. Например, обучение происходит через знакомство с учителем, одноклассниками, предметами, новой действительностью, через приобщение к школьной среде, новые учебные предметы, знакомство с новыми учителями. Все это происходит в тесном сотрудничестве с учителем, ровесниками, родителями, активно включенными в образовательный процесс.

В программе нас привлекает и тот факт, что предметное обучение становится метапредметным благодаря тому, что подобраны задания, ориентированные не только на развитие речи учащегося, но и на развитие культуры, воспитание, умения сотрудничать, взаимодействовать, взаимопомощи и самоконтролю. Этому способствуют задания: «Посоветуй, как мальчикам помириться? Какие слова им следует сказать друг другу?» (Азбука, часть 1, стр. 6); «Помоги Ктототаму успокоить обезьянку. Какие слова утешения надо ей сказать?» Интерес учащихся вызывают задания «Творческая переменка», «Твой словарик», «Словесное творчество». Сконцентрировать внимание на отдельных правилах, компетенциях позволяют «узелки на память».

Культура общения и взаимоотношения детей, речевой этикет подробно рассматриваются в рабочей тетради по развитию речи Л. Ф. Климановой и Т. Ю. Коти «Волшебная сила слов». Дети учатся вести себя в различных ситуациях общения: «У меня зазвонил телефон…», «Я захотел устроить бал, и я гостей к себе позвал…», с увлечением разбирают проблемные ситуации, внимательно слушают «советы-конфеты».

На уроках окружающего мира работа учащегося связана с развивающими заданиями («Сравните, докажите, почему так, что вы знаете, подумайте, вспомните, найдите…»), что позволяет построить учебный процесс в проблемном и исследовательском ключе. Дополнительный материал для урока и для выполнения домашних заданий представлен в разделе «За страницами учебника», атлас-определителе «От земли до неба», книгах чтения «Великан на поляне» и «Зеленые страницы». Ребята учатся составлять собственные памятки, мини-проекты, проводят исследования, наблюдения. Программа составлена со строгим соблюдением временных сезонов и выстроена в практико-ориентированном ключе: создание домашней аптечки, работа с гербарием, составление календаря природы, старинные игры, реконструкция забытых праздников, обрядов, традиций и т.д. Обогащает учебный процесс использование фотографий музеев, городов, современных и старинных улиц, использование репродукций картин известных художников, произведений классической литературы и фольклора, экскурсионная программа. УМК расширяет возможности учителя для организации самостоятельной поисковой работы: «викторины», загадки, логические задачи с участием героев мультфильмов, сказок, использованием геометрического и графического материала, таблиц. Большое место в работе с курсом отводится родителям («узнай у бабушки, «расскажи родителям», «опиши со слов родителей», «прочитай родителям», «подбери фотографии с помощью взрослых», составление семейного древа), что способствует сближению, взаимопониманию в семье. Эта программа учит познавать мир, общаться, фантазировать, дает замечательный повод заглянуть в семейный альбом, в энциклопедии.

Кликните по картинке, чтобы увеличить её.

На уроках предмета «Технология» учебники представляют все условия для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Предусмотрены работа с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучаются свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход позволяет сформировать конкретные личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т.д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией и осваивать элементарные приемы работы на компьютере. Особенно интересна структура учебника, выстроенная как путешествие ребенка по разным сферам жизнедеятельности человека: земля, вода, воздух, информационное пространство. В учебниках и рабочих тетрадях (авторы Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Шипилова) имеются шаблоны изделий, информационные ресурсы, что значительно облегчает подготовку учителя к уроку.

Кликните по картинке, чтобы увеличить её.

Учебные пособия позволяют учителю рационально организовать работу на уроке, способствует успешной самореализации учителя в педагогической деятельности. Наличие рабочих тетрадей по математике, окружающему миру, русскому языку, технологии позволяет увеличить темп урока и его продуктивность. А наличие знаковой системы оценивания качества и сложности выполнения изделия позволяет формировать ситуацию успеха на уроке и самооценку ученика.

Эффективность работы с УМК доказывают и результаты мониторинга. Исследование познавательных процессов, личностных качеств учащихся изучалось в течение года через анкетирование, наблюдение на уроках и во внеурочное время. Результаты очевидны: данные мониторинга показали рост и стабилизацию высокого и вышесреднего уровней развития познавательного интереса и познавательных способностей в целом. Просматривается положительная динамика развития познавательных процессов: рост уровней развития мышления, памяти, внимания. Качество знаний второклассников составляет по итогам первого года обучения 89%, что на 14% выше, чем у классов, работающих по другим программам. Учащиеся основного общего уровня, обучавшиеся на уровне НОО по УМК «Перспектива», показывают также высокие результаты обучения. Так, по итогам 2013-2014 учебного года учащиеся 5б класса имели 82%, а учащиеся 6в класса – 79% качества обучения. Такие показатели трактуются как высокие. Неожиданным бонусом для учителя в процессе обучения становится позитивное отношение учащихся и родителей к учебе, к школе, к личности учителя. Кроме этого, данные психолого-педагогического анализа (уровень тревожности) показали, что адаптация младших школьников, обучающихся по УМК «Перспектива» проходит легче, более комфортно благодаря вовлеченности семьи и близких в образовательный процесс. Уровень учебной мотивации высокий: он хорошо выражен у 95% учащихся.

Я, как директор школы, всецело поддерживаю стремление педагогов нашей школы работать по линии УМК «Перспектива», которая создана в соответствии с ФГОС начального общего образования. На наш взгляд пособия вобрали в себя лучшие качества традиционных учебников, придав содержанию новую форму, современное звучание. Видя «горящие глаза» мотивированных к качественному образованию участников образовательного процесса: младших школьников, родителей, учителей, хочется подытожить, что за этой линией учебников – будущее!


Новости

11.11.2019

Приглашаем принять участие в вебинарах ноября 2019 г.

подробнее
05.11.2019

Московский Фестиваль «Учительская книга»

подробнее
01.11.2019

Формирование читательской компетентности в начальной школе

подробнее
30.10.2019

Педагогическая мастерская

подробнее
11.10.2019

Педагоги школы № 1409 обсудили основные направления профессионального развития в формате деловой игры

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
Издательство   |   Где купить   |   Контакты   |   Обратная связь
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric